«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гусельникова  Валентина  Ильинична

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода.

Задачи урока:

- сформировать у детей  общее понятие о склонении прилагательных женского рода; - обогащать речь и словарный запас;

- развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы;

- формирование потребности писать грамотно;

- воспитание учебной активности;

- расширение знаний о родном языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_imyon_prilagatelnyh.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:


Урок русского языка в 4 классе

по теме:

«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

         

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода.

Задачи урока:

- сформировать у детей  общее понятие о склонении прилагательных женского рода; - обогащать речь и словарный запас;

- развивать умение в определении падежа имён прилагательных; орфографическую зоркость, умение анализа, синтеза, обобщения; внимание, мышление;

воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы;

- формирование потребности писать грамотно;

- воспитание учебной активности;

- расширение знаний о родном языке.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс»

Т.Г. Рамзаева, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft  Office Power Point.

Оборудование:  компьютер, мультимедийное оборудование,  презентация Microsoft  Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» Т. Г. Рамзаева, рисунки снежинок с заданием для самостоятельной работы, вырезанные из бумаги снежинки.

Аннотация: тип урока: урок изучения нового материала

                      форма урока: урок – путешествие « В гости к зимушке – зиме»

Ход урока.

I.Организация внимания учащихся, создание эмоционального настроя.

 На уроке не зевай –                         Слайд № 2

      Сразу всё запоминай.

      Чтоб минутка не пропала,

      Мысль чтоб точно в цель попала!

      Чтобы в русском языке

      Равных не было тебе!

   

     II. Сообщение темы и цели урока.

    - Начну наш урок с загадки. Отгадайте её.     Слайд № 3

        Тройка, тройка прилетела,

        Скакуны в той тройке белы.

        А в санях сидит царица,

        Белокоса, белолица.

        Как махнула рукавом –

        Все покрылось серебром.

- Да, это зима. Какие прилагательные вы бы подобрали к слову зима?    Слайд № 4

- Кто-то скажет: ”Холодная и снежная”, а кто-то возразит: “Вовсе не холодная и не вьюжная”. “Красивая, пушистая и белоснежная!” – восхищённо воскликнет другой. А на самом деле, если присмотреться, она и студёная и с оттепелью, с метелями и с капелью, снежная, да с солнцем.

- Ребята, а вы любите зиму? За что?

- Сегодня у нас с вами необычный урок, волшебный урок.  Мы оправимся в гости к зимушке – зиме.  Пожалуем к ней не с пустыми руками. А принесём ей снежинки, которые вы будете получать за правильное выполнение задания на уроке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: находить прилагательные, изменять их по падежам,  определять у прилагательных  род и число.

- Вы хотите побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

- Откройте тетради. Произнесём хором стихотворение:

  Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

  Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.

  Сяду прямо, не согнусь,

   За работу я возьмусь.

- Запишите дату.

   

   Классная работа.

-Выделите орфограммы.

III. Каллиграфическая минутка.

- Зима – удивительное, волшебное время года. Она предлагает вам красиво, каллиграфически правильно написать букву, а какую, вы отгадайте. Она обозначает звонкий согласный звук, она парная согласная, её «соседями» в алфавите являются буквы «Ж» и «И»

- Отгадали. Какая это буква?

- Правильно, это буква З. Но прежде чем написать её, выполним «гимнастику для пальчиков».

   «пальчики здороваются»

   «змейка»

   «молоточки»

- Молодцы, приступаем к работе.

- Постарайтесь красиво и аккуратно написать, правильно соединяя буквы, соблюдая ширину и высоту букв, ведь вы будете сами себя оценивать.

Зз

зима зимний зимняя  зимнее  зимние

- Подберите к слову зима однокоренные прилагательные мужского, женского, среднего родов и прилагательное множественного числа. Запишите их. Выделите окончания.

- Оцените сами себя.

- Вы постарались, написали красиво, аккуратно, поэтому  первая снежинка ваша.

