Методические рекомендации по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников
статья по русскому языку (1, 2 класс) на тему

При коррекционной работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи учитывались различные педагогические принципы (общедидактические принципы, принцип наглядности и другие). Большое значение имеют основополагающие принципы коррекционного воздействия, ориентированные на специфику данной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников

Учитель Виноградова Виктория Анатольевна
ГБОУ СОШ № 549 Санкт-Петербурга c углубленным изучением английского языка

Методический материал

Основные направления при формировании фонетико-фонематической стороны речи у детей:

  • Развитие артикуляционной моторики:

             Кинестетический праксис — движения губ, нижней челюсти, языка;

Кинетический праксис — движения губ, языка.

  • Постановка и автоматизация звуков;
  • Дифференциация звуков;
  • Формирование фонематического восприятия;
  • Формирование фонематического анализа, как простого, так и сложного;
  • Формирование фонематического синтеза;
  • Формирование фонематического представления.

При коррекционной работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи учитывались различные педагогические принципы (общедидактические принципы, принцип наглядности и другие). Большое значение имеют основополагающие принципы коррекционного воздействия, ориентированные на специфику данной проблемы:

Первый — системный принцип. Данный принцип, во-первых, являет себя во внутрисистемных языковых связях, которые выражаются во взаимодействии фонематической и фонетической подсистем языка с другими его подсистемами: семантической, синтаксической, лексической, морфологической и морфо-синтаксической. Во-вторых, системные отношения следует формировать и между сегментными (собственно звуковыми) и суперсегментными (ритмико-интонационными) компонентами. В-третьих, нужно учитывать закономерности становления фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе.

Второй принцип — опора на семантику. На всех этапах и во всех формах работы ребёнок должен постоянно осознавать, что изменение языковой формы ведёт к изменению значения, и наоборот, изменение значения ведёт к изменению языковой формы.

Третий принцип — учёт контекста. При формировании различения звуков должен учитываться многообразный неязыковой и языковой контекст. К языковому контексту относятся: положение звука в слове, в «сильной» или «слабой» позиции в слове, в соседстве с определёнными звуками, в определённом типе слога, в словах «длинных» или «коротких», частотных или малочастотных.

Четвёртый принцип — опора на сохранное в личности, деятельности, языке. Между сохранными компонентами: зрительным, слуховым, кинестетическим и т. д. логопед формирует множественные связи и «обходными» путями добивается поставленных задач.

Для описания направлений коррекционной работы мы опирались на методики, предложенные: Т. А. Ткаченко (1998), Л. B. Лопатиной, Н. В. Серебряковой (2001), Г. Г. Голубевой (2000) и другими авторами.

Формирование различных фонематических процессов. Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия включает упражнения на распознавание слогов и слов, близких по звуковому составу.

Для этого проводятся следующие типы игровых упражнений:

  • показать из пары картинку названную логопедом: с опорой на контекст и без контекста;
  • провести сравнение лексического значения слов, близких по звучанию;
  • закончить предложение, выбрав из пары слов, близких по звуковому составу, нужное       слово в соответствии со значением;
  • исправить ошибку, допущенную логопедом (правильные слова чередовать с асемантическими звукосочетаниями, произносить одно слово то правильно, то с искажением произношения одного звука).

Примеры игровых упражнений представлены в Приложении.

Развитие фонематического анализа включает:

  1. Выделение звука на фоне слова. Для этого можно использовать такие игры, как: «Поднять флажок на заданный звук»«Лото».
  2. Выделение первого и последнего звуков в слове. Для закрепления данного вида фонематического анализа можно использовать различные игры. Примеры некоторых приведены в Приложении.
  3. Определение места звука в слове. Для закрепления умений определять место звука в словах, предлагаем использовать игры: «Паровозик»«Птичка».
  4. Определение последовательности звуков в слове. Для закрепления данного вида фонематического анализа можно использовать следующие игры: «Телевизор»«Подбери словечко к схеме».
  5. Определение количества звуков в слове. Предлагаем такую игру, как: «Пирамида».

Коррекционная работа по формированию фонематического синтеза включает задания на соединение звуков в слоги и слова.

Фонематическое представление можно развивать в следующих играх: «Волшебный цветок»«Радуга».

Все перечисленные игры см. в Приложении.

Формирование звукопроизношения

Развитие артикуляционной моторики

Сначала мы должны познакомить ребёнка с органами артикуляции, участвующими в речеобразовании (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо). Затем можно перейти к артикуляционной гимнастике. Артикуляционная гимнастика включает комплекс общеразвивающих статических и динамических упражнений, цель которых выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умения переключаться с одной артикуляции на другую.

