Правописание буквосочетаний ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Цели: Предметная: способствовать закреплению правописания буквосочетаний.  Способствовать развитию творческих способностей детей.

Личностная: воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе, аккуратность письма.

Метапредметная: (формировать УУД).

Личностные: способность  выработке самооценки  на основе критерия успешности учебной деятельности, интереса  к изучении темы.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё предположение на основе работы с материалом; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия, осуществлять самопроверку.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: определять основание для написания слов с буквосочетаниями и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания при выполнении  творческих работ.

Планируемые результаты:

Предметные умения: уметь находить изученную орфограмму в слове; уметь писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу,чк-чн,нщ,рщ,  используя правило.

Метапредметные умения:

Познавательные умения: уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями и обосновывать своё мнение;

_уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы;

--уметь находить информацию в Орфографическом, орфоэпическом  и Толковом словарях;

Регулятивные умения: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

--уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;

--уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

--уметь комментировать учебные действия при выполнении задания;

Коммуникативные умения: уметь слушать и понимать речь других;

--уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

--уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

.Личностные умения: -уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

--проявлять интерес к изучению темы;

--проявлять ценностное отношение к истории, традициям своего народа;

Термины и понятия: буквосочетания, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, шипящие, орфограмма;

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:  Информационный материал:

--учебник «Русский язык»

--школьный орфографический словарь, орфоэпический словарь.

--словарь  С.И. Ожегова

Интерактивный материал:

-презентация

--карточки с заданиями для групповой работы и парной работы;

--смайлики для рефлексии;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

 

Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима пока прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте друг другу удачи.

Сейчас у нас урок русского языка

Включение в учебный процесс

2. Актуализация знаний. Целеполагание, мотивация.

.

 

Актуализация знаний.

-  Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Хмурые  тучки пробрались к нам и спрятали от нас тему урока.

- Чтобы они исчезли, нужно определить тему. В этом помогут ваши знания, полученные на предыдущих уроках. . Поиграем в снежки. Передаем по цепочке снежок (мячик) и отвечаем на вопросы:

1. Какой раздел мы изучаем? (ЗВУКИ И БУКВЫ)

2. Чем отличается буква от звука? (БУКВЫ ВИДИМ,ПИШЕМ,ЧИТАЕМ,НАЗЫВАЕМ,
ЗВУКИ произносим и слышим)

3.На какие группы делятся все звуки речи? (Гласные и согласные)

4. Назовите гласные звуки? Сколько их? 6 АОУЭИЫ

5. Назовите парные согласные по глухости-звонкости?

6. Назовите непарные по глухости-звонкости.

7. Что такое орфограмма?

- Обратимся к ленте букв.

- Какие буквы спрятались? (На ленте букв спрятались буквы ч, щ.)

- Чем интересны эти буквы? (Они обозначают непарные мягкие шипящие согласные звуки ч, щ.)

У каждой пары  на парте рассыпались  буквы, обсудив в паре, составьте и выложите буквосочетания.1 пара работает за доской.  Что получилось? Проверим.

- А теперь прочитайте слова (слайд 1.) (Тучка, ночной, мачта, хищник, пончик.)

- Что объединяет эти слова? (Их объединяют буквосочетания чк,чн,щн,нч,чт.)

- Давайте проверим.

- Правильно их объединяют буквосочетания чк,чн,щн,нч,чт.

(Вывешиваю на доску одновременно, когда говорю эти слова.)

- А теперь давайте пропишем эти буквосочетания, сначала строки, чередованием, с маленькой буквы.

Что у них общего?  (Мягкий согласный)

- Подчеркните в  каждом буквосочетании мягкие согласные звуки.


 

Целеполагание.

- А теперь сформулируйте тему урока и разгоним тучки.

- Дети называют тему урока ( Буквосочетания чк,чн,щн,нч,чт.)

- Это новая тема? ( Нет, урок – повторения). Я добавляю (и закрепления полученных знаний).

На доске записаны слова.

То….ка, ре…ой, по…а, помо…ик, пте…ик.

 Что будем делать?

С какой проблемой столкнулись? Не знаем, как писать эти сочетания.

 Что нужно знать, что не ошибиться? Правило. Где найдем правило. Обратимся к учебнику с.5

Зачем знать правило?  (чтобы правильно решать орфографическую задачу)

Почему в этих сочетаниях мягкий знак не нужен?

 


 

Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

Формирование самостоятельности, ответственности, уверенности в своих силах, положительное отношение к себе.

Формирование самооценки, анализа выполненной работы.

ΙΙΙ. Формулирование

цели урока.

- Поставьте перед собой цель урока. ( Вспомнить правописание буквосочетаний чк,чн,щн,нч,чт;

- Находить буквосочетания в словах; правильно писать слова с этими буквосочетаниями).

-Цель: учиться писать слова с буквосочетаниями чк,чн,щн,нч,чт. (слайд 2)

- Кому было легко определить цель и тему урока поднимите жёлтый шарик.

Запишем слова, с комментированием. Подчеркнем орфограмму.

-Физминутка ( для пальчиков и глаз «Бабочка» )


 

 

 

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

4. Решение учебной задачи.


 

Создание проблемной ситуации.

