Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру. 4класс. "Школа России"
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

    Мандрикова Людмила Андреевна

    Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 4класс. "Школа России"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Учебный предмет: окружающий мир

    Авторы:  А. А. Плешакова УМК «Школа России».

    По программе:  68ч 

    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа обеспечена УМК «Окружающий мир» для 1-4 классов

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Основными задачами реализации содержания курса являются:

    1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

    2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

    3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

    Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

    Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

    Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

    Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

    Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

    Общая характеристика курса

    Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

    1) идея многообразия мира;

    2) идея целостности мира;

    3) идея уважения к миру.

    Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

    Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

    Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

    В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего.

    При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

    В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

    Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

    Ценностные ориентиры содержания курса

    • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

    • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

    • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

    • Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

    • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

    • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

    • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

    • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

    Место курса в учебном плане

    На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа 4 класса  рассчитана на 68 часов (34 учебные недели).

    Результаты изучения курса

    Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

    6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

    13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

    При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

    1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

    4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:

    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
    • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:

    • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
    • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

    Коммуникативные УУД:

    • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
    • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

    • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов
    •  приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
    • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
    • приводить примеры живых организмов
    • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
    • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
    • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
    • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
    • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
    • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
    • по году определять век, место события в прошлом;
    • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
    • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
    • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
    • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
    • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
    • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
    • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
    • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
    • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

    • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
    • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
    • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
    • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
    • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
    • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
    • проводить наблюдения природных тел и явлений;

    IV КЛАСС (68 ч)

    Земля и человечество (10 ч)

    Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

    Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

    Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

    Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

    Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

    Природа России (10 ч)

    Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

    Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

    Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

    Родной край — часть большой страны (14 ч)

    Наш край на карте Родины. Карта родного края.

    Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

    Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.).

    Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема).

    Разнообразие растений и животных различных сообществ.

    Экологические связи в сообществах.

    Охрана природных сообществ.

    Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.

    Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство).

    Сорта культурных растений.

    Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

    Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.).

    Породы домашних животных.

    Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

    Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

    Страницы всемирной истории (5 ч)

    Представление о периодизации истории.

     Начало истории человечества: первобытное общество.

    Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого.

     Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

     Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.

     Новейшее время.

     Представление о скорости перемен в XX в.

    Достижения науки и техники.

    Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

    Страницы истории Отечества (20 ч)

    Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

    Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

    Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

    Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

    Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

    Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

    Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

    Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

    Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

    Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

    Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

    Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

    Современная Россия (9 ч)

    Мы — граждане России.

    Конституция России — наш основной закон.

    Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.

    Права ребенка.

    Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

    Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

    Многонациональный состав населения России.

    Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

    Объекты и средства материально – технического обеспечения курса окружающего мира

    п/п

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    1

    Учебно-методические комплекты  (УМК) для 1 – 4 классов (программы, учебники, рабочие тетради хрестоматии и т.п.)

    2

    Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)

    3

    Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)

    4

    Стандарт начального образования и документы по его реализации

    5

    Методические пособия для учителя

    6

    Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программным обучением

    7

    Плакаты по основным темам естествознания, магнитные или иные (природные сообщества, леса, луга, сады, озёра и т.п.)

    8

    Географические и исторические карты

    9

    Атлас географических и исторических карт

    10

    Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

    11

    Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

    12

    Аудиопроигрыватель

    13

    Персональный компьютер

    14

    Мультимедийный проектор

    15

    Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровом формате)

    16

    Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровом формате)

    17

    Термометры для измерения температуры воздуха, воды

    18

    Термометр медицинский

    19

    Лупа

    20

    Компас

    21

    Микроскоп (цифровой по возможности)

    22

    Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

    23

    Модели «Торс человека» с внутренними органами

    24

    Модели светофоров, дородных знаков, средств транспорта

    25

    Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения

    26

    Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

    27

    Коллекция полезных ископаемых.  Коллекция плодов и семян растений

    28

    Гербарий культурных и дикорастущих растений, живые объекты (комнатные растения, животные)

    29

    Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.)

    30

    Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

    Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» - 4кл.

     

    № п/п

    Дата

    Тема урока

    Основные виды учебной деятельности

    Планируемые результаты                           Формируемые УУД

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

    I. Земля и человечество (11 ч.)

    1

    Мир глазами астронома

    Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.

