Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок развития речи познакомит с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство». Научит детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; умение собирать рабочие материалы к сочинению. Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения. Учит соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi._sochinenie.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа России»

Выполнила учитель начальных классов МОУ «СОШ №!» города Валуйки Белгородской области Судовцева Евгения Васильевна

 Тема: Развитие речи. Обучающее сочинение по картине

С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

Цели:

  • развивать умение составлять предложения по вопросам и заданной теме из предложенных слов;
  • закреплять умение оформлять предложения на письме;
  • развивать словарный запас;
  • объяснить, когда  в речи употребляются образные выражения (фразеологизмы);
  • развивать зрительное восприятие;
  • воспитывать эстетическое восприятие художественной картины;
  • прививать любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

  • Познавательные

познакомить с картиной художника Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

  • Регулятивные

учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова; совершенствовать умение собирать рабочие материалы к сочинению.

  • Коммуникативные

Организовывать атмосферу доброжелательности и комфорта на уроке, развивать устную и письменную речь учащихся, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

  • Личностные

развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, логическое мышление и творческое воображение. Искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

  • Универсальные учебные действия 

учить соотносить художественный текст и художественные средства картины; развивать мышление детей, кругозор, воображение, обогащать словарь детей новой лексикой, способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов, воспитывать любовь к природе.

Ход урока

  1. Организационный момент (Звучит музыка)

Это отрывок из цикла времена года.

Какое время года нам представляет композитор?

Какая музыка? Грустная или радостная? Тревожная или спокойная?

- Какое настроение у вас создалось?

- Какие картины возникали в вашем воображении, когда вы слушали музыку?

- Да, музыка передает, как зима хозяйкой ходит по лесам. По полям, укрывает деревья и землю белым ковром. Снега блестят на солнце разноцветными огнями.

- Какие поэтические строки напоминает вам музыка ?(Чтение стихов о зиме)

- Как вы думаете, чем привлекла зима этих поэтов?

    Много стихов о зиме сочинили поэты, любование зимней природой они передали при помощи слов, восхищение этим временем года композитор передал при помощи звука, художники изображают картины жизни, природы  при помощи красок.

Подготовка к восприятию картины

    -  А кто такой художник?

   Художник – это человек, который мыслит цветом. Говоря словами Левитана: «Художник- это охотник за красотой, он видит красоту там, где кроме него, ее никто не видит»

-   А какие синонимы можно подобрать к слову художник?

(Живописец, автор картины, мастер лирического пейзажа)

- А сейчас рассмотрим в учебнике репродукцию картины Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Репродукция – это фотография с картины.

  1. Актуализация знаний

Сергей Андреевич Тутунов, родился 30 октября 1925 года в Москве. Был очень гостеприимным  и добрым человеком, часто приглашал многих пожить на даче, где  за стол в большой комнате садилось обедать до 15 человек. Купив эту дачу, там было только 3 комнаты, а после – 11, появилась и мастерская. Все это художник сделал своими руками. В посёлке художников шутили, что Сергей Тутунов скоро построит даже вертолётную площадку. Живя на даче художник любовался природой. Свою любовь к окружающей природе передал одному из трех своих  сыновей. Его сын, Андрей Тутунов,  тоже стал художником – живописцем, очень любит изображать цветы. (Слайд 5) Третьяковская галерея купила у отца первую картину «Зима пришла. Детство».(в учебнике)

  1. Работа по теме урока

Мы с вами ежедневно читаем рассказы, сказки, стихотворения. Все они сочинены людьми. Возможно, кто-то из вас станет известным поэтом, писателем или журналистом, но для этого нужно научиться составлять (писать) небольшие рассказы (сочинения). Сегодня как раз такая работа и предстоит. Вам предстоит написать рассказ по картине.

Стихотворение

Вспомните свои чувства, когда вы увидели первый снег.

Художник Сергей Андреевич Тутунов свои воспоминания о первом снеге пронес через всю жизнь и перенёс на полотно. Получилась замечательная картина.

Посмотрите на картину.

Для создания соответствующего настроения детей использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».


- Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что мы подошли к окну и увидели падающие снежинки, деревья, укрытые первым снегом. Подставьте свои ладошки и поймайте снежинку. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?

-Какие чувства, мысли она у вас вызывает?

-Что изобразил художник? Сюжет картины. (Мальчик проснулся, подошёл к окну, увидел, что выпал первый снег и стало всё бело.)

-Представьте картину, которую он видел вчера, стоя у окна. (Всё тёмное, голые деревья, сырая, тёмная земля. Всё угрюмое и мрачное.)

-Посмотрите на позу мальчика: как он стоит, куда смотрит?

-Есть выражение стоит как завороженный. Как вы его понимаете? (Стоит как заколдованный, не может пошевелиться)

-Когда говорят глаз не оторвать? (Когда хочется смотреть и смотреть на что-то)

-Что значит глаз режет? (Очень яркий свет, больно глазам)

-От чего мальчик не может глаз оторвать, какую картину он увидел на улице?

-Посмотрите на позу мальчика и скажите какие чувства он испытывает? (восторг, восхищение)

Работа над сочинением

Составьте небольшой рассказ по картине. Помните, что в рассказе должны быть три части. Какие? (вступление (начало), основная часть, Концовка (заключение)

  Чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании, правильного построения предложения, безошибочного написания.

Работа по презентации

2-3 уч-ся послушать готовый рассказ.

  1. Рефлексия

- Трудно ли вам было писать сочинение?

- В чем испытывали затруднения?

- Что понравилось?

  1. Подведение итогов

- Какие чувства у вас вызвала картина?

- Хотели бы вы познакомиться с другими картинами художника?

- Чему сегодня учились?

  1. Домашнее задание

Переписать сочинение с учётом исправлений и оформить.

Физминутка. Игра «Зимние прятки».

Дети хлопают в ладоши , если слышат слова, связанные с зимой. Если нет- прячутся, приседают.( Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, персики, загорать, снегопад, лыжи).

Поздно ночью выпал снег                                Кешка-кот глядит в окно

Первый-первый.                                На дорогу:

Удивил он утром всех                                «Кто-то пролил молоко …

Белый-белый.                                 очень много!»        

Вышел папа на порог:                                                                  Гелла Хамаль

- Ну дела!

Это зимушка снежок

Принесла.

Видит мама снег  в саду:

- Ох и ах!

И в каких теперь пойду сапогах?

Вышел Лёшка спозаранку:

- Снег! Ура!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».

Конспект  "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан  для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник  «Русский язык»...

Роль личных местоимений в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение "О себе".

Презентация к уроку русского языка в 3 классе: "Роль личных местоимений в речи. Рр. Обучающее сочинение "О себе"...

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

Разработка урока русского языка по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. УМК  "Школа Росии"...

Развитие речи. Обучающее сочинение "Пальчики оближешь!" 4 класс

УМК 2100  Употребление в речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами....

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С.А.Тутунова "Зима пришла.Детство"

Продолжать учиться составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений - рассказ в соответсвтии с рисунком....

Конспект урока русского языка "Развитие речи. Обучающее сочинение по картинке"

Конспект урока русского языка. Тема урока : Обучающее сочинение по картинке «Зимние забавы»Цели: формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине, учить п...