Рабочая программа по окружающему миру. УМК - Школа России.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс, УМК - Школа России, ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2007 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)
Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 3 часа,
экскурсий – 7 часов
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение», 2007.
Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – М.: Просвещение», 2007.
Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс». – М.: Просвещение, 2006.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 66.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I триместре – 24.
Количество часов во II триместре – 20.
Количество часов в III триместре – 22 .
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип | Элементы содержания | Вид | Элементы | Дата |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Введение (9 ч) |
1 | Вводный урок. «Задавайте вопросы!» | 1 | Урок-экскурсия | Природа как составная часть окружающего мира | Текущий | Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным окружением |
2–3 | Мир вокруг нас, его многообразие | 2 | Комбинированный | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Отличие объектов природы от изделий | Фронтальный опрос |
|
4–5 | Учимся задавать вопросы об окружающем мире | 2 | Комбинированный | Основные правила поведения в школе. Режим дня школьника | Беседа по вопросам |
6–7 | Наша школа | 2 | Комбинированный; | Правила организации учебной работы, подготовка рабочего места, его освещенность, проветривание. Классный, школьный | Фронтальный опрос |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
экскурсия | коллектив |
8–9 | Дорога от дома до школы. Правила безопасности в пути | 2 | Комбинированный; экскур-сия | Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах | Фронтальный опрос | Экскурсия с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением |
Кто и что? (18 ч) |
10– 12 | Что у нас над головой? | 3 | Комбинированный | Неживая и живая природа | Созвездие. Полярная звезда. Большая Медве-дица. Применение полезных ископаемых |
13– 14 | Что растёт на подоконнике? | 2 | Комбинированный | Растения, их разнообразие. Части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена) | Беседа по вопросам | Родина декоративных комнатных растений |
15 | Что это за листья? | 1 | Комбинированный | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение | Текущий | Значение листьев |
16 | Что такое хвоинки? | 1 | экскур-сия | Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение | Текущий | Хвойные деревья. Хвоя |
17 | Что общего | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Фронтальный опрос | Соцветие. Виды семян и плодов |
18 | Кто такие насекомые? | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери: различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (например, перья у птиц, шерсть у зверей) | Тест (7 мин) | Среда обитания и защитная окраска насекомых |
19 | Кто такие рыбы? | 1 | Комбинированный | Текущий | Виды рыб |
20 | Кто такие птицы? | 1 | Комбинированный | Текущий | Виды птиц |
21 | Кто такие звери? | 1 | Комбинированный | Тест (5 мин) | Среда обитания |
22 | Что такое зоопарк? | 1 | экскурсия | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Беседа | Среда обитания |
23 | Что окружает нас дома? | 1 | Комбинированный | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Текущий | Телефоны экстренной помощи |
24 | Что умеет компьютер? | 1 | Практический | Правила безопасной работы на компьютере; основные требования при работе с компьютером, свойства и функции (общие представления и элементарные | Фронтальный опрос | Знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним |
25 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | Комбинированный | Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой | Текущий | Телефоны экстренной помощи |
26 | Что мы знаем | 1 | экскурсия | Россия – наша Родина. Родной город | Текущий | Экскурсия к памятнику истории |
27 | На что похожа наша планета? | 1 | Комбинированный | Земля – планета, общее представление о форме Земли, глобус как модель Земли | Тест (7 мин) | Солнечная система. Планеты солнечной системы |
Как, откуда и куда? 12 (ч) |
28 | Куда текут реки? | 1 | Комбинированный | Река, использование человеком. Правила обращения с водой | Текущий | Пресная, морская вода. Исток реки, устье реки |
29 | Откуда в наши дома приходит вода и куда она уходит? | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | Очистительные сооружения |
30 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | Комбинированный | Основные правила обращения с электричеством | Беседа | Электростанции, аккумуляторы |