(По-другому, этот этап можно назвать паузой незнания, где дети сталкиваются с вопросом или проблемой, где ранее приобретенные знания уже надо расширить.)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Работа с учебником  упр 2. Стр.4

Групповая работа

Задание в учебнике

1 группа- находит и выписывает слова с буквосочетанием чк

2  -ЧН

3. ЧТ

4 ЩН.

Подчеркнуть изучаемую орфограмму

- Подходят ли эти слова к теме урока.

- Почему? (Потому что в них есть буквосочетания чк,чн,щн,нч,чт.)

- Вспомните правило.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.         (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.              (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.                  (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.    (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы .                (соответствующие движения)   
Гостью-зиму любим мы, любим мы.               (развести руки в поклоне и поставить на пояс.

 

 

- Работа по учебнику с.6 упр.8 Устно. С помощью орфоэпического словаря. Работа в паре.

 

Задание 2.

Какое сейчас время года? ( Зима).

- Да, зима прекрасное время года. Но не всем зимой легко.

- Кому зимой приходится очень трудно.( Птичкам и другим животным)

-Совершенно верно.

- Одна из них прилетела к нам.

- Прочитайте о ней стихотворение на экране. (Читают в полголоса.)

- Читаю стихотворение сама.

 

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.

 

 Выборочное письмо

 

- Найдите слова с орфограммой по теме урока и запишите в тетрадь с красной строки, с большой буквы, через запятую и подчеркните орфограмму. 2 человека за доской

- Самопроверка (слайд 3).

 

- Кто выписал все слова и без ошибок поднимите жёлтый шарик.

- Что вы знаете о синичке?

 

- (Синицы не улетают, а зимуют у нас; в тёплое время года питаются насекомыми, этим самым приносят пользу людям; осенью питаются семенами и ягодами плодовых деревьев;

Очень много синиц погибает от мороза, из-за нехватки корма.)

- Поэтому, что нужно делать? (Повесить кормушки и подкармливать птиц).

 

 

Работа с текстом.

«Ёлочка»

Живёт в лесу ёлочка. Зима её веточки накрыла снегом. Тепло иголочкам.

- Прочитайте запись.( Читают вполголоса).

- А теперь прочитаем вслух.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Почему?

- Озаглавьте текст.

- (Появляется заголовок «Ёлочка » на слайде.)

- Какие слова с изученными буквосочетаниями встретились?

- Как правильно их писать, вспомним правило.

- Спишите текст без ошибок и исправлений, подчеркните эти буквосочетания.

(После списывания).

- Буквосочетания в каких словах вы подчеркнули? (ёлочка, веточки,иголочки).

- Хорошо, молодцы!

- Какая ещё изученная орфограмма встретилась в тексте? (Слова с безударным гласным в корне слова: лесу, зима, тепло.)

- Докажите правильность написания, подберите проверочные слова. (лес, зимы, тёплый.)

( В слове живёт буквосочетания жи – ши пишу с буквой и.)

(Орфограмма пробел между предлогом и словом.)

- Прохожу по классу проверяю 3 работы на оценку.

- А сейчас проверьте свои работы и оцените себя, нарисуйте жёлтый шарик у кого всё выполнено правильно. (слайд)

-Оценили? Я проверю ваши работы и мы увидим, совпадает ли ваша оценка с моей.

: Почему сегодня много работали коллективно? Кому хочется сказать «спасибо» партнеру, за что? Дополните высказывание:

Работать в группе было…., потому что…..

Работать в паре было..

- За активную работу на уроке я хочу поставить оценки…


 

 

 

 

 

Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Рефлексия.

Цель: подвести итоги урока.


 


 


 


 


 


 


 

7.Домашнее задание

- Наш урок подошёл к концу.

- Вспомните, какую цель вы ставили перед собой? (Учиться писать слова с буквосочетаниями чк,чн,щн,нч,чт.)

- - Кто считает, что он достиг цели урока поднимите жёлтый шарик.

- Кто испытывал трудности – красный.

-А теперь шарики, которые вы подняли, прикрепите на ёлочку. (Играет новогодняя музыка.)

- Посмотрите, какая красавица у нас получилась, я вижу, что вы действительно достигли цели, которую поставили перед собой, потому что на ёлочке больше жёлтых шариков.

- Домашнее задание. (На слайде)

- Спасибо за урок.

 

 

Рефлексия способности организовать творческую работу. Способность взаимодействия с другими объектами окружающего мира.

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения.

Прогнозирование.

 


 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_chk_chn.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тучка ночной мачта хищник пончик

Слайд 2

То….ка ре….ой по….а помо….ик пте….ик

Слайд 4

ТЕМА: «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

Слайд 5

Цель: ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ ?

Слайд 6

ЧК,ЧН, НЧ, ЩН,ЧТ ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

Слайд 7

Физминутка

Слайд 8

Физминутка

Слайд 10

Ь ЧК ЧН ЧТ ЩН НЧ

Слайд 11

Жёлтый- я всё понял; Красный – я вообще ничего не понял, требуется помощь .

Слайд 12

Домашнее задание с.5, выучить правило ; Выполнить упр.4; придумать и записать по 2 слова с сочетаниями чк, чн, щн, нщ и выделить орфограммы.

Слайд 13

: Спасибо за работу! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16  слов, где нужно вставить пропущенную букву.  Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...