Статья. Тема:"Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"
статья по русскому языку по теме

Кириловская Галина Ивановна

Статья. Тема:"Организация  индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кириловская Г.И.

Государственное бюджетное образовательное учреждение  Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, г. Москва

       Кого из  нас, учителей, родителей  не  волнует проблемный вопрос «Как добиться грамотного письма  от наших учащихся?»  И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?

       Орфографическая  грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

       Именно  в  начальных  классах закладываются  основы грамотного письма. Основной орфографической единицей, служит орфограмма, т. е. написание, требующее проверки по правилу или по орфографическому  словарю.    

       Работая  в  начальной  школе,  я  поняла, что достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с 1 класса.  Одним из приёмов повышения грамотности, считаю, развитие орфографической зоркости при коллективной работе и, особенно, при индивидуальной ежедневной работе над ошибками, допущенных в классной и домашней работах. Этот приём позволяет мне научить учащегося видеть и узнавать изученные орфограммы, научить ребёнка контролировать себя во время проверки своей работы. Организовывать индивидуальную работу над ошибками нужно со второго класса, так как именно в этот период начинается изучение основных орфограмм русского языка и формирование единого подхода к решению соответствующих орфографических задач: о написании «опасного места» узнавай  по « безопасному». Сначала организовываю «показательную» работу над ошибками в классе у доски или за партой под моим руководством и по моим заданиям. Составляем памятку работы над ошибками и вклеиваем её в дневник. В эту памятку «Работа над ошибками» включены основные орфограммы первого и второго класса. В каждом пункте памятки подробно объясняется, как работать с орфограммой, дан образец выполнения. Список орфограмм будет пополняться с усвоением изученного материала третьего и четвёртого класса.

Работа  над индивидуальными  ошибками  должна  проводиться  ежедневно перед  выполнением  домашнего  задания, а  не  после. Проверяя работу учащихся, в рабочей тетради, учитель исправляет ошибку и на полях указывает номер орфограммы. Учащимся дома достаточно открыть памятку и выполнить работу над ошибками по алгоритму, указанному в памятке. На первых порах нужно указывать орфограмму учителю, так как у детей ещё не сформирована орфографическая зоркость. Следующим этапом в решении этой проблемы можно воспользоваться приёмом – я не исправляю неверно написанную букву, а лишь зачёркиваю. У более сильных учащихся подчёркиваю всё слово с ошибочным написанием. Цель: заставить уч-ся вдуматься в  данную орфограмму (в слово)  и исправить её. У  более  слабых  учащихся  исправляю  лишь  трудные для них  орфограммы.  К концу года при проверке работ сильных учеников, я на полях указываю только лишь номер орфограммы. А дети должны найти слово, в котором допущена ошибка на эту орфограмму. Нумерация орфограмм помогает, во-первых, фиксировать внимание на данной орфограмме, сосредоточиваться на проверке. Дети хорошо запоминают номера орфограмм. Во-вторых, при проверке тетрадей я смотрю, какие орфограммы ребёнок не видит, какие путает, и т.д.

Самое важное в работе над ошибками – добиться того, чтобы учащиеся стреми-

лись избавиться от них. При отсутствии у детей такого стремления не будет успеха в повышении грамотности учащихся. Осуществлять контроль над выполнением  работы над ошибками помогают мне родители. Их я знакомлю с требованиями к оформлению в тетради письменных работ, с правилами выполнения заданий и упражнений. Родители, руководствуясь памяткой, могут

контролировать работу ребёнка дома.

       Я провожу индивидуальную работу над ошибками и в процессе изучения нового материала, его закрепления, а также после диктантов, контрольных работ.

Помогает  мне  в  этом  работа  с « Орфографическим  словарём» Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова  и « Словарём», помещенным в конце учебника. Вот  некоторые упражнения:

1) Выберите  слова  с  непроверяемой  безударной гласной на  тему: « Огород», « Птицы» и т.д.;

2) Выпишите  слово, состоящее, из  корня, из корня и  окончания…;

3) Найди  слово  с безударной  гласной (е, и, а, о, я) и  образуй  3-4 родственных слова, составь с одним из них предложение;

4) Предлагаю  закончить  подходящими  словами  предложения.

Врач  попросил  показать  _________. Катя  расставила  _____________на  столе. Папа  пришёл  с  __________  уставший. Белая  __________под  моим  окном.

5) Отгадывание  загадок:

Я длинный  и  зелёный,

Вкусный  и  солёный,

вкусный  и  сырой.

Кто  же  я  такой?

6) Подобрать  пословицы  и  фразеологические обороты со словарным  словом. Например для слова топор подбираются такие  пословицы и фразеологические обороты.

За комаром не ходят с топором.

Хоть топор вешай.

Сказал, как топором отрубил.

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Топор острее, так и дело спорее.

Не топор пишет, а плотник.

7) Вставить  в  пословицы  и  фразеологические  обороты  подходящее  по  смыслу словарное  слово. Например, для  слова  обед.

 Ложка  хороша к  __________.

За ______ соловей,  а после  _____- воробей.

Ужин  не нужен, был бы  _________.

8) Дописать  слова.

А) Раз  в  театр  на  балет                                     б)   Все  спешим мы  на  перрон

    Папа  нам  купил  _________.                              И садимся  в  свой _____.

Эти многие другие упражнения помогают мне активизировать словарный запас детей и улучшать их грамотность.

       Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому всё своё внимание обращаю на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении, и при самоподготовке накануне контрольной работы. Хороший  результат дают  такие  приёмы:

1) проведение  словарно - орфографических  пятиминуток  с  теми  словами, в которых  были  допущены  ошибки ( из  рассказа  « Весна» - красавица, выглянуло, одарила, капель, началась, повеяло, аромат, зелень, листочки);

2) письмо по памяти (связного стихотворения, прозы или отрывка из рассказа):

К нам  весна  шагает

Быстрыми  шагами.

И  сугробы  тают 

Под  её  ногами.

3) выбор загадки, в которой есть два, три, четыре  слова  с безударной  гласной:

Кто  висит  вниз  головой?

4) игра « Кто  больше? » ( придумает  слов с проверяемой гласной за одно и то же время);

5) выбор  проверочного  слова:

т..щить( сумку)-( тощий, тащит)

п..скливый – ( писк, пищит)

6) запись  нескольких  проверочных  слов:

Налил, лить, лил- нал..вать

Зверь, звери-  зв..рята

Вред, вредно – вр..дитель

7) выбор  проверяемой  безударной  гласной из  двух  гласных: О  или  А

Тв..и  сл..ва, гр..жданин  стр..ны, п..лзти  по  ств..лу, м..лодые  т..поля, в  с..сновом  б..ру, п..рное  мол..ко, р..дные  кр..я, гр..за  за  ..кном, сол..вей  в  с..ду, д..ска  с  гв..здями.

8) выбор проверяемой безударной  гласной из трёх  гласных : Е, И, Я

Сл..таются, св..заться, кр..вой, л..нивый, п..тно, ч..сло, л..цо, м..лки. л..пить, п..лить, б..лить, л..б..диный, про..снить, выр..зать, в..ртеть, п..тлять, с..мейный, к..дровый.

9) нахождение  10  ошибок.

Даить  бурёнку, лететь, старик, рыбка, репка, отвичать, малчать, хвосты, хатеть, беречь, на бирегу, замазка, типлица, в  лесу, Свитлана, зойчонок, волчица, водица, год, Зимля, царевна, столбы, осенний, бежать, лист, мороз, лежать, чернеть, стекло.

10) проведение  орфографических разминок  в  начале  урока, для которых подбираю стихи, отрывки из сказок. Учащиеся  выразительно  читают, анализируют, высказывают свои мнения по содержанию, а затем работают над орфограммами. Например, я  беру  стихотворение  С.Есенина « Черёмуха».

Черёмуха душистая                                                 Кругом роса медвяная

С весною расцвела.                                                   Сползает по коре,

И ветки золотистые,                                              Под нею зелень пряная

Что кудри, завила.                                                  Сияет в серебре.

Задания:

-Найди  и  назови  изученные  орфограммы

-Докажи  правильность  написания.

-Сгруппируй  слова  по  орфограммам.

       При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок использую такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или в учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант. Для  индивидуальной  работы над  ошибками можно   завести  тетрадь « Мои  ошибки». В эту тетрадь учащийся  записывает слово, в  котором  допустил  ошибку,  выделяет  правильную  букву и наклеивает картинку. Ученик  понимает смысловую  сторону  слова  и  запоминает его  образ. А через неделю учитель  или  родитель  может  диктовать  эти слова (для  проверки запоминания написания  этих  слов). В  классе по моему заданию из своей тетради « Мои ошибки» ученик выписывает 3-5 слов с безударной гласной  в корне, проверяемой или непроверяемой, приписывает к ним однокоренные слова (разные группы слов), проводит их морфемный анализ. Или  прошу детей  найти  в  тетради слова  определённой  группы (предмет, действие, признак), в корне которых была допущена ошибка, приписать к нему проверочное слово. Учащиеся по моему заданию выбирают из своей тетради все слова, состоящие только из корня, из корня и приставки, и т.д. Перечислить все приемы работы с тетрадью « Мои ошибки» невозможно. Этот процесс творческий. Но такой труд окупается более высокой грамотностью.

       Орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками – единственно надежный путь.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Памятка в полном объёме содержит изученные орфограммы по курсу начальной школы....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Пошаговая инструкция по организации работы над ошибками...

Памятка «Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе»

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе

Алгорит выполнения работы над ошибками....

Учебно-методическое пособие.Памятка "Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе".

Данное пособие - это заготовка для памятки по работе над ошибками по русскому языку  в начальной школе. При распечатке данного материала надо графически обозначить некоторые орфограммы....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Пошаговая инструкция по организации работы над ошибками....

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для начальной школы

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для начальной школы...