( прикрепляю снежинку на доску)

IV. Словарная работа.

- Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них вы узнаете, отгадав загадку.

    По снегу покатите-

    Я подрасту.

    На костре согрейте-

    Я пропаду.

- Да, это снежок.  Вы любите играть в снежки?

- Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

- Перед вами  словарные слова,  в которых  пропущены  буквы, а ниже  «снежки» с этими буквами.

-  С помощью снежков вспомним словарные слова. Восстановите слова.

- Запишите: словарный диктант.

- Записывать будем в строчку, через запятую, вставляя пропущенные буквы, ставя ударение.

 -Первым бросает снежок…

д…  кабрь           за…. ц

ин…  й                 к…  ртина                         Слайд № 5

сев… р                 ф… враль

к… л… ндарь     пр … красный

мес …  ц              …нварь

ул… ца                п…  года

- Вот мы с вами и в «снежки» поиграли и словарные слова повторили. Думаю, что хорошо справились с этим заданием, заработали ещё одну снежинку.

   ( прикрепляю снежинку на доску)

V. Актуализация знаний об имени прилагательном.

- Ребята, по пути в гости к зиме, вам предстоит встреча с одним интересным и необычным героем.

- А  кто это, вы узнаете, как только мы его «вылепим из снега», правда не из настоящего снега.

- Я буду задавать вам вопросы. Из каждого вашего правильного ответа мы будем собирать этого героя, то есть «лепить».

     ( на слайде появляются детали снеговика)               Слайд № 6

    1)На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

    2) Что оно обозначает?

    3) Как изменяется имя прилагательное?

    4)Как определить род, число, падеж у имени прилагательного?

    5)С какой частью речи связано?

    6) Что образует с существительным?

    7) На какой  вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода  

        именительного падежа, и  какие  имеют окончания?

    8) На какой  вопрос отвечают имена прилагательные женского рода

       именительного падежа, и  какие  имеют окончания?

    9) На какой  вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода

       именительного падежа, и  какие  имеют окончания?

   10) Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

 - Кого мы  «вылепили»?

- Снеговика.

- Молодцы! Хорошо повторили всё, что знали об имени прилагательном, а значит получаете ещё одну снежинку.

       ( прикрепляю снежинку на доску)

VI. Изучение нового материала.

 - Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

  - Кто они? Вы догадались?

  -Да, это зимние месяцы.

  - Героев какого произведения вы видите?          Слайд № 7

  - Назовите зимние месяцы по порядку.

  - Каждый из братьев – месяцев подготовил для вас задание.

  - Назовите  первый зимний месяц.                   Слайд № 8

  - О Декабре нам расскажет Лиза.  

  Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло».

   1. Задание Декабря.

 - Декабрь предлагает вам выполнить упр.335.

 - Прочитает задание…

 -Прокомментирует…

 - Молодцы! С зданием Декабря успешно справились, и он дарит вам ещё одну снежинку.

   (прикрепляю снежинку на доску)

2. Задание Января

- Ребята, какой месяц приходит на смену декабрю?                   Слайд № 9

 - Гутковская Ксюша, что ты знаешь о январе?

     В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

 - Вот задание Января.

 - На слайде вы видите словосочетания            Слайд № 10

        волшебная синяя звезда

        волшебная синяя птица

 - Прочитайте их.

 - Попробуйте объяснить смысл  словосочетания волшебная синяя птица.

 - Как вы думаете, в прямом или в переносном значении оно употребляется в речи?

 - Ребята, а вы знаете, что в русском языке есть устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами, например: « водить за нос», работать спустя рукава» и т.д.

 - Фразеологизм синяя птица  - символ счастья, прекрасная, но недостижимая мечта – произошёл  от названия пьесы М. Метерлинка, в которой дети ищут синюю птицу. Тот, кто найдёт синюю птицу, будет всё знать и всё видеть. Но дети так и не нашли синей птицы – это оказалась только  красивая сказка о счастье.