31 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | Практический | Разнообразие веществ в окружающем мире; твердые, жидкие. Вода; легко определяемые свойства воды (текучая, не имеет цвета и запаха) | Практическая |
32 | Как живут растения? | 1 | Комбинированный | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) | Тест (7 мин) | Части растений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
33 | Как живут животные? | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Текущий | Жилища животных |
34 | Как ухаживать за кошкой и собакой? | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Беседа | Ветеринария |
35 | Как зимой помочь птицам? | 1 | Комбинированный | Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным | Текущий | Природные столовые |
36 | Как путешествует письмо? | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира | Текущий | История марки, конверта |
37 | Откуда берутся шоколад, изюм | 1 | Комбинированный | Изготовление шоколада, изюма, меда | Индивидуальный опрос |
38 | Откуда берётся | 1 | Комбинированный | Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Положительное влияние человека на природу. Правила поведения в природе | Текущий | Переработка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
39 | Откуда в снежках грязь? | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира | Фронтальный опрос |
Где и когда? (9 ч) |
40 | Когда придёт суббота? | 1 | Комбинированный | Времена года, их особенности (на основе наблюдений) | Текущий | Календарь |
41 | Когда наступит лето? | 1 |
42 | Где живут белые медведи? | 1 | Комбинированный | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Беседа | Антарктида |
43 | Где живут слоны? | 1 | Текущий | Саванна |
44 | Где зимуют птицы? | 1 | Комбинированный | Связи между неживой и живой природой. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Фронтальный опрос | Перелетные птицы |
45 | Когда жили динозавры? | 1 | Текущий | Динозавры |
46 | Когда появилась одежда? | 1 | Комбинированный | Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена | Индивидуальный опрос | Виды одежды |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
47 | Когда изобрели велосипед? | 1 | Комбинированный | Отдых в семье | Текущий | Изобретения |
48 | Когда ты станешь взрослым? | 1 | Комбинированный | Труд в семье, на производ-стве | Тест (7 мин) | Профессии людей |
Почему и зачем? (17 ч) |
49 | Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью? | 1 | Комбинированный | Земля – планета, общее представление о форме Земли. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | Текущий | Созвездия. Размеры звезд. Виды звезд |
50 | Почему на Луне не живут люди? | 1 | Комбинированный | Беседа | Луноходы |
51 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира | Фронтальный опрос | Виды дождей |
52 | Почему звенит звонок? | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | Текущий | Эхо |
53 | Почему радуга разноцветная? | 1 | Комбинированный |
54 | Почему их так назвали? | 1 | Комбинированный | Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты | Беседа | Названия животных |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
55 | Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | Комбинированный | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах) | Тест (7 мин) |
56 | Почему в лесу нужно соблюдать тишину? | 1 | Самостоятельная работа |
57 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | Комбинированный | Личная гигиена. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня | Беседа | Витамины |
58 | Почему нужно чистить зубы | 1 | Практический | Текущий | Гигиена |
59 | Зачем мы спим ночью? | 1 | Комбинированный | Тест (7 мин) |
60 | Зачем строят корабли? | 1 | Комбинированный | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Текущий | Как устроен корабль |
61 | Зачем нужны автомобили? | 1 | Комбинированный | Способ познания окружающего мира: наблюдение | Беседа | Как устроен автомобиль |
62 | Почему поезда такие длинные? | 1 | Текущий | Эстакада. Локомотив |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
63 | Зачем нужны самолеты? | 1 | беседа | Как устроен самолет |
64 | Зачем летают в космос? | 1 | Текущий | Искусственные спутники земли |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | Комбинированный | Зависимость жизни человека от природы и ее состояния | Тест (7 мин) | Цепи питания |
Заключение (1 ч) |
66 | Как мы находили ответы на свои вопросы? | 1 | экскур-сия | Источники информации об окружающем мире | Беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")
Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России" А.А.Плешаков. Программа содержит: пояснительную записку, описание содержания курса "Окружающий мир, планируемые ре...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...