Особое внимание нужно уделять развитию умения переключаться с одной артикуляции на другую, необходимого для произнесения групп согласных. У детей с дизартрией не нарушено произнесение взрывных звуков, поэтому мы можем начать работу с отработки доступных произнесению взрывных звуков (птк). Сначала отработать чёткое переключение со звука п на к и наоборот. После того, как ребёнок быстро и чётко будет произносить сочетание пккп, можно начинать отработку произношения слогов пкакпа. В такой же последовательности нужно отрабатывать произношение всевозможных сочетаний с этими звуками:

  • пка – пко – пку – пкы – пкэ;
  • тка – тко – тку – ткы – ткэ;
  • пта – пто – пту – ты – птэ;
  • кпа – кпо – кпу – кпы – кто;
  • тпа – тпо – тпу – тпы – тпэ;
  • кта – кто – кту – кты – ктэ.

В комплекс артикуляционной гимнастики включены также традиционные упражнения для развития мышц губ, щёк, нижней челюсти, широко представленные в специальной литературе. Комплекс упражнений нужно подбирать индивидуально для каждого ребёнка.

Коррекция нарушений звукопроизношения представлена традиционным алгоритмом:

Постановка звуков — Автоматизация звуков — Дифференциация звуков — Введение поставленного звука в самостоятельную речь

Постановка звуков

Последовательность постановки звуков определяется особенностями нарушений звукопроизношения детей с дизартрией. У детей с дизартрией, постановку звуков нужно осуществлять последовательно внутри каждой нарушенной фонетической группы. Так, вначале отрабатывать звуки группы свистящих, затем шипящихаффрикат и сонорных.

Рассматривая степень доступности артикуляционного уклада для произношения звуков, необходимо использовать метод показа правильных артикуляций (по В. А. Ковшикову). Существует несколько форм показа: зрительныйслуховойкинестетическийосязательный. Рассмотрим на примере зрительного показа.

Возможность зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции (языка, губ) способствует образованию связи между зрительными и двигательными образами.

В этих целях можно использовать приём моделирования звука при помощи кистей рук, предложенный К. А. Волковой для обучения глухих детей. С одной стороны, данный приём является зрительной опорой при постановке звуков. С другой стороны, создается внешний аналог кинестетического ощущения.

При постановке звуков первоначально необходимо проводить подготовительные упражнения, цель которых — подготовить артикуляционный уклад отрабатываемого звука. Например, для постановки свистящего звука «с» проводить подготовительные упражнения, направленные на выработку умения удержать язык за нижними резцами, делать язык широким, направлять воздушную струю по средней линии языка.

В работе по постановке звуков можно использовать, как метод опоры на сохранные звуки с учётом индивидуальных возможностей детей, так и механические воздействия.

Автоматизация звуков

Для каждого отрабатываемого звука необходим определённый речевой материал, включающий слова и предложения, которые насыщены нужным звуком, и в них не было неправильно произносимых звуков, т. е. отбирались слова из усвоенных ребёнком звуков. Необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала.

Дифференциация звуков

Работа по дифференциации звуков должна быть направлена на развитие умения различать определенный звук от акустически близких звуков, от звуков, имеющих артикуляторное сходство.

Сначала нужно провести работу по сравнению артикуляции смешиваемых звуков. Для этого можно использовать задания по определению идентичных признаков артикуляционного уклада и выделению отличительных признаков. Далее, для дифференциации предлагаются слоги и слова, содержащие отрабатываемые звуки. Ребёнку попарно предлагаются на слух слоги и слова, содержащие новый звук, а также звук, который ранее был его заменителем, или слова, содержащие звуки, смешиваемые в произношении. Узнав предъявляемое слово, ребёнок должен назвать звук, услышанный в нем, затем воспроизвести этот звук в составе слова.

Введение поставленного звука в самостоятельную речь

На этом этапе у ребёнка необходимо сформировать умение безошибочно употреблять звук в самостоятельной речи. Для достижения этой цели используются текстыстихотворенияскороговорки.

В коррекционной работе с детьми с дизартрией можно использовать задания на формирование фонетико-фонематической стороны речи.

Дифференцированный подход в коррекционных работах заключается в следующем: для детей с дизартрией характерна первоначальная работа над артикуляционной моторикой.

В коррекционной работе по формированию фонетико-фонематической стороны речи мы предлагаем использовать программу индивидуальной коррекции, которая составляется на основе результатов диагностики сформированности звукопроизношения и фонематических процессов.

У детей с дизартрией формирование фонетико-фонематической стороны речи происходит за более длительное время, но в результате приобретённые умения помогут детям в дальнейшем в усвоении письменной речи.

