Работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы (памятка)
материал по русскому языку (4 класс) по теме

Похиль Татьяна Леонидовна

Данная памятка поможет ученикам правильно выполнить работу над ошибками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami_po_russkomu_yazyku.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над ошибками по русскому языку

           

1. Большая буква в начале предложения.

        Начало предложения пишется с большой буквы.

        Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё 1 предложение.

        Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады. 

                2. Знаки препинания в конце предложения.

        В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши предложение правильно. Придумай или найди в учебнике предложение с таким же знаком.

Делай так: Как тебя зовут? Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее добежит?

3. Большая буква в имени собственном.

Имена, фамилии, отчества людей, названия рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.

Выпиши слово правильно. Подчеркни большую букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Илья, Мурка, Волга.

4. Перенос слова.

При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку. Нельзя отрывать буквы ъ, ь от предшествующей согласной (Маль-чик, подъ-езд). Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной (Дюй-мо-воч-ка). Некоторые слова не переносятся, например: Азия, фойе. Слова с двойнной согласной переносятся так: осен-ний.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: Оси-на.

5. Гласные и, а, у после шипящих.

Жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Малыши, машина, лыжи.

6. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Ель, мальчик, букварь.

7. Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, и, е, я.

Выпиши  слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи

8. Сочетания чк, чн, нщ,щн.

В сочетаниях чк, чн, нщ,щн мягкий знак не пишется.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Дочка, речка, мощный.

9. Разделительный твёрдый знак.

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Съезд, объявление, подъём.

10. Правописание приставки со словом.

Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: Заехал, уехал, переехал.

 

11. Правописание предлога со словом.

Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и  словом другое слово или вопрос.

 Делай так:  К  берегу, к (чему?) берегу, к крутому берегу.

12. Непроверяемая безударная гласная в корне.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: Ягода, ягодка, ягодное.

13. Проверяемая безударная гласная в корне (а, о, и, е, я).

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Сады – сад, поля – поле, волна – волны.

14. Парные звонкие и глухие согласные (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с).    

Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так:  Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.

15. Непроизносимая согласная в корне.

     Чтобы написать непроизносимую  согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в  котором согласный звук был бы слышен хорошо. Если в сочетании согласных при изменении слова  согласный не слышится, то писать его не нужно. Запомни слова, которые нельзя проверить:  лестница, праздник, чувство.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:   Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

16. Удвоенная согласная в корне.

Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса и т.д.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.

Делай так:  Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист.

17. Соединительная гласная в сложных словах.

В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.

Выпиши слово правильно. Выдели корни.

Делай так:  Водолаз.

18. Безударная гласная в приставках.

Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением. 

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так:  Доехал – досыта, заговорил – заговор.

19. Написание частицы не с глаголами.

Частица не с глаголами пишется раздельно.

                Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

        Делай так:  Не_читал, не_любит, не_верю.

20.  Правописание –тся и –ться в глаголах.

Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

что делает? смеётся; что сделает? распустится

Если глагол отвечает на вопрос  что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

что делать? смеяться; что сделать? Порадоваться

- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь, стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так:   гусь щиплет..ся  - гусь ( что делает?) щиплется;

 перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

21. Разбор предложения

       а) По членам предложения.

           Подчеркните главные члены предложения,

           выпишите слова парами с вопросами.

           Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

                        туманы  (какие?) седые

                        туманы (что делают?) плывут

                        плывут (куда?) к облакам

                  б) По частям речи.

           Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

             Например:

               прил.          сущ.          гл.   пр.  сущ.

           Красивые птички       сели   на    ветку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Памятка в полном объёме содержит изученные орфограммы по курсу начальной школы....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Пошаговая инструкция по организации работы над ошибками...

Статья. Тема:"Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"

Статья. Тема:"Организация  индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"...

Памятка «Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе»

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Учебно-методическое пособие.Памятка "Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе".

Данное пособие - это заготовка для памятки по работе над ошибками по русскому языку  в начальной школе. При распечатке данного материала надо графически обозначить некоторые орфограммы....

памятка по работе над ошибками по русскому языку по программе Школа России

Данный материал поможет детям правильно работать над ошибками, находить орфограммы и определять их место в слове....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Пошаговая инструкция по организации работы над ошибками....