    Оценивать жизненные ситуации

    Принимать и сохранять учебную задачу.

    Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    определять причины явлений, событий

    высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    2

    Планеты солнечный системы

    Планеты Солнечной системы, представление о них; представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года

    Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

    Оценивать жизненные ситуации

    выявление существенных признаков объектов

    делать выводы на основе обобщённых знаний

    3

    Звёздное небо – великая книга природы

    Представление о звёздах, находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе

    Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать

    4

    Мир глазами географа

    Глобус как модель Земли. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

    5

    Пояса Земли

    Представление  о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

    Учит. выделенные учит-м ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Добыв. нов. знан.: извлек. информац., представ. в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

    Задавать вопросы

    6

    Мир глазами истории

    Представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

    Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    Задавать вопросы

    7

    Когда и где?

    Обозначение дат исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

    Принимать и сохранять учебную задачу

    Перераб. получен. инфор.: сравнив. и группир. факты и явл.; опред. прич. явлений, событий.

    Задавать вопросы

    8

    Прошлое и настоящее глазами эколога.

    Человек - часть природы.

    Зависимость жизни и природы человека от природы и её состояния

    Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

    Установка на безопасный здоровый образ жизни.

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Планир. св. дейст. в соотв. с поставл. задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    Формировать собственное мнение и позицию

    9

    Сокровища Земли под охраной человечества

    Объекты Всемирного наследия, правила поведения в природе

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Отбир. необх. для реш. учеб. задачи источ. инф. среди предлож. учителем словарей, энцикл., справочников

    Использовать речь для регуляции своего действия

    10

    Сокровища Земли под охраной человечества

    Охрана растительного и животного мира

    Использовать речь для регуляции своего действия

    11

    Обобщение по разделу «Земля и человечество»

    Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

    Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане

    Ориентироваться в св системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    Адекватно использовать речевые средства

    II . Наша природа (11 ч.)

    12

    Равнины и горы России.

    Представление о равнинах и горах; равнины и горы на территории России.

    Осозн. себя членом общества и государ, чувство любви к род стране, выраж в интересе к её  природе.

    Оценивать жизненные ситуации

    Прин. и сохр. учеб задачу, учитывать выделен. учителем ориентиры действ. в нов. учеб. матер. в сотрудн с учит-м

    Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знан.

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    13

    Моря, озёра и реки России .

    Практическая работа №4 на тему «Моря, озёра и реки России»

    Водоёмы, их разнообразие, использование человеком

    14

    Зона Арктических пустынь

    Представление о природной зоне арктических пустынь; особенности природы, значение природы данной зоны для человека, её использование

    Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

    Оценивать жизненные ситуации

    Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

    Принимать и сохранять учебную задачу,

    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

    Добыв нов знания: извлекать информ, представленную в разн форм. (текст, таблица, схема, иллюстрац и др.).

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    15

    Тундра

    Представление о природной зоне тундры; географическое положение этой природной зоны, климатические  условия, растительный и животный мир, деятельность человека

    16

    Леса России

    Представление о лесной зоне; географическое положение зоны лесов, растительный и животный мир.

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    17

    Лес и человек

    Экскурсия №1 в парк «Леса нашего края»

    Представление  о роли леса в жизни человека и природы; экологические  проблемами леса, которые возникли по вине человека, бережное отношение человека к растениям и животным

    Различать способ и результат действия.

    Делать выводы на основе обобщения знаний.

    Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

    18

    Зона степей

    Представление о природной зоне степей; географическое положение зоны степей, её особенности, животный и растительный мир, охрана природы.

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Выявл. существен. признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    II ЧЕТВЕРТЬ (14 ч)

    19

    Пустыня

    Представление о природной зоне пустыни; географическое положение зоны пустынь, , её особенности, животный и растительный мир.

    Осозн себя членом общества и государ, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  прир, её  культуре , народам и желание участвовать в ее делах и событиях

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знан.

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    20

    У Чёрного моря

    Представл. о субтропич. зоне Черномор. побережья Кавказа; географ. полож. субтроп. зоны Росс., растительн. и животный мир, деятельность людей.

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    21

    Экологическое равновесие

    Экскурсия № 2 на тему «Экологическое равновесие»

    Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе

    Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей.

    Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

    Делать выводы на основе обобщения знаний

    Донос. св. позиц. до др.: высказ. св. (.) зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

    22

    Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»

    Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

    Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

    Ориентироваться в св. системе знан.: сам. предполагать, какая инф. нужна для реш. учебной задачи в один шаг.

    Адекватно использовать речевые средства

    III. Наш край – часть большой страны (12 ч.)

    23

    Наш край

    Наблюд. в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

    Осознание себя членом общества и государства ,

     чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе, её  культуре , народам

     и желание участвовать в ее делах и событиях

    Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    24

    Поверхность нашего края

    Представление о поверхности родного края; работа с картой

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Добыв нов знания: извлекать информ, представленную в разных формах

    25

    Водоёмы нашего края

    Практическая работа №5 на тему «Водоёмы нашего края»

    Представление о водоёмах нашего края; естественные и искусственные водоёмы, значение водоёмов и их охрана

    Учит установлен. правила в планировании и контроле способа решения

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    26

    Наши подземные богатства

    Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

    Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

    27

    Земля-кормилица Практическая работа №6 по теме «Земля-кормилица»

    Различные виды почв и их состав .

    Умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов

    Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

    28

    Жизнь леса

    Разнообразие лесных обитателей, ярусы леса, лесная подстилка и микроорганизмы, роль грибов

    Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  природе.

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний

    Адекватно использовать речевые средства

    29

    Жизнь луга

    Представления о луге, как природном сообществе

    Преобразовывать практичес. задачу в познавательную

    Адекватно использовать речевые средства

    30

    Жизнь пресного водоёма

    Провер зн уч-ся по теме «Родн. край – часть большой страны»; представление о жизни пресного водоёма

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Адекватно использовать речевые средства

    31

    Растениеводство в нашем крае

    Практическая работа №7 на тему «Растениеводство»

    Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

    В предлож ситуац., опираясь на общие для всех пр. повед., делать выбор, какой поступок совершить.

    Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

    32

    Незаметные защитники урожая

    Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

    Осознание  и принятие базовых общечеловеческих ценностей

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Определять причины явлений, событий.

    III ЧЕТВЕРТЬ (20 ч)

    33

    Животноводство в нашем крае

    Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    34

    Обобщающий урок по теме «Родной край»

    Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

    Осуществлять итоговый и пошаговый контроль

    Ориентироваться в св системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    Адекватно использовать речевые средства

    IY. Страницы мировой истории (6 ч.)

    35

    Начало истории человечества

    Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

    Осознание себя членом общества и государства ,

     чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

     и желание участвовать в ее делах и событиях.

    Оценивать жизненные ситуации

    • Прин и сохр учеб. задачу, учитывать выделенные учит. ориентиры действ в нов уч. материал в сотрудничестве с учителем.

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;

    36

    Мир древности: далёкий и близкий

    Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    Оформл свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

    37

    Средние века: время рыцарей и замков

    Человек – часть природы и член общества. Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира

    Принимать и сохранять учебную задачу,

    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

    Формировать собственное мнение и позицию

    • Использовать речь для регуляции своего действия

    38

    Новое время: встреча  Европы и Америки

    Выдающиеся люди Нового времени, их изобретения, географические открытия

    Добыв нов знания: извлекать информ, представленную в разных формах

    39

    Новейшее время: история продолжается сегодня

    Выдающиеся люди разных эпох

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    40

    Обобщение по теме «Страницы мировой истории»

    Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор

    Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

    Делать выводы на основе обобщения знаний.

    Адекватно использовать речевые средства

    Страницы истории Отечества.(20ч)

    41

    Жизнь древних славян

    Представление о жизни древних славян.

    Осознание себя членом общества и государства ,

     чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

     и желание участвовать в ее делах и событиях.