- Укажите род, число  прилагательных (устно).

- С каким существительным (одушевлённым или неодушевлённым) сочетаются имена прилагательные каждого словосочетания.

- Ребята, Январь предлагает вам понаблюдать, как склоняются имена прилагательные единственного числа женского рода . стр.30 правило СЛАЙД 12

- Рассмотрите таблицу.

- упр.336.

- Молодцы! Задание Января вам тоже оказалось «по плечу». Получайте ещё одну снежинку.

(прикрепляю снежинку на доску)

3. Динамическая пауза.

     Поднимает руки класс – это «раз»,

     Повернулась голова – это «два»,

     Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

     Руки в стороны – пошире, развернули на «четыре»,

     С силой их к плечам прижать – это «пять»,

    Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

4. Задание Февраля.

-А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

- Расскажет об этом месяце Богданов Никита.  Слайд № 13

 Февраль- месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

- Откройте учебники  упр. 338. Запишите. Это и есть задание Февраля.

- Как хорошо вы справились с заданием Февраля. Каждый ряд заработал по одной снежинке.

  (прикрепляю  три снежинки на доску)

5. Физкультминутка для глаз.      Слайд № 14

6.Самостоятельна работа.              Слайд № 15

- Сегодня   весь урок мы собирали снежинки. Да и какая зима без снега, снежинок.

   Подул ветерок, и с неба посыпались снежинки. Кружатся, порхают в воздухе и падают на землю – одна красивее другой!

- К вам на парты тоже легли снежинки, но это необычные снежинки, а волшебные. На них для вас написано задание, которое будете выполнять самостоятельно, записывая его  в тетрадь.

- Прочитайте задание. Дополнительное задание не для всех, а для тех, кто быстро вставит окончания и определит падеж у прилагательных.

 ( Задание написано на снежинках)

    Списать, дописывая окончания.                                                    

    Определить падеж у имён прилагательных.                                                                                                                  

    В син… луже, с зимн… рыбалки,

    о русск… лесе, с дальн… севера.

    в дальн… дорогу, на березов… ветке.

    Дополнительное задание: составить с одним из словосочетаний

    одно предложение,  указать части речи.

  ( выборочно проверяю)

- Молодцы! Работали хорошо и поэтому эта снежинка ваша.

  (прикрепляю снежинку на доску)

VII. Домашнее задание (разноуровневое).

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.

- Подберите и запишите как можно больше прилагательных, относящихся к слову зима, составьте одно предложение. Это задание на «4», а на «5» - составить небольшой рассказ  о зиме, используя эти прилагательные.

- Справитесь с эти заданием? Хорошо. Я в вас верю!

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Подведём итог тому, что узнали нового. Я буду начинать предложение, а вы продолжайте.

    Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех  косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос… какой?

  Имена прилагательные единственного числа женского рода одинаково

 То есть имеют… одни и те же окончания в каждом падеже.

- Давайте посчитаем  все снежинки.

 - Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас всех видеть, благодарит вас за урок, а эти снежинки мы дарим ей.  Слайды № 16, № 17

- Продолжите:                 Слайд № 18          

Сегодня на уроке я:

*повторил…..
*было интересно…
*было трудно ….

-  Всем, кто получили оценки, подойдут ко мне с дневниками.

-  Наш урок окончен. Спасибо!

Список использованной литературы:

1. Т. Г. Рамзаева Учебник «Русский язык 4 класс» - Москва «Просвещение». 2009г.

      2. Журнал «Начальная школа»( подборки за разные года)

3. С.В.Кутявина «Поурочные разработки по русскому языку 4 класс»  - Издательство «Вако», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

Презентация и конспект урока СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ЖЕНСКОГО РОДА

Разработка и конспект урока по русскому языку по теме: "Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода"...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

Урок по русскому языку «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода» 4 класс. Школа России....

«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода»....

«Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода....

Конспект урока: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода».

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода....