Работа над ошибками по русскому языку для учащихся 1-2 классов. Памятка.
методическая разработка (1 класс) на тему

Танева Наталья Юрьевна

Систематическое использование данного пособия будет способствовать развитию орфографической зоркости  у учащихся и ликвидации пунктуационных ошибок.

Памятка необходима как при выполнении работы над ошибками, так и при повторении правил, изученных в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         ПАМЯТКА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ

                                      ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  

                                                           для учащихся 1-2 классов.

Систематическое использование данного пособия будет способствовать развитию орфографической зоркости  у учащихся и ликвидации пунктуационных ошибок.

Памятка необходима как при выполнении работы над ошибками, так и при повторении правил, изученных в начальной школе.

                                                            ДОРОГОЙ ДРУГ!

Перед тобой «Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку». Работа над ошибками просто необходима: она позволит тебе закрепить плохо усвоенный материал и избежать подобной ошибки в будущем.

Возьми для себя за правило, что после того, как ты получил тетрадь с проверенной работой, необходимо обратить внимание не только на оценку (как это часто происходит), а на допущенные тобой ошибки. Их обязательно нужно проанализировать. Без лишних напоминаний учителя выполни работу над ошибками:

  1. Определи, на какую орфограмму допущена  ошибка. Найди её в памятке.
  2. Вспомни правило и сделай работу над ошибкой по образцу.  
  3. Каждую ошибку выписывай с новой строки.

Не ленись выполнять работу над ошибками. Это позволит тебе научиться правильно, без ошибок выражать свои мысли, что очень важно для любого человека.

                                                      ЖЕЛАЮ ТЕБЕ УСПЕХОВ!  

                                       

    

                  Перечень используемых орфограмм:

№1. Пропуск, замена буквы. Искажение слова.

№2. Перенос слова.

№3.  Слог.

№4.  Ударение.

№5.  Гласные после шипящих.

№6.  Заглавная буква в именах собственных.

№7.  Проверяемые безударные гласные.

№8.  Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

№9.  Правописание  ЧК-ЧН, НЧ-НЩ-ЩН.

№10.Правописание парных согласных.

№11.Правописание непроизносимых согласных.

№12. Мягкий знак показатель мягкости.

№13. Разделительный мягкий знак.

№14. Правописание предлогов.

№15. Удвоенные согласные.

№16.Знаки препинания в конце предложения.

№17. Фонетический разбор предложения.

№18. Синтаксический разбор предложения.

                         Правила оформления :

№1.Ошибка на пропуск, искажение и замену букв.

Запиши слово правильно, подчеркни букву, которую пропустил. Рядом запиши это же слово ещё раз, разделив его на слоги,  поставь ударение.  

     Арбуз, арбуз.

№2.Правила переноса слов:

  1.слова надо переносить по слогам ( бе-рё-за );

   2.буквы Ь, Ъ, Й не переносят на следующую строку ( буль-он, отъ-езд, чай-ка );

   3.нельзя оставлять на строке или переносить одну букву;

   4.две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом (кас-са, Рос-сия)

Запиши слово правильно, разделяя его чёрточками для переноса и на слоги!

Уче-ник, ученик.

№3.Слог:

В слове столько слогов, сколько гласных букв.

Запиши слово правильно раздели вертикальными чёрточками на слоги.

Во|ро|на, во|ро|бей, и|ней.

№4.Ударение.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения. ПОМНИ! В словах с  1 слогом и на «Ё»

Ударение не ставим!

Алфавит, азбука, портфель.

№5.Правописание гласных после шипящих

      ( ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ )

     В небе взглядом

      ЧУ  и  ЩУ

      С буквой  У  я отыщу.

      Рядом с ними  -

      ЧА  и  ЩА,

       С  буквой  А

       Пишу их я.

       Знают даже малыши:

        С гласной  И

       ЖИ,  ШИ  пиши.

 Запиши слово правильно, выдели зелёным сочетание ( ча-ща, чу-щу, жи-ши ). Напиши ещё три слова с таким же сочетанием.

Роща, чаща, щавель, гуща. 

№6. Заглавная буква в именах собственных.

Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия государств, городов, деревень, селений, морей, рек, улиц, учреждений, литературных  и музыкальных произведений, газет и журналов называются ИМЕНАМИ СОБСТВЕННЫМИ и пишутся с заглавной буквы.

ВНИМАНИЕ!!! Названия народов, месяцев, и дней недели пишутся с маленькой буквы.

Запиши слово правильно, напиши еще три слова на это правило, выдели орфограмму.

 Илья, Мурка, Волга, Москва.  

№7. Проверяемые безударные гласные ( а, о, е, и, я ).

        Безударный - хитрый гласный!

        Слышим мы его прекрасно!

        А в письме  какая буква?

       Здесь поможет нам наука:

       Гласный стал под ударенье,

      Чтоб  развеять  все сомненья!!!

  Выпиши слово, выдели безударную гласную. Поставь ударение. Выдели корень. Подбери проверочное слово и запиши рядом, выдели гласную. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Сады – сад, волна – волны, червивый – червь.

№8. Безударная  гласная в корне, непроверяемая ударением.

!!!Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.

 Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, выдели гласную. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

 Ягода, ягода, ягода, воробей, билет.

№9.  Правописание ЧК-ЧН,  НЧ-НЩ-ЩН.

        НЩ, РЩ, ЩН,

       ЧТ, НЧ, ЧК, ЧН

   Пусть станет привычно писать на «отлично»!

   ЗАПОМНИ!!! ЧК-ЧН, НЧ-НЩ-ЩН  пиши без «Ь»!

Запиши слово правильно, выдели сочетание (ЧК-ЧН, НЧ-НЩ-ЩН), напиши еще три слова с таким же сочетанием.

Бочка, речка, ласточка, дочка.

№10. Правописание парных согласных.

       ( Сомнительная согласная на конце или в середине слова).

   Если слышишь парный звук,

   Будь внимательным, мой друг.

   Парный сразу проверяй,

   Слово смело изменяй:

   Зуб – на зубы,

  Лёд – на льды –

 Будешь  грамотным  и  ты!

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Выдели согласную, подбери проверочное слово. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Мороз – морозы, ягодка – ягода, город - города.

№11. Правописание непроизносимых согласных.

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Чтобы знать, как писать.

Надо слово изменять!

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать!!!

Запиши слово грамотно, подбери к нему проверочное слово. Запиши ещё два, три примера на это же правило.

Радостный - радость, опасный – опасен, небесный – небеса.

№12. Мягкий знак показатель мягкости.

  Выпиши слово. Выдели мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё три слова с этой орфограммой.

Ель, тень, лось, коньки.

№13. Разделительный мягкий знак.

  Запомним, друзья:

  После согласных перед гласными «И»

  И «двойными» Е, Ё, Ю, Я

  МЯГКИЙ ЗНАК  пишется всегда !

 Выпиши слово правильно. Выдели «Ь», согласную перед ним и гласную после него ( е, ё, ю, я, и). Запиши ещё три слова с этой орфограммой.

Вьюга, листья, соловьи, воробьи.

№14.Правописание предлогов.

Между предлогом и словом можно поставить вопрос или ещё какое-нибудь слово. Помни!!! У слов, обозначающих действия предмета (глаголов) предлогов не существует!!!

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Выдели предлог.

Лодка отплыла от берега.

отплыла от (какого?) берега

№15.Удвоенные согласные.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Выдели орфограмму. Запиши ещё два слова на эту орфограмму.

Группа, груп-па, ванна, ван-на, Анна, Ан-на.

№16.Знаки предложения в конце предложения « . ! ?»

  Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши его. Выдели знак.

  Где ты живёшь ? Как тебя найти ? 

№17.Фонетический разбор слова.

cо|ро|ка - 3 сл., 3гл.б., 3согл.б.

с - [с]-согл.,  парн. глух.,  парн.тв.

о - [а]-гласн., безуд.

р - [р]-согл.,  непарн.зв.,  парн.тв.

о - [о]-гласн.,ударн.

к - [к]-согл.,  парн.глух.,   парн.тв.

а - [а]-гласн.,безуд.

6 б.,6 зв.

№18. Синтаксический разбор предложения.

Образец устного рассуждения:

                                   глаг.                       прилаг.                    сущ.

В  овраге  течёт  маленькая  речка.   В этом предложении говорится о речке. ЧТО? Речка. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Подлежащее выражено именем существительным.

   Речка  ЧТО ДЕЛАЕТ? течёт. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Сказуемое выражено глаголом.

   Задаём вопрос от подлежащего. Речка  КАКАЯ? маленькая. Это определение. Подчёркиваем волнистой линией. Определение выражено именем прилагательным. (Если вопроса от подлежащего задать нельзя, то задаём его от второстепенных членов предложения).

   ВНИМАНИЕ! Вопросы к определению чаще всего задаются от имён существительных или местоимений (Я, ОН, ТЫ).