Применение игр с мячом cу-джок в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников
статья по логопедии по теме

Толчева Алла Евгеньевна

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_su_dzhok.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игр с мячом в коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников

 

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.В России в старь в простонародье мячи делали из  тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

Сейчас в продаже огромный выбор мячей:

         пластмассовые

         резиновые

         надувные

         из папье-маше и т.д.

Замечено, что дети отдают предпочтение  мячам, сочетающим 3 качества:

         ярким

         легким

         прыгучим

 

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре ивосточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

Су-джок – это также регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма.

Су-джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.

Мы применяем су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Применение су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.

*      игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению

*      освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях

*      помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии

*      развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве

*      помогают проводить работу  над развитием просодических компонентов речи

*      регулируют силу и точность движений

*      движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку)

*      игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей

*      развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции

*      развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов

 

Все это является

         необходимыми предпосылками  для лучшего функционирования  речевых органов

         оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков

 

Зная уровневую теорию организации движений (по Н.А.Берштейну) педагоги-практики могут подобрать  игры с мячом су-джок для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.

 

А.  Рубро-спинальный уровень регуляции движений

При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:

         тремор органов артикуляционного аппарата

         тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме)

 

В.  Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения

При нарушениях:

         неловкость

         трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги)

         ослабление выразительности движений и мимики

         обедняется голос

         при письме разновысокие буквы

 

Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.

 

С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения

Есть два подуровня:

С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения

С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения

 

При нарушениях:

         порезы

         нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений)

 

Д. Теменно-премоторный , кортикальный уровень организации движений

 

Обеспечивает пространственную осмысленность  движения. При нарушении:

         апраксия и диспраксия

         нарушение ориентрировки в пространстве (лево-право)

         затруднена выработка любого двигательного навыка

 

Е. Уровень символической организации

 

С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.

 

По данным Ассоциации логопатологов  Санкт-Петербурга:

50-60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается.

 

Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедических групп, можно разделить на следующие виды:

*      игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

*      игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

*      игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки

*      игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков

*      игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса , развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ

 

1.      Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

 

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность  речевых зон)

 

Можно:

*      использовать маленькие мячики су-джок или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука

*       подбирать их по цвету

*       вводить с их использованием элементы самомассажа

 

Упражнения:

  сжимание мячика

  обхват пальцами

  прокатывание

  прокатывание  между пальцами

  разминание между ладонями

 

Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью су-джок мячей.

            

        

  

1.      «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

2.      «Дождик» - прокатывание шариков

3.      «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных

4.      «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

5.      «Спираль»

6.      «Кто быстрее?»

7.      «Снежинки»

8.      «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

9.      «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

10.  «Угощение» - использование съемных картинок

11.  «Машина и стрекоза»

12.  «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

 

2.   Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

*      используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии

*      применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

 

Упражнения:

  прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении

  выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)

  попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях)

  комплексы упражнений для ног с элементами массажа

  рисование мячом фигур на полу

 

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

  «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол

  «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх

  «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха

  «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово

  «Тихо – громко»

  Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков), «Звуковая цепочка»

  Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» -  все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

 

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Пальчиковая гимнастика, где перечисляются все пальцы по очереди - на каждую строчку ведем мячик с ладошки на пальчик или одеваем колечко) Например: Сидит белка на тележке (крутим мячик поладошке), Продаёт она орешки (прокатили на большой пальчик и обратно) Лисичке-сестричке (прокатили на указательный пальчик и обратно) Воробью, синичке (прокатили на средний пальчик и обратно), Мишке толстопятому (прокатили на безымянный пальчик и обратно), Заиньке усатому (прокатили на мизинчик и обратно). Или: Этот мышонок в норке сидит, Этот мышонок в поле бежит, Этот мышонок колосья считает, Этот мышонок зерно собирает, Этот мышонок кричит: «Ура, все собирайтесь, обедать пора!»

Упражнения и игры:

§  «Мяч бросай и животных называй»

  «Я знаю 3(5) названий животных» …

  «Животные и их детеныши»

  «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»

  «Подскажи словечко»

  «Скажи ласково»

  «Составь предложение»

  «Горячий – холодный» (антонимы)

  «Из чего сделано»

  «Лови да бросай – цвета называй»

  «Третий лишний»

  «Какой по форме»

  «Один – много» (множественное число)

  «Бывает – не бывает»

  «Кто кем был»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.

Направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников....

Групповое занятие по коррекции устной и письменной речи у младших школьников.

Презентация многофункционального использования по коррекции дисграфии у младших школьников со стойким дефицитом внимания.Может быть использована как часть группового занятия или целое занятие. Направл...

Презентация "Коррекция устной и письменной речи у младших школьников полиэтнической школы"

Цель:1)найти  кратчайшие и эффективные пути обучения русскому языку как неродному;2)определить наиболее эффективные способы коррекции устной и письменной речи учащихся младших классов....

Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ

Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования, развития и оценивания речевой компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональн...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся младшего школьного возраста»

Рабочая программа по коррекции нарушений устной и письменной речи у младших школьников в условиях логопедического пункта....