Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Маркелова Надежда Викторовна

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя   общеобразовательная школа № 2 г. Дубны Московской области»

                                                                                     

                                                                    Утверждаю

                                                         Директор школы № 2                  

                                                                                                                   

                                                                             _________________________

                                              Н. П. Халяпина    

                                                                           Приказ     № ______

от  « ____» _______2017 г.                                        

Рабочая программа

 учебного курса

«Русский язык»,

 изучаемого на базовом уровне

в 4  классе

Маркелова Надежда Викторовна,

учитель первой квалификационной категории,

срок действия до 15.10.2021 г.

Срок реализации программы сентябрь 2017 г. - май 2018 г.

2017 год


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской  программы В.П.Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 1-4 классы» 2011г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:

Канакина В. П. , Горецкий В. Г.   Русский язык. Учебник. 4 класс.  В 2 ч. Часть 1. М. Просвещение.2016 г.

.Канакина В. П. , Горецкий В. Г.   Русский язык. Учебник. 4 класс.  В 2 ч. Часть 2. М. Просвещение.2016 г.

Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4класс. В 2 ч. - М.: Просвещение,2017

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в 4 классе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета в 4 классе:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
  • производить звуко-буквенный разбор слов;
  • производить разбор по составу;
  • производить разбор слова как части речи;
  • производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
  • определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
  • определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
  • писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация;  развитие речи.

    В четвертом классе ведущее направление работы по русскому языку функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи - наречием.


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА

Планируемые результаты по итогам обучения в 4 классе

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео сопровождение и графическое сопровождение;
  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
  • понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
  • овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
  • овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;
  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);
  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений ) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
  • оформлять результаты исследовательской работы;
  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые— мягкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);
  • пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • различать звуки и буквы;
  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
  • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
  • работать с разными словарями;
  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;
  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;
  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
  • узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);
  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);
  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
  • выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;
  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
  • иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;
  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
  • понимать роль союзов и частицы не в речи;
  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
  • различать родовые и личные окончания глагола;
  • наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;
  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
  • находить в предложении обращение;
  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- изученные части речи, их признаки и определения;

- однородные члены предложения, их признаки.

обучающиеся должны уметь:

- орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

- производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

- производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

- определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

- писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

III. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Содержание программы (170 ч)

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения. Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и без перечисления И, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (21 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями: толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи, значение, вопросы.

Роль наречий в предложении - второстепенный член предложения.

Имя существительное (43 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные типы склонения имён существительных.

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке.

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (30 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (7 ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями к тебе, у тебя, к ним.

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах тебя, меня, его, её, у него, с нею.

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (34ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола особенности данной формы. Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы- общее представление. Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени - спряжение. Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения.

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам что делает? что делать?.

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы.

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени видеть — видел, слышать — слышал

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат.

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению коллективно и самостоятельно.

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях.

Изложение подробное, сжатое текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств: эпитетов, сравнений, олицетворений, глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов.

Сочинения устные и письменные по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение (15ч)

Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.

                     IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА        ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Раздел/тема

Кол-во

часов

Тип /форма

урока

Дата проведения

По плану

По факту

1

ПОВТОРЕНИЕ

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.

11

1

Урок систематизации знаний

2

 Текст и его план.

1

Урок систематизации знаний

3

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

Урок развивающего контроля,  развития речи

4

Анализ изложения. Типы текстов.

1

Урок систематизации знаний

5

Предложение как единица речи.

1

Урок систематизации  знаний

6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации

1

Урок систематизации знаний

7

Знаки препинания в конце предложения.

1

Урок систематизации знаний

8

Обращение

1

Урок систематизации знаний

9

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

1

Урок  систематизации знаний

10

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

Урок развивающего контроля

11

Словосочетание.

1

Урок систематизации знаний

12

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Однородные члены предложения (общее понятие)

9

1

Урок открытия нового знания

13

Связь однородных членов в предложении. Знаки препинания в предложении с однородными членами.

1

Урок открытия нового знания

14

Знаки препинания в предложении с однородными членами

1

Урок открытия нового знания

15

Знаки препинания в предложении с однородными членами

1

Урок открытия нового знания

16

Развитие речи.

Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

1

Урок развивающего контроля,  развития речи

17

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

1

Урок открытия нового знания

18

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1

Урок открытия нового знания.

19

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1

Урок развивающего контроля

20

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

Урок развития речи

21

СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Слово и его лексическое значение

21

1

Урок открытия нового знания

22

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова.

Устаревшие слова

1

Урок открытия нового знания

23

Синонимы, антонимы, омонимы

1

Урок открытия нового знания

24

Фразеологизмы.

1

Урок открытия нового знания

25

Значимые части слова.

Однокоренные слова.

Корень слова

1

Урок систематизации знаний

26

Состав слова.

Суффиксы и приставки

1

Урок систематизации знаний

27

Разбор слова по составу

1

Урок открытия нового знания

28

Правописание гласных и согласных в корнях слов

1

Урок систематизации знаний

29

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях

1

Урок систематизации знаний

30

Упражнение в написании приставок и суффиксов

1

Урок рефлексии

31

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.

1

Урок рефлексии

32

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»

1

Урок развивающего контроля

33

Работа над ошибками. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков

1

Урок систематизации знаний

34

Развитие речи.

Обучающее изложение.

1

Урок развития

речи

35

Части речи. Морфологические признаки частей речи

1

Урок открытия нового знания

36

Склонение имен существительных и имен прилагательных

1

Урок открытия нового знания

37

Имя числительное. Глагол.

1

Урок открытия нового знания

38

Наречие как часть речи

1

Урок открытия нового знания

39

Правописание наречий

1

Урок открытия нового знания

40

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

1

Урок развивающего контроля, развития

речи

41

Работа над ошибками.

1

Урок систематизации знаний

42

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Распознавание имен существительных по падежам

43

1

Урок открытия нового знания

43

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных

1

Урок открытия нового знания

44

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

1

Урок открытия нового знания

45

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах

1

Урок открытия нового знания

46

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

1

Урок открытия нового знания

47

Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных

1

Урок открытия нового знания

48

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

1

Урок открытия нового знания

49

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»

1

Урок развития речи

50

2-е склонение имён существительных

1

Урок открытия нового знания

51

Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения

1

Урок систематизации знаний

52

3-е склонение имён существительных

1

Урок открытия нового знания

53

Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения

1

Урок систематизации знаний

54

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

1

Урок открытия нового знания

55

Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа.

1

Урок систематизации знаний

56

Именительный и винительный падежи

1

Урок открытия нового знания

57

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже

1

Урок открытия нового знания

58

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже

1

Урок систематизации

59

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

Урок развития речи

60

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

1

Урок открытия нового знания

61

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

1

Урок открытия нового знания

62

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1

Урок открытия нового знания

63

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1

Урок систематизации знаний

64

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

1

Урок систематизации знаний

65

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже

1

Урок систематизации знаний

66

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

1

Урок открытия нового знания

67

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

1

Урок систематизации знаний

68

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

Урок систематизации знаний

69

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

1

Урок систематизации знаний

70

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

1

Урок систематизации знаний

71

Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница»

1

Урок развития речи

72

Контрольное списывание.

1

Урок развивающего контроля

73

Повторение  

1

Урок рефлексии

74

Склонение имён существительных во множественном числе

1

Урок открытия нового знания

75

Именительный падеж множественного числа

1

Урок открытия нового знания

76

Родительный падеж множественного числа

1

Урок открытия нового знания

77

Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа

1

Урок открытия нового знания

78

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа

1

Урок открытия нового знания

79

Развитие речи. Контрольное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

Урок развивающего контроля, развития

речи

80

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

1

Урок систематизации знаний

81

 Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

1

Урок систематизации знаний

82

Контрольный диктант за первое полугодие

1

Урок развивающего контроля

83

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

Урок развития речи

84

Проект «Говорите правильно!»

1

Урок - проект

85

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как часть речи

30

1

Урок открытия нового знания

86

Род и число имён прилагательных

1

Урок открытия нового знания

87

Развитие речи. Описание игрушки

1

Урок развития речи

88

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» 

1

Урок-проект

89

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

1

Урок открытия нового знания

90

Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов»

1

Урок развития речи

91

Склонение имён прилагательных.

1

Урок открытия нового знания

92

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

Урок открытия нового знания

93

Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

1

Урок открытия нового знания

94

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

1

Урок открытия нового знания

95

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

1

Урок открытия нового знания

96

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже

1

Урок открытия нового знания

97

Именительный, винительный, родительный падежи

1

Урок открытия нового знания

98

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

1

Урок открытия нового знания

99

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Урок систематизации знаний

100

Развитие речи.

Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

1

Урок развития речи

101

Склонение имен прилагательных женского рода

1

Урок открытия нового знания

102

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

1

Урок открытия нового знания

103

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода

1

Урок открытия нового знания

104

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1

Урок открытия нового знания

105

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах

1

Урок систематизации знаний

106

Развитие речи. Изложение.

Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение

1

Урок развития речи

107

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

Урок открытия нового знания

108

Развитие речи.

Сочинение-отзыв по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости»

1

Урок развития речи

109

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Урок открытия нового знания

110

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа

1

Урок открытия нового знания

111

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1

Урок открытия нового знания

112

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

1

Урок рефлексии

113

Развитие речи. Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

Урок развития речи

114

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Урок развивающего контроля

115

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Местоимение как часть речи        

7

1

Урок открытия нового знания

116

Личные местоимения  

1

Урок открытия нового знания

117

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

1

Урок открытия нового знания

118

Изменение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

1

Урок открытия нового знания

119

 Изменение личных местоимений по падежам

1

Урок открытия нового знания

120

Развитие речи. Изложение повествовательного текста

1

Урок развития речи

121

Диктант по теме «Местоимение».

1

Урок развивающего контроля

122

ГЛАГОЛ

Роль глаголов в языке

34

1

Урок открытия нового знания

123

Изменение глаголов по временам

1

Урок открытия нового знания

124

Изменение глаголов по временам

1

Урок систематизации знаний

125

Неопределённая форма глагола

1

Урок открытия нового знания

126

Неопределённая форма глагола

1

Урок систематизации знаний

127

Изменение глаголов по временам

1

Урок рефлексии

128

Упражнение в образовании форм глаголов

1

Урок открытия нового знания

129

Развитие речи.

Изложение по самостоятельно составленному плану 

1

Урок развития

речи

130

Спряжение глаголов.

1

Урок открытия нового знания

131

Спряжение глаголов.

1

Урок открытия нового знания

132

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

Урок открытия нового знания

133

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1

Урок систематизации знаний

134

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

1

Урок развивающего контроля,  развития речи

135

Ι и ΙΙ спряжения глаголов настоящего времени

1

Урок открытия нового знания

136

Ι и ΙΙ спряжения глаголов будущего времени

1

Урок открытия нового знания

137

Личные окончания глаголов I и II спряжений  

1

Урок открытия нового знания

138

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

Урок открытия нового знания

139

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

Урок открытия нового знания

140

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени  

1

Урок систематизации знаний

141

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

1

Урок систематизации знаний

142

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

1

Урок рефлексии

143

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени

1

Урок рефлексии

144

Диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени»

1

Урок развивающего контроля

145

Возвратные глаголы

1

Урок открытия нового знания

146

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах времени

1

Урок открытия нового знания

147

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста

1

Урок развивающего контроля, развития речи

148

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

Урок открытия нового знания

149

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1

Урок открытия нового знания.

150

Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

1

Урок развития речи

151

Морфологический разбор глаголов.

1

Урок систематизации знаний

152

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Урок развивающего контроля

153

Обобщение по теме «Глагол».

1

Урок рефлексии

154

Обобщение по теме «Глагол».

1

Урок рефлексии

155

Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

1

Урок развивающего контроля, развития речи

156

ПОВТОРЕНИЕ

Контрольное списывание.

15

1

Урок развивающего контроля

157

Предложение и словосочетание

1

Урок рефлексии

158

Диктант по теме «Предложение и словосочетание»

1

Урок развивающего контроля

159

Лексическое значение слова

1

Урок  систематизации знаний

160

Развитие речи. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»

1

Урок развития речи

161

Состав слова

1

Урок систематизации знаний

162

Состав слова

1

Урок  систематизации знаний

163

Состав слова

1

Урок рефлексии

164

Части речи

1

Урок систематизации знаний

165

Части речи

1

Урок рефлексии

166

Контрольное изложение повествовательного текста по цитатному плану

Урок развивающего контроля, развития  речи

167

Анализ изложения. Части речи.

Урок систематизации знаний

168

Итоговый  контрольный диктант

Урок развивающего контроля

169

Звуки и буквы

Урок  систематизации знаний

170

Игра «По галактике Частей Речи»

Урок-игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языкудля 2 класса УМК "Гармония"

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями  Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования нового поколения...

Рабочая программа по русскому языку 4класс УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерной программы начального общего образования (2009), Концепции духо...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Технология" 4класс "Школа России"

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по окружающему миру. 4класс. "Школа России"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4класс. "Школа России"...

Рабочая программа по искусству (музыка). 4класс. "Школа России".

Рабочая программа. Музыка по Критской. 4класс. "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению 4класс Школа России

Программа по литературному чтению Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру  Школа России...