Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы
материал по русскому языку

Некипелова Ирина Анатольевна

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку

                                                   для учащихся начальной школы

1. Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова.

 Если ошибка в построении и записи предложения, продумай верный вариант записи,  и запиши все предложение, старайся не сделать ошибок.

2. Если ошибка в постановке  точки, вопросительного или восклицательного знака в конце предложения, то  спиши предложение правильно. Поставь в конце нужный знак.

Например:  В лесу на полянке расцвели подснежники.  Мы сегодня пойдем на экскурсию в лес? Какое замечательное утро!

Подчеркни поставленный знак. Запомни.

3. Если неверно написана буква в начале предложения (вместо заглавной написана строчная), то  выпиши это предложение правильно, подчеркни первую букву. Например:  С деревьев падают желтые, красные, оранжевые листья. 

4. Если в слове пропущена буква, или вместо одной буквы написана другая, то   напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Например: строй/ка, строй/ка, строй/ка.

5. Если неправильно выполнен перенос слова, то  раздели слово на слоги для переноса.  Запиши  все случаи переноса.

Например: ру-чейки, ручей-ки; оси-на.

ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

6. Если ошибка в делении слова  на слоги, то  выпиши слова и раздели их на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов.

Например: воIроIбей, уIчиIтель, тоIваIрищ, деIжурIный, моIлоIко, майIка, масIса. 

ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

7. Если неправильно написана в слове приставка,  запиши слово верно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 3 однокоренных слова с разными приставками. Например: приехал, заехал, уехал, переехал, проехал, отъехал. 

ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.

8. Если неверно написан предлог со словом, то из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово. Подбери ещё слово с этим предлогом.

Например: к (какому?) берегу; к (крутому) берегу; к (какому?) дому, к (большому) дому.

ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Предлог – это часть речи, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово. У глаголов нет предлогов (сравни: на ветке,  налетел).

9. Если неверно написан предлог перед местоимением, то  выпиши из предложения это  местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило. Например: у нас, ко мне, с тобой, к нему. 

ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

10. Если слитно написана частица НЕ  с глаголом,  то выпиши глагол с НЕ, запиши слово с частицей раздельно.  Запиши ещё 2 раза слово на это правило.

Например: не был, не выучил, не знал, не пришел, не слушал.

ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется раздельно.

11. Если  сделана ошибка в написании словарных слов или  орфограмм, которые ещё не изучались, то  запиши  слово, поставь ударение, подчеркни место ошибки.

Например: ребя́та.

12. Если с маленькой буквы написаны имена людей, клички животных,  названия стран, городов, деревень, улиц, рек, то запиши слово верно. Подчеркни заглавную букву. Придумай и запиши еще 3 слова на это правило.

Например: Саша, Мурзик, Санкт – Петербург, Россия.

ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с большой буквы. Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.

13. Если неверно написаны слоги:  жи-ши, ча-ща, чу-щу, то  запиши слово верно, подчеркни этот слог. Придумай и запиши   ещё 3 слова на это правило. Подчеркни слог Например: жимолость, жил, жизнь, чижи, шишка, машина, чашка, часовщик, чудовище, щука, щупальца. 

ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у.

14. Если в словах неверно написаны сочетания  чк, чн, нч, нщ, щн, рщ, чт,   то  запиши слово правильно, подбери и напиши ещё 2-3 слова на это правило.  Подчеркни сочетание.

Например: девочка, кочка, ночка, почка, ночной, печной, солнечный, прозрачный, встречный, хищник,  бизончик,  птенчик, жестянщик, барабанщик, хищница, мощный, фонарщик, почта.

ЗАПОМНИ! Слова с чк, чн, нч, нщ, щн, рщ, чт пишутся без мягкого знака (ь).

15. Если сделана ошибка в написании мягкого знака  – показателя мягкости, то запиши  

 слово правильно. Подчеркни мягкий знак одной чертой, а согласную  перед ним обозначь  одной зеленой  точкой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило.

Например: мальчик, большой, рысь, коньки, маленький, угольки, братья, смотреть, лошадь.

16. Если сделана ошибка в написании разделительного мягкого знака (ь), то  запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак одной чертой, а буквы, которые он разделяет, выдели зеленой (согласную) и красной (гласную) точками.  Напиши ещё 3 слова на это правило.

Например: вьюга, храбростью, деревья, обезьяна, воробьи, соловьи, варенье, печенье, шьет, бьет.  

ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.

17. Если сделана ошибка в написании разделительного твёрдого знака (ъ), то  запиши слово правильно. Выдели приставку, твёрдый знак подчеркни одной чертой, буквы, которые он разделяет,  выдели синей (согласную) и красной (гласную) точками. Придумай и запиши ещё 3 слова на это правило.

Например: съезд, отъезд, подъезд, объём, разъем, объяснил, разъяренный.  

ЗАПОМНИ! объект, субъект, адъютант.

ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.

18. Если сделана ошибка в написании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, то  выпиши это слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Напиши ещё 2-3  слова на это правило.

Например: цветы (цвет), гористая (горка), волна́ ( во́лны), сидит (сидя), дарить (дарит), солонка (соль). 

ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.

19. Если сделана ошибка в написании парных звонких и глухих согласных в корне слова, то нужно  выписать слово. Выделить в нём корень. Подчеркнуть букву, в которой допущена ошибка. Затем написать проверочное слово, подобрать ещё 2-3 слова на это правило, подчеркнуть слог.

Например: город (города), мороз (морозы), глазки (глаза), дуб (дубок), дорожка (дороженька), головка (голова), снег (снега).)

ЗАПОМНИ! Парные согласные нужно проверять как звонкие, так и глухие. Чтобы проверить парный согласный звук в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит гласный или звонкий сонорный  звук.

Способы проверки: У существительного: - изменяя число (ногти - ноготь, локти – локоть); - изменяя падеж (луг - на лугу, лук - в луке); - подбирая уменьшительно-ласкательный суффикс (дуб – дубок) - заменяя существительное глаголом (молотьба - молотить, просьба – просить, ходьба - ходить);

У прилагательных - образование краткой формы: жуткий - жуток.

20. Если не написана непроизносимая согласная в корне слова, то  запиши слово, подбери к нему проверочное слово, выдели корень. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Например: свистнул (свисток), честный (честь), звёздный (звезда), местность (место), солнце (солнышко), здравствуй (здравие).

ЗАПОМНИ! Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук.

До чего ж сегодня день чудесНый (чудеса),

СоЛнце (солнечный) в небе празДнично (праздничек) горит,

Освещает  (местечко) и окресТность (крест),

И теплом своим серДца (сердечко) бодрит,

Но лежит на пасТбище (пасти) корова,

ГрусТно (грусть) смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» (здравие) сегодня не сказал.

И ужасно, и опасно

Букву Т писать напрасно!

Всем известно, как прелесТно (пресесть) Букву Т писать уместно!

21. Если ошибка в написании удвоенной согласной в корне  слова, то выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Раздели все слова для переноса.

Например: груп-па, рас-сказ, кол-лектив, ал-лея, пер-рон, суб-бота.

ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

22.  Если ошибка в написании удвоенной  согласной,  одна из которых является частью приставки (суффикса), другая – корня; то  запиши слово правильно. Выдели приставку (суффикс) и корень. Подбери однокоренное слово, доказывая написание одной согласной. Подбери 2-3 слова на это правило.

Например: рассвет (свет), рассказ (сказывать, пересказ), оттащить (тащит); весенний (весна), длинный (длина), малинник (малина).

23. Если допущена ошибка в правописании наречий, то  выпиши слово, в котором допущена ошибка. Обрати внимание на гласную в конце слова. Подчеркни ее.

Например: справа, слева, сначала, налево, направо, хорошо.

ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а.

24. Если допущена ошибка в написании гласных и согласных в приставках, то выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, подержали.

ЗАПОМНИ! Приставки па не бывает. Исключения: пасынок, падчерица.

25. Если допущена ошибка в написании суффиксов, то выпиши слово правильно, выдели суффикс, запиши ещё 2-3 слова с этим суффиксом. Если суффикс можно проверить, запиши проверочное слово.

Например: Липовый, дубовый, кленовый, осиновый.

26. Если сделана ошибка в написании слов с шипящим звуком на конце, то  выпиши слово. Объясни написание слова. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Например: шалаш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), сторож (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), камыш (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.), луч (сущ. ед.ч., м.р., 2 скл.);

дочь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), ночь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), речь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.), рожь (сущ., ед.ч., ж. р., 3 скл.);

с крыш (сущ., мн.ч., Р. п.), много задач (сущ., мн.ч., Р. п.), из-за туч (сущ., мн.ч., Р. п.);

кипуч (краткое прил.), могуч (краткое прил.), скрипуч (краткое прил.).

ЗАПОМНИ! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих Ь знак не пишется.

У существительных женского рода 3 склонения после шипящего пишется Ь знак.

27. Если допущена ошибка в написании мягкого знака (ь) в глаголах неопределённой формы, то поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно. Подбери 2-3 слова на это правило.

Например: (что делать?) улыбаться, (что сделать) улыбнуться, (что делать?) петь.

ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком (ь).

28. Если допущена ошибка в написании мягкого знака (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени, то  выпиши глаголы правильно, выдели окончание. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.

Например: пишешь (гл., 2 л., ед.ч.), ругаешь (гл., 2 л., ед.ч.), сидишь (гл., 2 л., ед.ч.), читаешь (гл., 2 л., ед.ч.).

ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак (ь).

29.  Если допущена ошибка в правописании безударных падежных окончаний имён существительных, то  выпиши существительное со словом,  от которого оно зависит. Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, вспомни слово – помощник. Поставь слово – помощник в нужную форму. Запиши существительное, выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.

Например: Устно: Шёл по улиц. (улица – 1 скл.,) (весна – по весне) Шёл (где? по чему? по улиц. - сущ., 1 скл., (по весне)) по улице

Письменно: Шёл (сущ., 1 скл., по весне) по улице; кормить (сущ., 2 скл., слона) бегемота.

ЗАПОМНИ! Слова помощники: 1 скл. – весна, земля. 2 скл. – слон. 3 скл. – рожь.

Можно пользоваться таблицей безударных падежных окончаний существительных, но тогда не забывать определять падеж.

30. Если допущена ошибка в правописании безударных окончаний имён прилагательных, то выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

Например: К лесу (какому?) дальнему ( м.р., ед.ч., Д. п.)

ЗАПОМНИ! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.

31.  Если допущена ошибка в правописании безударных личных окончаний глаголов, то выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример. Например: пишет – писать (гл., I спр., – е); смотрит - смотреть (гл. исключение, IIспр., - и ); ставит – ставить (гл., II спр., - и)

ЗАПОМНИ! Гласные е - и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме и спряжению.

(I спр. – - е; - ут; - ют.  Все остальные глаголы не входящие во 2 спряжение + идти. 2 глагола-исключения: брить, стелить.

II спр. – -и, - ат. – ят. Все глаголы на - ить (говорить) + 7 глаголов-исключений на - еть видеть, ненавидеть, смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть + 4 глагола-исключения на – ать гнать, дышать, держать, слышать)

32. Если допущена ошибка в разбор слова по составу, то  выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции.

Например: поездка, походка.

33. Если ошибка допущена в фонетическом разборе слова, то  выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, не забудь указать количество звуков и букв в слове.

34. Если неверно выполнен разбор предложения по частям речи, то выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Например: п.,  сущ., глаг., прил., сущ.

По овражкам заиграли весенние ручейки.

35. Если неверно выполнен разбор по членам предложения, то выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Подчеркни второстепенные члены предложения.

Например: В лесу цветут душистые ландыши. Ландыши (какие?) душистые. Цветут (где? ) в лесу. ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову. Подлежащее – это главный член предложения, обозначает предмет (о ком или о чём говорится в предложении), отвечает на вопросы Кто? или Что?, подчёркивается одной чертой.

Сказуемое – главный член предложения, обозначает действие предмета (что говорится о подлежащем), отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? подчёркивается двумя чертами.

Определение – второстепенный член предложения. Обозначает   признак     предмета,

отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Подчёркивается волнистой чертой.

(Признак предмета или явления обозначает определение. Чей? и Какой? ответы просты, лишь не хватает волнистой черты.

Обстоятельство – второстепенный член предложения. Обозначает время, место, причину, образ действия. Отвечает на вопросы   Где?   Когда?   Как?  Откуда?  и   Куда?

Подчёркивается пунктиром с точкой.

На вопросы  Где? Когда? Как? Откуда? И Куда? Обстоятельство всегда вам дадут ответ – да-да.)

Дополнение – второстепенный член предложения. Обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей, подчёркивается пунктиром.

36. Если допущена ошибка в определении однородных членов предложения, то  выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Правильно расставь знаки.

Например:  Ель, сосна, осина и берёза здесь растут дружно и тесно. В огороде ребята собрали огурцы, помидоры, перец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы

Работу над ошибками учащиеся выполняют  по памятке. Памятка составлена для учащихся 4-го класса. Можно её использовать начиная с первого года обучения....

Памятка работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.

В памятке подробно описан алгоритм выполнения работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы....

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся 1-4 классов

"Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку" предназначена для учащихся 1-4 классов, их родителей и учителей. Она состоит из трёх разделов: "Правила правописания", "Виды разборо...

Работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы (памятка)

Данная памятка поможет ученикам правильно выполнить работу над ошибками....

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ВведениеПеред учителями стоит важная задача повышение качества обучения. Мы считаем, что важное место в системе обучения занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления ...

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для учащихся 1-4 классов.

"Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку" предназначена для учащихся 1-4 классов, их родителей и учителей. Она состоит из трёх разделов: "Правила правописания", "Виды разборов", "П...

Памятка к работе над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.

Данная памятка поможет в выполнении работы над ошибками на уроках русского языку. Предназначена для учащихся 1-4 классов....