Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Козлова Наталья Михайловна

Алгорит выполнения работы над ошибками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа над ошибками.

1.        Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву. Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

2.        Пропуск  и замена букв.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную или неправильно написанную  букву. Делай так: звонок, ученик.

3.        Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Делай так: у чи тель - Зсл.

4.        Перенос слова.
Раздели слово для переноса.

Делай так: оси-на, ма-газин, мага-зин.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на

новую строку.

5.        Мягкий знак (Ь), обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак Ь  и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой

орфограммой.

Делай так: ель,пень,тень, коньки, мальчик, пальто.

6.        Гласные после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, карандаши, ежи.

7.        Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Придумай и запиши ещё 2 слова с

этой орфограммой. Делай так: дочка, речка, ночка.

8.        Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения. Делай так: алфавит, азбука, портфель.

9.        Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши. Делай так: сады - сад, волна- волны, червивый -червь.

10.        Безударная гласная не проверяемая ударением.

Запиши слово 3 раза. Запомни как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни

гласную. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: ягода ,ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11.        Проверяемые согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: мороз - морозы, ягодка - ягода.

Запомни! Согласные буквы на конце слова и в середине пишутся так же. Как и перед

гласной.

12.        Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова с.этой орфограммой.

Делай так: Илья, Петров, Мурка, Волга, Москва.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички

животных пишутся с большой буквы.


13.        Разделительный мягкий знак (Ь).

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву. Делай так: вьюга, листья, соловьи. Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами е,ё,и,ю,я.

14.        Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных

слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп - па, групповой, подгруппа.

15.        Знаки препинания в конце предложения (.?!...).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак. Делай так: Слава труду! Береги лес!

16.        Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова. Делай так: поездка, наездник, поезд.

17.        Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему 2 однокоренных слова. Выдели корень.

Обозначь орфограмму.

Делай так: звёздный, звезда, звёздочка.

18.        Гласные и согласные в приставках и в предлогах.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку или предлог. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой или предлогом.

Делай так: полетели, побежали, потянули

                  отнёс, отбежал, отлетел

                 по скользким, по лесу

19.        Слитное написание приставки со словом.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова 2 однокоренных слова с разными приставками. Делай так: заехал, уехал, переехал.

 Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.

20.        Правописание предлога со словом ( орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел. Делай так: к_берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Например: Лодка отплыла от__берега.

21.        Разделительный твёрдый знак ( Ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой же орфограммой. Выдели

приставку. Подчеркни гласную.

Делай так: съезд, объявление, подъём.

Запомни! Разделительный твердый знак Ъ пишется только после приставок, которые

оканчиваются на согласную, перед гласными е,ё,ю,я.

22. Мягкий знак  на конце существительных после шипящих.

 Пиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Делай так:  луч (м.р.), шалаш, товарищ.

                   Ночь (ж.р.), мощь, мышь.

23. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

    Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Делай так: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр.,2л.,ед.ч.).

24. Мягкий знак в неопределенной форме глагола –ться, -чь.

 Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.

Делай так:  пытаться (н.ф.,что делать?)

                   беречь (что делать?)

25. Разбор предложения.

 Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

                                   сущ.         глаг.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.(пов., невоскл.,прост..,распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

26. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

    Выпиши слово правильно. Выдели корни.  Подчеркни соединительную гласную. Запиши еще 1 слово с этой орфограммой.

Делай так:   водовоз, самолёт.

27. Не с глаголом ( орфограмма – пробел).

 Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Делай так:  

      Не пришёл, не выучил, не знал.

28. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

 Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле ,1скл.), на полянке

                 у речки ( у земли , 1 скл.), у опушки

29. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

    Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому?) дальнему – м.р, ед.ч., Д.п.

30. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

  Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную                (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед –ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишет – писать, Iспр. (-е, -ут, -ют)

                 ставит – ставить, IIспр.(-и, -ат, -ят)

31. Предлог с местоимением ( орфограмма-пробел)

  Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму                    

                    Делай так: у нас, ко мне, с тобой.

32. Однородные члены предложения.

     Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово. От которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- О,О].

  Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [- О и О]. 

33. Сложное предложение.

   Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.[= -],[= -].

  1. Предложение с прямой речью.

   Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Делай так: Князь печально отвечает: „ Грусть-тоска меня съедает”.

А: „П”.

„А кем ты будешь на карнавале?” – спросил Миша.

„П?”- а.

  1. Сочетания ци,цы.

Выпиши слово правильно, подбери еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: бойцы, кузнецы, ножницы

                 цифры, цирк, циркуль.

Запомни! В середине слова пиши ци ( кроме слов цыган, цыц, цыкнул, цыплёнок, цыпочки), в конце слова пиши цы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Памятка в полном объёме содержит изученные орфограммы по курсу начальной школы....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Пошаговая инструкция по организации работы над ошибками...

Статья. Тема:"Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"

Статья. Тема:"Организация  индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в начальной школе"...

Памятка «Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе»

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...

Учебно-методическое пособие.Памятка "Работа над ошибками по русскому языку в начальной школе".

Данное пособие - это заготовка для памятки по работе над ошибками по русскому языку  в начальной школе. При распечатке данного материала надо графически обозначить некоторые орфограммы....

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе.

Пошаговая инструкция по организации работы над ошибками....

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для начальной школы

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку для начальной школы...