    Оценивать жизненные ситуации

    • Принимать и сохранять учебную задачу,
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

    42

    Во времена Древней

    Руси

    Представление о Древней Руси, русских князьях

    43

    Страна городов

    Представление о городах 10-11 века Киеве и Новгороде

    • Принимать и сохранять учебную задачу,

    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материал в сотруд. с уч-м

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    44

    Из книжной сокровищницы Древней Руси

    Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси;

    Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

    Отбирать необх. для реш уч. задачи источники информ среди предложен. учит-м словарей, энциклопедий, справочников

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    45

    Трудные времена на русской земле

    Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

    Оценивать жизненн ситуации (поступки людей) с точки зрен общеприн. норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

    Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

    Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    46

    Русь расправляет крылья

    Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

    Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

    Осознание себя членом общества и государства ,

     чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

     и желание участвовать в ее делах и событиях.

    Осознание себя членом общества и государства ,

     чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

     и желание участвовать в ее делах и событиях.

    Перераб. полученн инфор: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    47

    Куликовская битва

    Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры

    Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

    • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

    Перераб. получен инфор: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    48

    Иван III

    Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    49

    Мастера печатных дел

    Выдающиеся люди разных эпох

    Работать с различными источниками

    Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

    50

    Патриоты России Экскурсия № 3 в краеведческий музей «Патриоты России»

    Выдающиеся люди разных эпох

    Преобразовывать практическую задачу в познавательную

    Делать выводы на основе обобщения знаний

    Учитывать разные мнения и стрем-ся к координации различ позиций в сотрудн.

    51

    Пётр Великий

    Времена правления Петра 1, его реформах.

    Учит выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    52

    Михаил Васильевич Ломоносов

    Выдающиеся люди разных эпох

    IY ЧЕТВЕРТЬ (14 ч)

    53

    Екатерина Великая

    Россия во времена правления Екатерины 2

    Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю

    Осознание своей этнической принадлежности.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

    Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    54

    Отечественная война 1812 года

    Представление о войне 1812 года.

    Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

    55

    Страницы истории XIХ века  

    Представление о жизни в 19 веке, о технических изобретениях того времени

    Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.

    Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

    56

    Россия вступает в ХХ век

    Важнейшие события в России в начале 20 века

    Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    57

    Страницы истории 20-30 гг.

    Жизнь страны в 20-30 годы; умение анализировать, делать выводы

    Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    • Осуществл. поиск необх инф для вып уч зад с использ. уч лит, энциклоп., справочников (вкл. электр, цифровые), в откр инф. прост, в том числе контролируемом простр. Интернета.

    Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

    58

    Великая война и Великая победа

    Великая Отечественная война и её герои

    Проявл познавател иниц в уч сотрудн

    Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

    59

    Великая война и Великая победа

    Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

    Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

    60

    Страна, открывшая путь в космос

    Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники

    Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

    Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    Осуществлять запись выборочной информации

    Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

    YI.. Современная  Россия (8 ч.)

    61

    Основной закон России и права человека

    Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственные праздники

    Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

    Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

    Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях;

    Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

    62

    Мы - граждане России

    Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

    Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

    63

    «Дети имеют право на особую заботу и помощь»

    Практическая работа №8 на тему «Нарушение прав ребёнка»

    Человек – член общества. Президент  Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

    Извлекать информацию, представленную в разных форматах

    Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

    64

    Славные символы России

    Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

    Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности, гордости за свою Родину, народ и историю.

    Осознание своей этнической принадлежности.

    Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях и энциклопедиях

    Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

    65

    Такие разные праздники

    Праздники России, их различие и особенности

    Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

    Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации

    Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

    66

    Путешествие по России

    Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте. Охрана памятников истории и культуры

    Осознание себя членом общества и государства ,

     чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её  культуре, истории, народам

     и желание участвовать в ее делах и событиях.

    Составлять план решения учебной задачи

    67

    Обобщающий урок по разделу «Современная Россия»

    Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения

    В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор

    Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

    Строить сообщения в устной и письменной форме

    Делать выводы на основе обобщённых знаний

    Адекватно использовать речевые средства

    68

    Обобщающий урок по итогам года – КВН


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

    Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

    Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

    Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"  для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...

    Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России,  ФГОС....

    Рабочая программа по окружающему миру 4класс Школа России

    Рабочая программа по окружающему миру  Школа России...