Приложение

Примеры упражнений и игр для развития фонематического восприятия

  • Выделить слог «са» из слогового ряда: са – ша – за – са – за – са – ша.
  • Определить, какой слог лишний: са – са – ша – са.

1. Игра «Покажи картинку»

Цель: формирование умения различать на слух минимальные пары — слова, различающиеся только одной фонемой.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывается пара картинок. Например, бочка с водой и ветка с почкой.

  • С опорой на контекст. Посмотри на картинки и покажи, где бочка с водой, а где распускающаяся почка.
  • Без контекста. Посмотри и покажи, где бочка. Где почка?
  • Провести сравнение лексического значения слов, близких по звучанию: Что означает «игра»? Что означает «игла»?

2. Игра «Выбери картинку»

Цель: формирование умения различать на слух минимальные пары — слова, различающиеся только одной фонемой.

Оборудование: два комплекта картинок.

Ход игры. Ребёнок получает один комплект картинок, например, игра–игла, коробок–колобок и т. д. Логопед говорит, что на них нарисовано, и предлагает: «Я сейчас начну говорить предложение, а ты мне поможешь его закончить. Для этого нужно будет выбрать картинку». Например, логопед: «Шашки — это интересная …», а ребёнок выбирает картинку, подходящую по смыслу для завершения фразы.

3. Игра «Найди ошибку»

Цель: формирование умения различать на слух слова, различающиеся только одной фонемой.

Ход игры. Логопед называет правильные слова, чередуя со словами, у которых искажено произношение одного звука, а ребёнок поднимает флажок на неправильно произнесённое слово. Например, альбомайбоманьбомальпомальбомарьбом.

Игры для развития фонематического анализа

1. Игра «Лото»

Цель: формирование умения выделять звук на фоне слова.

Ход игры. Детям раздаются кружки и карточки с изображением 4–6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Ребёнку нужно найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть её кружком.

2. Игра «Найди общий звук»

Цель: формирование умений выделять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Логопед называет слова и спрашивает: «Какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится?». Например, звук «с» — в конце слов: носавтобусананаслесволос.

3. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: формирование умений выделять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Ребёнок берёт из мешочка предметную картинку, называет её и определяет местоположение заданного звука в слове.

4. Игра «Угадай слово»

Цель: формирование умений выделять первый и последний звуки в слове.

Ход игры. Перед ребёнком выкладываются картинки и он должен отгадать картинку по первому звуку. Например, шубасапогжуксушка. Название загаданной картинки начинается на звук «ш».

5. Игра «Паровозик»

Цель: формирование умений определять место звука в словах.

Ход игры. Перед ребёнком паровозик, состоящий из трёх вагонов, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своём вагоне. В первом — те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.

6. Игра «Телевизор»

Цель: формирование умений определять последовательность звуков в слове.

Ход игры. На экране телевизора появляется картинка. Ребёнок называет её, составляет схему слова, обозначая гласные звуки красными фишками, а согласные — синими.

7. Игра «Пирамида»

Цель: формирование умений определять количество звуков в слове.

Ход игры. Перед ребёнком рисунок пирамиды. В основании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, а потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздаёт детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше — из четырёх и, наконец, — из трёх.

Примеры упражнений на развитие фонематического синтеза

  1. Добавь звук к слогу и получи слово;
  2. Соедини звуки в слово.

Игры для развития фонематического представления

1. Игра «Волшебный цветок»

Ход игры. Ребёнку нужно найти на лепестках цветка предметы, в названии которых есть звук «с» и положить на эти лепестки жёлтые фишки, и звук «ш» — синие фишки.

2. Игра «Радуга»

Ход игры. Перед ребёнком лежит картинка радуги. Ребёнок должен назвать цвет радуги и определить первый звук в названии этого цвета, а затем придумать на данный звук слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений просодической стороны речи у младших школьников с ДЦП: методические рекомендации для учителей начальной школы

Критериями успешности коррекционной работы является самостоятельное установление социальных взаимоотношений детьми, поддержание       общения,     орг...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Материал посвящен проблемам речевых нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра и рекомендациям по их дальнейшей коррекции....

Применение игр с мячом cу-джок в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повы...

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи обучающихся младших классов.

Процесс письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в структуре которой можно выделить определённые звенья, операции. У детей, страдающих нарушением письма, обнаруживается различный...

Использование игровых технологий в коррекции просодической стороны речи у младших школьников

Применение игровых технологий в коррекции нарушений устной и письменной речи обусловлено психолого-педагогическими особенностями младших школьников....

Методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи

Данный материал содержит методические рекомендации по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи...