Рабочая программа по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему

Куюмжу Людмила Александровна

Рабочая программа  1 класс Начальная школа XXI века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yazyk_i_ktp1_kl.docx61.9 КБ
Файл ktp_liter._chtenie.docx40.18 КБ
Файл programma_literat._chtenie_1_kl.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №1 п. Первомайский Оренбургского района»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________

Протокол № 1от

«29»  августа 2017г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_______ Шишкина Н.А.

«___»_________2017г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор лицея

_______ НемцеваО.И.

«___»_________2017г.

Рабочая программа

по курсу «Русский язык»

для учащихся 1 класса

срок реализации программы – один  год

Автор-составитель:

Куюмжу Л.А.– учитель начальных классов

первой категории МБОУ «Лицей № 1 п.Первомайский»,

Оренбургского района

        2017 – 2018 год


Пояснительная записка

Рабочая  программа  по русскому языку для 1Б класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе Примерной Программы начального общего образования по русскому языку, а также с учётом:

- требований федерального государственного стандарта (согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования, на изучение русского языка в1 классе отводится  5 часов в неделю, 165 часов в год.

- объёма часов учебной нагрузки, определённым учебным планом МБОУ «Лицей № 1 п. Первомайский».

- выбора образовательной организацией учебно-методического комплекта: предлагаемая рабочая программа реализуется в МБОУ «Лицей №1 п. Первомайский» на учебно-методическом комплекте по русскому языку авторов: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И.

Цели, задачи курса

Данная программа составлена для реализации курса русского языка  в начальной школе.

Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.

Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки оязыке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.

Программа курса «Русский язык» реализует задачи ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибочного письма, развития речи школьников, развитие интереса к речевому творчеству.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения;

-восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

-формирование уважительного отношения к иному мнению;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: -умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

-способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

-понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

-умение задавать вопросы.

                  В сфере познавательных универсальных учебных действий:

  - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  -   использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

  -  строить сообщения в устной и письменной форме;

  - выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  - осуществлять синтез как составление целого из частей;

  - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  - обобщать на основе выделения сущностной связи;

  - осуществлять   подведение   под   понятие   на   основе   распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  - устанавливать аналогии.

         В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

  - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  -   строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  - формулировать собственное мнение и позицию;

  - строить понятные для партнёра высказывания;

  - задавать вопросы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  -   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации во внешнеречевом плане;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, родителей;

  -   вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

-овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

-умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать,

-классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

-способность контролироватьсвои действия, проверять написанное.

К концу 1 класса обучения ученик научится:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твёрдые/мягкие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твёрдых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырёх — пяти звуков;
  • плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты;
  • осознавать смысл прочитанного;
  • правильно писать сочетания ча — ща, чу — щу, жи ши под ударением;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объёмом 10-20 слов.

Ученик получит возможность научиться:

  • различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
  • читать целыми словами и предложениями;
  • самостоятельно читать небольшие по объёму художественные произведения;
  • выделять в словах слоги в устной работе;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы.

Ученик получит возможность научиться:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
  • выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Содержание курса

Слово и предложение

Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать состав предложения;
  • корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки;
  • выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению;
  • контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.

Универсальные учебные действия:

  • моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков;
  • сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками;
  • классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения;
  • анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели;
  • обосновывать выполняемые и выполненные действия;
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом;
  • контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания;
  • находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука;
  • объяснять причину допущенной ошибки.

Графика

Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Универсальные учебные действия:

  • соотносить звук и соответствующую ему букву;
  • обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного;
  • соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок;
  • дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство;
  • классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’];
  • структурировать последовательность слов в алфавитном порядке;
  • находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначения звука буквой;
  • объяснять причину допущенной ошибки.

Чтение

Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям.

Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Универсальные учебные действия:

  • применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов;
  • сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы;
  • осознавать смысл прочитанного;
  • находить содержащуюся в тексте информацию;
  • определять основную мысль прочитанного произведения;
  • обсуждать прочитанный текст с одноклассниками;
  • аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста;
  • формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте;
  • интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде;
  • использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое в зависимости от целей.

Восприятие художественного произведения[1]

Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником.

Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»).

Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.

Универсальные учебные действия:

  • осознавать смысл текста при его прослушивании;
  • понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте;
  • определять основную мысль текста;
  • различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.

Письмо

Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.

Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам;
  • составлять алгоритм предстоящих действий;
  • объяснять последовательность своих действий;
  • моделировать буквы из набора элементов;
  • анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;
  • группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков;
  • осознавать смысл написанного;
  • контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом;
  • контролировать этапы своей работы при списывании;
  • принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного;
  • оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).

Орфография и пунктуация

Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложений.

Универсальные учебные действия:

  • группировать слова, которые пишутся сзаглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия;
  • применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;
  • осознавать алгоритм списывания;
  • контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам;
  • использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного;
  • исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.

Развитие речи

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников.

Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.

Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Универсальные учебные действия:

  • строить устное речевое высказывание;
  • составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку;
  • составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы;
  • участвовать в учебном диалоге;
  • осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы;
  • включаться в совместную работу;
  • высказывать собственное мнение и обосновывать его.

Таблица тематического распределения количества часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа по классам

1 кл.

2кл.

Зкл.

4кл.

1.

Обучение грамоте

97

Систематический курс

2.

Раздел I. Как устроен наш язык

31

61

74

65

2.1

1.1. Лексика

23

2.2

1.2.Фонетика и графика

31

12

4

6

1.3

1.3. Состав слов (морфемика)

19

5

6

1.4

1.4.Морфология

44

36

1.5

1.5.Синтаксис

7

21

17

3.

Раздел II. Правописание

25

67

68

52

4.

Раздел III. Развитие речи

12

36

28

30

5.

Раздел IV. Повторение

6

23

6.

Раздел V. Резервные уроки

Общее количество часов:

165

170

170

170


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

1-я четверть (45 ч.)

урока

Тема

Дата

1

Добукварный период

Ориентировка на странице прописи. Школьные принадлежности.

2

Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Правила посадки при письме.

3

Введение понятия «слово». Рисование горизонтальных линий

4

Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Рисование длинных вертикальных линий

5

Отработка понятия «слово». Рисование горизонтальных и вертикальных линий.

6

Деление предложения на слова. Горизонтальные и вертикальные параллельные линии.

7

Сравнение звуков. Рисование длинных наклонных линий.

8

Знакомство со звуковой схемой слова. Рисование длинных наклонных линий.

9

Интонационное выделение заданного звука, определение его места в слове. Рисование прямых линий.

10

Стартовая диагностическая работа.

11

Рабочая строка. Письмо полуовалов.

12

Сравнение слов по звуковой структуре. Письмо прямых вертикальных палочек.

13

Звуковой анализ слов кит, кот.Письмо наклонных палочек.

14

Звуковой анализ слов лук,  лес . Рисование змейки.

15

Развитие свободы движения руки.

16

Отражение качественных характеристик звуков в моделях слов.

17

Букварный период

Характеризуем звуки в моделях слов.

18

Письмо заглавной и строчной букв А, а

19

Знакомство с буквой Я (я)

20

Письмозаглавной и строчной букв Я, я

21

Закрепление правил обозначения звукаа буквами.

22

Письмо заглавной и строчной букв О, о

23

Письмо заглавной и строчной букв Ё, ё

24

Буква ё в начале слова, обозначение звуками [йо]

25

Закрепление правил обозначения звуков а, обуквами

26

Письмо заглавной и строчной букв У, у

27

Письмо заглавной и строчной букв Ю,ю

28

Закрепление правил обозначения звуков а, о, убуквами

29

Знакомство с буквой Э (э)

30

Письмо заглавной и строчной букв Э,э

31

Письмо заглавной и строчной буквЕ, е

32

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.

33

Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв

34

Письмо строчной буквы ы.

35

Знакомство с буквой И (и)

36

Письмо заглавной и строчной буквИ, и

37

Отработка написания изученных букв.

38

Тренируемся в написании изученных букв.

39

Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по мягкости твердости звуков.

40

Письмо заглавной и строчной букв М,м

41

Знакомство с буквой Н (н)

42

Письмо заглавной и строчной букв  Н, н. Письмо слогов, слов.

43

Письмо заглавной и строчной букв Р, р. Письмо слогов, слов.

44

Письмо заглавной и строчной букв  Л, л.

45

Письмо заглавной и строчной букв  Й, й.

2-я четверть (35 ч.)

урока

Тема

Дата

46

Введение понятия «слог».

47

Отработка написания изученных букв.

48

Введение понятия «ударение». Письмо заглавной и строчной Г,г

49

Письмо заглавной и строчной К, к

50

Дифференциация букв  Г, г – К, к.

51

Письмо заглавной и строчной  З, з

52

Письмо заглавной и строчной С, с

53

Дифференциация букв  З, з – С, с.

54

Письмо заглавной и строчной   Д, д

55

Знакомство с буквой Т (т)

56

Письмо заглавной и строчнойТ, т

57

Дифференциация букв  Д, д – Т, т.

58

Письмо заглавной и строчной букв Б, б

59

Письмо заглавной и строчной букв П, п

60

Знакомство с буквой В, в

61

Письмо заглавной и строчной букв В, в

62

Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф

63

Письмо заглавной и строчной букв Ж, ж

64

Письмо заглавной и строчной букв Ш, ш

65

Знакомство с буквой Ч, ч

66

Письмо заглавной и строчной букв Ч, ч

67

Письмо заглавной и строчной букв Щ, щ

68

Письмо заглавной и строчной букв Х, х

69

Письмо заглавной и строчной букв Ц ,ц

70

Знакомство с буквой ь. Особенности ь.

71

Письмо строчнойь

72

Слова с разделительным мягким знаком.

73

Письмо строчной буквы ъ

74

 Закрепление написания всех букв русского алфавита.

75

Тренируемся в письме букв, слогов.

76

Пишем слова и предложения.

77

Промежуточная проверочная работа по теме: «Звуки и буквы»

78

Анализ ошибок

79

Закрепление написания всех букв русского алфавита.

80

Отработка навыков красивого письма.

3 четверть – 45 ч.

урока

Тема

Дата

81

Послебукварный период

Язык как средство общения.

82

Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения.

83

Речевой этикет: слова приветствия. Восклицательный знак.

84

Речевой этикет: вежливые выражения.

85

Отработка порядка действий при списывании. (Урок-практикум)

86

Речевой этикет. Слова, отвечающие на вопрос «кто? что?»

87

Речевой этикет: ситуации общения.

88

Слова, отвечающие на вопрос «кто? что?». Знаки препинания в конце предложения.

89

Речевой этикет: ситуация знакомства. Имена собственные.

90

Речевой этикет: использование слов «ты, вы» при общении.

91

Правописание имен собственных.

92

Речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников.

93

Описание внешности.

94

Слова, отвечающие на вопросы: «Какой? Какая? Какие?»

95

Учимся описывать внешность. Повторяем слогоударные  схемы.

96

Правильное употребление сравнений в речи.

97

Закрепляем: слова, отвечающие на вопросы: «кто? что? какой? какая? какие?»

98

Адрес. Повторение слогоударных схем.

99

Письменная речь. Оформление адреса на открытке, письме.

100

Правила переноса слов.

101

Название страны в адресе. Закрепляем правила переноса слов.

102

Устная речь: рассказ о месте, в котором ты живешь.

103

Знакомство с образованием слов в русском языке.

104

Речевая ситуация: приглашение на экскурсию.

105

Отработка умения задавать вопросы к словам.

106

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»

107

Обсуждение выбора будущих профессий.

108

Повторение правила написания сочетаний жи – ши.

109

Обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто? что?»

110

Речевая ситуация: обсуждение поступков.

111

Повторение правила написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

112

Слова, отвечающие на вопросы « что делать? что сделать?», «какой? какая? какие?» , «кто? что?»

113

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Закрепление правила переноса слов.

114

Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта.

115

 Знакомство с родственными словами.

116

Повторяем слова, отвечающие на вопросы «что делать? что сделать?»

117

Письменная речь: объявление.

118

Повторение правила постановки знаков препинания в конце предложения; правописание гласных после шипящих.

119

Вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов.

120

Учимся фантазировать.

121

Устойчивые сочетания слов.

122

Речевой этикет: просьба, вежливый отказ. Повторяем правила переноса слов.

123

Восстановление деформированного текста.

124

Повторение слов.отвечающих на вопросы «какая? какие?». Правописание имен собственных.

125

Описание животного. Работа со звуковыми моделями.

4 четверть – 40 ч.

126

Учимся отстаивать свою позицию.

127

Отработка звукового анализа и порядка действий при списывании.

128

Описание внешнего вида и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам.

129

Описание домашнего питомца . Работа с толковым  словарем.

130

Значение слов в тексте описании. Отработка умения задавать вопросы к словам.

131

Речевой этикет: слова приветствия. Отработка действий при списывании.

132

Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении.

133

Отработка правил правописания гласных после шипящих.

134

Речевая ситуация: обсуждение интересов. Учимся грамотно списывать.

135

Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса.

136

Отработка алгоритма списывания.

137

Речевой этикет: слова извинения. Правописание безударного проверяемого гласного в корне слова.

138

Выбор нужных языковых средств при общении с людьми разного возраста.

139

Повторение функций Ь

140

Речевая ситуация: поздравление, вручение подарка. Закрепление функций Ь.

141

Точность и правильность речи . Повторение звукового анализа и правила переноса слов.

142

Комплексная контрольная работа

143

Работа с толковым словарем.Правописание ЧН, ЧК.

144

Интонация.

145

Знакомство со словами близкими по значению.

146

Составление краткого рассказа об увиденном.. Повторение звукового анализа слова.

147

Сравнение текстов с одним сюжетом..

148

Знакомство с нормами произношения и ударения.

149

Научная и разговорная речь.

150

Наблюдение за образованием слов. Поиск «опасных» мест при письме.

151

Учимся различать научную и разговорную речь.

152

Повторение звукового анализа слова.

153

Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет.

154

Различение слов обозначающих предмет, признак предмета и действия предмета

155

Составление краткого рассказа об увиденном. (цирк)

156

Отработка умения задавать вопросы к словам. Перенос слов.

157

Составление краткого рассказа о летнем отдыхе.

158

 Комплексное повторение пройденного  материала за год.

159

Составляем объявление.

160

 Комплексное повторение изученного: ударение, звуковой анализ.

161

Комплексное повторение изученного: правила правописания.

162

Определяем опасные места в слове, применяем орфографические правила.

163

Обобщение. Родственные слова, слова близкие по значению, омонимы.

164

В каких случаях люди пишут письма?  Повторяем: правописание заглавной буквы в именах собственных.

165

Урок-путешествие «По страницам русского языка»



[1] Уроки проводятся один раз в неделю



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата

1

Добукварный период-12 ч

Введение понятия о предложении.

2

Составление рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «предложение».

3

Развитие восприятия художественного произведения. С.Дрожжин «Привет».

4

Рассказ по сюжетной картинке.

5

Интонационное выделение первого звука в словах.

6

Стартовая диагностическая работа.

Развитие восприятия художественного произведения. Е. Серова «Мой дом».

7

Звуковой анализ слова мак.

8

Звуковой анализ слов сыр, нос.

9

Рассказ по сюжетным картинкам.

10

Развитие восприятия художественного произведения.

Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле?».

11

Звуковой анализ слов лук, лес. Сравнение этих слов по звуковой структуре.

12

Введение понятия «гласный звук».

Обозначение гласных звуков на схеме фишками красного цвета.

13

Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

14

Знакомство с буквойА (а).

15

Развитие восприятия художественного произведения.

С. Романовский «Москва».

16

Буква я в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а]).

17

Знакомство с буквойО (о).

18

Знакомство с буквойЁ (ё).

19

Развитие восприятия художественного произведения.В.Белов «Родничок».

20

Знакомство с буквойУ (у).

21

Знакомство с буквой Ю(ю).

22

Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]).

23

Буква ю в начале слова (обозначение звуков [й'] и [у]).

24

Развитие восприятия художественного произведения.

М.Михайлов «Лесные хоромы».

25

Знакомство с буквойЕ(е).

26

Буква е в начале слова (обозначение звуков [й'] и [э]).

27

Знакомство с буквой ы.

28

Развитие восприятия художественного произведения. В. Железников «Буква "ты"».

Знакомство с буквойИ (и).

29

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.

30

Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных

звуков.

31

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.

32

Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук.

33

Знакомство с буквой М (м).

34

Развитие восприятия художественного произведения.

Я.Аким «Мой верный чиж».

35

Знакомство с буквой Н (н).

36

Знакомство с буквой Р (р).

37

Знакомство с буквой Л (л).

38

Знакомство с буквой Й (й).

39

Развитие восприятия художественного произведения А.Блок «Зайчик». Введение понятия«слог».

40

Знакомство с буквой Г (г).

41

Знакомство с буквойК (к).

42

Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости-глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

43

Знакомство с буквой 3 (з).

44

Знакомство с буквойС (с).

45

Знакомство с буквойД (д).

46

Развитие восприятия художественного произведения.

В. Сутеев «Дядя Миша».

47

Знакомство с буквойТ (т).

Потешки, пословицы и поговорки, скороговорки, загадки.

48

Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.

49

Знакомство с буквойБ (б).

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

50

Знакомство с буквой П (п).

51

Развитие восприятия художественного произведения. Русская народная сказка «Приверед-ница».

Знакомство с буквойВ(в).

52

Знакомство с буквой Ф (ф).

53

Знакомство с буквойЖ(ж).

54

Знакомство с буквой Ш (ш).

55

Развитие восприятия художественного произведения.В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок».

Знакомство с буквой Ч (ч).

56

Знакомство с буквой Щ (щ).

57

Знакомство с буквой X (х).

58

Знакомство с буквой Ц(ц).

59

Развитие восприятия художественного произведения. Шарль Перро «Красная

шапочка».Знакомство с буквой ь. Особенности буквы ь.

60

Знакомство с разделительной функцией мягкого знака.

61

Знакомство с особенностями буквы ъ.

62

Развитие восприятия художественного произведения.

63

Промежуточная диагностическая работа.

64

Урок-игра.

65

Послебукварный период-28 ч.

Алфавит. С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; В. Голявкин «Спрятался».

66

В. Сутеев «Три котёнка»; А. Шибаев «Беспокойные соседки».

67

Е.Пермяк «Про нос и язык»; Г.Остер «Меня нет дома».

68

Развитие восприятия художественного произведения. Е.Благинина «Тюлюлюй».

69

А.Шибаев «На зарядку – становись!»; «Познакомились».

70

Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора». А.Шибаев «Всегда вместе».

71

Развитие восприятия художественного произведения.С. Маршак «Тихая сказка».

72

Г.Цыферов «Маленький тигр».  С.Чёрный «Кто?».

73

Г.Остер «Середина сосиски». Я.Аким«Жадина».

74

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…». «Рукавичка» (украинская народная сказка).

75

Развитие восприятия художественного произведения. В. Сутеев«Ёлка».

76

Г.Остер «Спускаться легче».

77

В.Сутеев «Под грибом».

78

Развитие восприятия художественного произведения.

К.Чуковский «Муха-цокотуха».

79

А.Шибаев «Что за шутки?»

Г.Остер «Хорошо спрятанная котлета».

80

Б. Житков «Как меня называли».А. Кушнер «Большая новость».

81

Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился».

82

Развитие восприятия художественного произведения. Бр. Гримм «Заяц и ёж».

83

Е. Чарушин «Яшка».А. Кушнер «Что я узнал!» Ю. Дмитриев «Медвежата».

84

Г.Снегирёв «Медвежата».

Развитие восприятия художественного произведения.А.Блок «Снег да снег».

85

М. Карем «Растеряшка».

В. Драгунский «Заколдованная буква».

86

Н.Носов«Ступеньки».

87

Развитие восприятия художественного произведения.Г. Скребицкий «Пушок».

88

О. Дриз «Горячий привет».Г.Остер«Привет мартышке».

89

Е. Чарушин «Зайчата».Н.Сладков«Сорока и Заяц».«Лиса и Заяц».

90

Развитие восприятия художественного произведения.

Н.Носов«Фантазёры».

91

Н.Носов«Затейники».

92

Г.Сапгир «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».

Литературное чтение-40ч.

93

Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек».

94

Развитие восприятия художественного текста. Е.Ильина «Шум и

Шумок».

95

А.Толстой «Ёж».В.Лунин «Волк ужасно разъярён…».Г.Цыферов «Зелёный заяц».

96

В.Драгунский «Он живой и светится».

97

«Лиса и журавль» (русская народная сказка).

Н.Сладков «Лиса и мышь».

98

Г.Сапгир «Лошарик».

В.Берестов «Картинки в лужах».

99

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».Русская  народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

В. Сутеев«Кораблик».

100

Кир Булычёв «Скорого-ворка».В.Бианки «Лис и Мышонок».Загадка.Проверь себя.

101

Развитие восприятия художественного произведения.В. Сутеев«Палочка-выручалочка».

102

К. Ушинский «Играющие собаки».Л. Толстой «Косточка».В. Осеева «Кто наказал его?»

Пословица.

103

В. Осеева «Печенье».Пословицы.А. Барто «Я –лишний».Я. Аким «Мама».

104

Э. Успенский «Всё в порядке».Проверь себя.

105

Л. Толстой «Солнце и ветер».В. Бианки «Синичкин календарь».Э. Мошковская«Лед тронулся».

106

И.Соколов-Микитов «Русский лес». Русская народная песня «Берёзонька».

107

С.Маршак «Апрель».М.Пришвин «Лесная капель».

108

И. Мазнин «Давайте дружить».Ю. Коваль «Бабочка».

109

С. Михалков «Аисты и лягушки».Е. Чарушин «Томкины сны».

110

И. Жуков «Нападение на зоопарк».М. Пришвин «Ёжик».Ю. Могутин «Убежал».

111

Б. Заходер «Ёжик».М. Пришвин «Норка и Жулька». Русская народная песня «Котик».

112

Э. Шим «Глухарь».Г. Скребицкий «Самые быстрые крылья».

113

Развитие восприятия художественного произведения.Е.Трутнева «Когда это бывает?».

114

М. Пляцковский «Добрая лошадь».В. Осеева «Кто хозяин?».

В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится».

115

Е. Пермяк «Самое страшное».С. Востоков «Кто кого».И. Бутмин «Трус».

116

Е. Пермяк «Бумажный змей».В. Берестов «Серёжа и гвозди».

Проверь себя.

117

Развитие восприятия художественного произведения. С. Баруздин «Весёлые рассказы».

118

М. Пляцковский «Урок дружбы».В. Орлов «Как Малышу нашли маму».

119

А. Усачёв «Грамотная мышка».В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок».

120

С.Прокофьева «Сказка о том, что надо дарить».

121

Д. Биссет «Дракон Комодо».Проверь себя.

122

А. Барто «Жук».Н.Сладков «На одном бревне».

123

Е. Чарушин «Как Никита играл в доктора».Пословицы.

124

Е. Чарушин «Томка и

корова».

125

В. Берестов «Выводок».

Проверь себя

126

И. Соколов-Микитов «Радуга».Е. Трутнева «Эхо».И. Шевчук «Ленивое эхо».

127

И. Соколов-Микитов «Май».А. Плещеев «Травка зеленеет».

128

Я. Тайц «Всё здесь».«Поягоды».Загадка.

129

К. Чуковский  «Радость».Развитие восприятия художественного произведения. М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

130- 132

Резервные уроки




Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №1 п. Первомайский Оренбургского района»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

__________

Протокол № 1от

«29»  августа 2017г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УВР

_______Шишкина Н.А.

«___»_________2017г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор лицея

_______ Немцева О.И.

«___»_________2017г.

Рабочая программа

по курсу «Литературное чтение»

для учащихся 1 класса

срок реализации программы – один  год

Автор-составитель:

Куюмжу Л.А.– учитель начальных классов

первой категории МБОУ «Лицей № 1 п.Первомайский»,

Оренбургского района

        2017 – 2018 год


Пояснительная записка

Рабочая  программа  по литературному чтению для 1Б класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования второго поколения, на основе Примерной Программы начального общего образования по литературному чтению, а также с учётом:

- требований федерального государственного стандарта (согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования), на изучение литературного чтения в 1 классе отводится  4 часа в неделю, 132 часа в год.

- объёма часов учебной нагрузки, определённым учебным планом МБОУ «Лицей № 1 п. Первомайский».

- выбора образовательной организацией учебно-методического комплекта: предлагаемая рабочая программа реализуется в МБОУ «Лицей №1 п. Первомайский» на учебно-методическом комплекте по литературному чтению авторов Л.А. Ефросининой, Л.Е. Журовой, А.Е. Евдокимовой.

          Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,  соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Задачи курса «Литературное чтение»:

-  обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике

«Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.

Планируемые результаты изучения предмета «Литературное чтение»

1 класс

Личностные универсальные учебные действия:

  • понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
  • овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
  • формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);
  • самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
  • использование умения читать для удовлетворения личного интереса.

Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:

  • понимание и постановка учебной задачи;
  • составление плана и последовательности действий;
  • самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
  • коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
  • овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой. В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • формирование познавательной учебной задачи;
  • выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
  • восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
  • поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
  • умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
  • способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
  • рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
  • выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.

Знаково-символические познавательные действия:

  • моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
  • составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия;
  • составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.

Логические универсальные действия:

  • анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
  • установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
  • формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
  • сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
  • аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.

Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:

  • понимание и формирование учебной задачи;
  • выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Коммуникативные универсальные действия:

  • слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
  • умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
  • овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
  • умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
  • умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
  • умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
  • умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
  • умение полно и аргументировано строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

Предметные универсальные учебные действия 

Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:

  • овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
  • воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
  • овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
  • воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
  • формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
  • читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
  • правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
  • моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
  • высказывать суждения о произведении и поступках героев;
  • узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
  • оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
  • использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
  • различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
  • сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
  • находить в тексте произведения сравнения, обращения;
  • находить в тексте и читать диалоги героев;
  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
  • моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
  • придумывать истории с героями изученных произведений;
  • пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

  • иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
  • инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
  • создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • получать информацию о героях, произведении или книге;
  • работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
  • дополнять таблицы, схемы, модели;
  • сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

  • находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
  • дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
  • находить в тексте информацию о героях произведений.

Раздел «Обучение грамоте»

К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:

различать, сравнивать:

  • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки;
  • звук, слог, слово;
  • слово и предложение;

кратко характеризовать:

  • звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие);
  • условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

  • выделять предложение и слово из речевого потока;
  • проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
  • плавно читать по слогам слова, предложения, небольшие тексты1;
  • осознавать смысл прочитанного;
  • правильно писать сочетания ча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;
  • писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
  • ставить точку в конце предложения;
  • грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают) объемом 10–20 слов;

Ученик получит возможность научиться:

  • различать и сравнивать звонкие и глухие согласные звуки;
  • читать целыми словами и предложениями;
  • самостоятельно читать небольшие по объему художественные произведения;
  • выделять в словах слоги в устной работе;
  • правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
  • переносить слова (в случаях однозначного деления слова на слоги);
  • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • соблюдать орфоэпические нормы.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:

  • осознанно воспринимать и различать произведения фольклора  (скороговорки, загадки, песни, сказки);
  • читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
  • правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);
  • моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).
    Ученик получит возможность научиться:
  • понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
  • высказывать суждения о произведении и поступках героев;
  • узнавать изученные произведения по отрывкам из них; оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:

  • определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
    использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
  • различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
  • сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
    Ученик получит возможность научиться:
  • сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
  • находить в тексте произведения сравнения, обращения;
  • находить в тексте и читать диалоги героев;
  • определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
    Раздел «Творческая деятельность»
    Ученик научится:
  • читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
  • моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
  • придумывать истории с героями изученных произведений;
  • пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
    Ученик получит возможность научиться:
  • иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
  • инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
  • создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

    Раздел «Чтение: работа с информацией»
    Ученик научится:
  • получать информацию о героях, произведении или книге;
  • работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
  • дополнять таблицы, схемы, модели;
  • сравнивать произведения по таблице.

    Ученик получит возможность научиться:
  • находить информацию о произведении и книге (фамилия автора,жанр, тема);
  • дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
  • находить в тексте информацию о героях произведений

Содержание учебного предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Круг чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Межпредметные связи:

  • с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
  • с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

 Тематическое планирование по предмету «Литературному чтению» -132ч.

 Обучение грамоте-92ч

Добукварный период (12ч.)

Букварный период -52 ч.

 Послебукварный период ( 28ч ).        

Тематическое планирование по предмету «Литературное чтение», 1 класс (40 ч.)

Читаем сказки, загадки, скороговорки (5 ч.)

Учимся уму-разуму (5ч)

О родной природе (4ч)

О наших друзьях-животных (10 ч)

Учимся уму-разуму (7ч)

Читаем сказки, пословицы, считалки(2ч)

Проверка техники чтения.-1

Комплексная контрольная работа.-1

Литературное  слушание-5ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...