Технологическая карта урока русского языка по теме " Закрепление знаний правописания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч" 31.12.2017
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Романенко Марина Николаевна

Открытый урок по русскому языку. Используется самооценивание и взаимооценивание на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_romanenko.docx966.61 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»

       

  Технологическая карта урока русского языка

«Закрепление знаний правописания слов

с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч»

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/1000000/960000/959406-bb552955948c833a.jpg

Урок подготовила и провела

учитель начальных классов

высшей категории:

М.Н. Романенко

г. Тихвин

13.11.2017г.

Технологическая карта урока

Класс:  2 «А»

Учитель: Романенко Марина Николаевна

Предмет

Русский язык

Тема урока

Закрепление знаний правописания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

Место и роль урока в изучаемой теме

Данный урок 32 в разделе « Звуки и буквы». Данный урок логически  связан с предыдущими уроками и работает на последующие уроки.

Цель урока (образовательная, развивающая, воспитательная)

Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Воспитывать дружелюбие, готовность прийти на помощь.

Методы, приемы и формы обучения

Методы:  наглядный, игровой, словесный,

Приемы: фронтальная беседа, обобщающая беседа, работа в паре, самостоятельная работа, индивидуальная работа.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре, самостоятельная работа.

Планируемые результаты (предметные)

 Учатся опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Писать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;     вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке  и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Тип урока

Урок решения учебной задачи

Межпредметные связи:

Развитие речи, литературное чтение, математика.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Орфограмма, шипящие звуки, мягкие согласные звуки.

Образовательные
ресурсы

Демонстрационный материал: Орфоэпический словарь. Плакат «Орфограмма “Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН”»

Информационный материал: Учебник, ч.2, методическое пособие для учителя.

Интерактивный материал: электронное приложение

Используемые технологии

ИКТ, технология оценивания учебных успехов, технология деятельностного подхода, здоровьесберегающие технологии

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой (включение в предметно-практическую деятельность)

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

- Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и мысленно пожелайте друг другу удачи.

- Сейчас у нас урок русского языка, проверьте все ли готово к уроку.

- Тихонько сели.

Приветствуют учителя, учащиеся желают друг другу и гостям удачи,  проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД

- активно взаимодействуют со сверстниками;

- проявляют доброжелательное внимание к окружающим

2

Вводная часть.

Цели:

-организовать актуализацию знаний по написанию изученных орфограмм.

- Откройте тетради, запишите число.

Запись на доске:

13 декабря

Классная работа

- Какие орфограммы вам встретились?

Запись в тетрадях:

13 декабря

Классная работа

- Безударная гласная проверяемая ударением: декабря (проверочное слово декабрь);

-безударная гласная непроверяемая ударением: декабрь, работа (запомнить);

- удвоенная согласная: классная (запомнить)

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

3

 Постановка учебной задачи.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

- Ребята! Поднимите руку, кто из вас любит решать ребусы?

- Сегодня я вам предлагаю решить три ребуса, выберите для себя один, который вы точно можете решить.

(На доске предлагается решить три ребуса)

- Напомните нашим гостям, как отгадывать данные ребусы.

 ласточка

 дочка

   девочка

- Что общего у этих слов?

- Является ли это сочетание орфограммой?

- Назовите, как называется орфограмма?

- А почему здесь не нужно писать ь?

- А теперь сформулируйте тему урока и цель для себя.

- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навыки правописания и произношения слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч 

- Это новая тема?

- А для чего нам нужны такие уроки?

- Правильно!

- Запишите слова, подчеркните орфограмму.

1. Самооценка.

- Проверьте написание слов (Слова вывешиваются под ребусами для проверки)

- Оцените свои умения.

-Да

- Запятые перед картинкой – убрать буквы вначале слова, запятые после картинки – убрать буквы в конце  слова.

- Во всех словах есть сочетание ЧК.

Мы сомневаемся, нужно или нет написать ь.

- Сочетание ЧК,ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ пишутся без мягкого знака.

- Буква мягкий знак не нужна, т.к. [ч’] -всегда мягкие звуки, поэтому другие буквы для обозначения мягкости не нужны.

- Находить буквосочетания в словах; правильно писать слова с этими буквосочетаниями.

- Нет, урок – повторения.

- Чтобы вспомнить то, что мы уже узнали и грамотно писать.

Дети записывают слова в тетради с красной строки, с заглавной буквы, через запятую: Дочка, девочка, ласточка.

Дети проверяют и оценивают по шкале

Личностные УУД:

- развитие положительной мотивации.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности;

- поиск средства её осуществления.

Познавательные УУД:

- умение относить объекты к известным понятиям.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения.

4

Применение знаний.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

1. Наблюдение за написанием слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.

На партах возьмите карточки желтого цвета

- Вставьте в слова, где это нужно мягкий знак?

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной, реч..ной, удоч..ка.

- Подчеркните слова, где не ставится мягкий знак?

- Почему в этих словах не поставили мягкий знак?

Взаимопроверка по карточке – эталону.

Если есть ошибки, докажите своему соседу, что он не прав.

2. Взаимооценка

- Оцените свои умения по шкале.

2. Физкультминутка.

Покачайтесь,  покружитесь,
Потянитесь,    распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на
цыпочки,
Встаньте на  
пяточки,

А потом вприсядочку.

Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Все  в порядок приведите

И писать,  друзья, начните.

-Назовите слова из физкультминутки, в которых есть буквосочетания, над которыми мы сегодня работаем.

Запишите в тетрадь.

3. Самооценка

Оцените, как смогли вы на слух определить слова с орфограммой.

3. Работа над орфоэпией.

Работа с электронным приложением: тема № 21.

Анимация, часть 2.

Послушайте, как правильно нужно произносить слова с данными буквосочетаниями.

4. Чтение стихотворения. Работа в парах.

-  Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на розовой карточке.

Самостоятельное чтение

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.        

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный.

Чтение в парах с оцениванием.

4. Взаимооценка правильного чтения по шкале.-

Правильное произношение слов можно узнать в орфоэпическом словаре. показать

Карточки желтого цвета

Почта, птенчик, хищник, удочка, речной).

- В сочетаниях чк, чн, щн, нч мягкий знак не пишется. Эту орфограмму нужно запомнить.

Дети выполняют за словами  учителя.

Снятие психологического напряжения

Дети шепчут на ушко и записывают на доске, затем все дети пишут эти слова в тетрадь: цыпочки, пяточки, вприсядочку, начните.

Учащиеся слушают.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.        

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

            Но теперь-то я послушный

Личностные УУД:

- развитие положительной мотивации;

- создание ситуации успеха.

Регулятивные УУД:

- развитие умений сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

- умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения.

Познавательные УУД:

- умение выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать других, строить новые отношения в сотрудничестве; быть готовым изменить свою точку зрения.

5

Домашнее задание

- Ёжик и Крош  написали слова. Посмотрите, что у них получилось. Кто прав?

 Ежик                        Крош

птички                  птичьки

сказочный            сказочьный

сочный                 сочьный

хищник                 хищьник

мощный                мощьный

     Правильно запиши слова в тетради с красной строки через запятую, подчеркни орфограмму.

     С одним словом составь предложение.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

6

Рефлексия учебной деятельности знаний. Оценивание.

 Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Наш урок подошёл к концу.

- Вспомните, какую цель вы ставили перед собой?

-Как вы считаете, удалось вам достичь поставленной цели?

Игра « Да- нет» Выберите верное утверждение +, -

1 Сочетания чк,чн нужно писать с мягким знаком.

2. В слове белочка нужно писать ь.

3.Символом  Нового года является ёлочка?

5. Самооценка.

- Кто считает, что он достиг цели урока и может научить другого, вам путь открыт дальше.

- Кто испытывал небольшие трудности, вам нужно остановиться и потренироваться.

- Кто считает, что ему нужна еще помощь, вам следует остановиться и обратиться за помощью к разным источникам.

- Сегодня на уроке вы оценивали свою работу? Я проверю ваши работы, и мы увидим, совпадает ли ваша оценка с моей.

Возьмите зеленые листочки, прочитайте.

Хоровое чтение.

Тучный, скучный и мучной,
Мощный, точный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки,
Есть в словах чк, чн
И встречается щн.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак,
В сочетании чк
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!

Если останется время, проверить домашнее задание предыдущего урока

Благодарю вас за работу  на уроке!

- Учиться писать слова с буквосочетаниями чк,чн,щн,нч,чт.

(ответы детей).

-, -, +

Учащиеся оценивают свою работу на уроке (Оценка деятельности проводиться с помощью сигнальных «сердечек»

Личностные УУД:

- освоение роли ученика;

- формирование интереса к учению.

Регулятивные УУД:

умение проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности, принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою Коммуникативные: сотрудничество в паре.

Познавательные: контролируют результаты деятельности.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

[Введите текст]Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение знаний о родственных словах"

Технологическая урока русского языка 2 класс, по теме "Обобщение знаний о родственных словах". Технологическая карта выполнена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне, проверяемых ударением".

Урок русского языка организван с использованием информационно - коммунникационной технологии. В процессе урока использовались следующие приёмы:Приём предвосхищения через инсценировку стихотворения Ю.Т...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: формирование понятия о выполнении устного и письменного разбора имени прилагательного и закрепление умения определять признаки имени прилагательного.Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Закрепление знаний по теме имя прилагательное"

Методическая разработка технологической карты урока русского языка в 4 классе....