Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

Третьякова Наталья Юрьевна

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО

              Утверждена  

Директором  МБОУ «СОШ №8»

Рузаевского  муниципального  района                                    
 __________/Т.В. Соколова /

/__________________/                                    «___»__________201__г.

«___»___________201__г.
 
 
 

Рабочая программа

учебного курса   ОКРУЖАЮЩИЙ МИР   в  1  «Г»  классе


 
 


 

Составитель:   Третьякова Н.Ю.

                       


 
 

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской   программы Плешакова А.А. Окружающий мир - «Школа России» 2011 г.

Цели (задачи) изучения предмета:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика предмета

Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Программа составлена в соответствии с авторским курсом Плешакова А.А. Окружающий мир - «Школа России» 2011 г.

Место учебного предмета в учебном плане

            Согласно учебному курсу МБОУ СОШ №8 на изучение окружающего мира в 1 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов.

Ценностные ориентиры предмета

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. В Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир"

Предметные результаты

Обучающийся научится:

— правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
— различать флаг и герб России;
— узнавать некоторые достопримечательности столицы;
— называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
— проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
— проводить опыты с водой, снегом и льдом;
— различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
— различать овощи и фрукты;
— определять с помощью атласа-определителя  растения и животных;
— описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
— сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;
— сравнивать реку и море;
— использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
— находить на глобусе холодные и жаркие районы;
— различать животных холодных и жарких районов;
— изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
— различать прошлое, настоящее и будущее;
— называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
— соотносить времена года и месяцы;
— находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
— объяснять причины возникновения дождя и ветра;
— перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
— ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
— мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
— раздельно собирать мусор в быту;
— соблюдать правила поведения в природе;
— правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
— подбирать одежду для разных случаев;
— правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
— правильно переходить улицу;
— соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
— различать виды транспорта;
— соблюдать правила безопасности в транспорте.

Метапредметные результаты

Регулятивные
Обучающийся научится:

  1.  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  2. сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  3. выделять из темы урока известные знания и умения;
  4. планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  5. планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
  6.  сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
  7.  осуществлять контроль, коррекцию и  оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
  8. фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные
Обучающийся научится:

  1. понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); 
  2. находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
  3. понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
  4. понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
  5. анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
  6. проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  7. устанавливать причинно-следственные связи;
  8. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; 
  9. проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  10. располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».

Коммуникативные
Обучающийся научится:

  1. включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  2. формулировать ответы на вопросы;
  3. слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  4. договариваться и приходить к общему решению;
  5. излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  6. интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  7. признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  8. употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  9. понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
  10. строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 
  11. готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:

  1. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  2. представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради); 
  3. представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу*;
  4. умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  5. ценностные представления о своей семье  и своей малой родине;
  6. представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов)*;
  7. представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным*;
  8. первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
  9. представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России*;
  10. этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
  11. этические чувства на основе знакомства с культурой народов России*;
  12. представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
  13. потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
  14. правила работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

* Развитие указанных личностных результатов будет продолжено и на последующих ступенях обучения школьников в образовательных учреждениях.

Тематическое планирование

 



п/п



Наименование разделов и тем

Макси-мальная нагрузка

 уч-ся

Из них

Теорити-ческое обучение

ПДД

Кон-трольная работа,

Экскур-сии

Самосто-

ятельная

работа

1

Задавайте вопросы

1

1

2

Что и кто?

23

14

1

7

1

3

Как, откуда и куда?

12

11

1

4

Где и когда?

10

8

1

1

5

Почему и зачем?

20

18

1

1

Итого

66

52

3

7

4


Содержание учебного курса

1. Задавайте вопросы! (1 час)

Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

2. Что и кто? (23 часа)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

3. Как, откуда и куда? (12 часов)

Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

4. Где и когда? (10 часов)

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа».  Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

5. Почему и зачем? (20 часов)

Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

Календарно – тематическое  планирование

№ п/п


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Характеристика       учебной

 деятельности

Вид самостоя-

тельной работы

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

1

Задавайте вопросы!

1

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

задавать вопросы;

вступать в учебный диалог;

пользоваться условными обозначениями учебника;

различать способы и средства познания окружающего мира;

оценивать результаты своей работы на уроке

4.09.12

2

Что и кто?

23


2, 3

2.1, 2

Экскурсия «Что такое наша школа?»

2

Следовать правилам поведения  в школе и на школьном дворе.

Вспоминаем и знакомимся с правилами дорожного движения

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать с картой России;

сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;

рассказывать о «малой родине» и Москве как столице государства;

рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; извлекать из них нужную информацию о Москве;

работать в паре;

работать со взрослыми; 

составлять устный рассказ;

выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

наблюдать и сравнивать

моделировать форму Солнца;

группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;

узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях;

сравнивать и группировать предметы по общим признакам;

описывать внешний вид;

различать лиственные и хвойные деревья;

сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам;

моделировать;

устанавливать связи;

характеризовать назначение бытовых предметов;

находить на рисунке предметы определённых групп;

определять составные части компьютера;

сравнивать предметы;

выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;

характеризовать опасность бытовых предметов;

выдвигать предположения и доказывать их;

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

7.09.12


4

2.3

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»

1

11.09.12


5

2.4

Экскурсия «Что мы знаем о Правилах дорожного движения?»

1

14.09.12

6

2.5

Что такое Родина?

1

18.09.12

7

2.6

Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?

1

21.09.12

8

2.7

Проект «Моя малая Родина»

1

25.09.12

9

2.8

Что у нас над головой?

1

28.09.12

10

2.9

Что у нас под ногами? Экскурсия в парк.

1

2.10.12

11

2.10

Что общего у разных растений?

1

5.10.12

12

2.11

Что растет на подоконнике?

1

9.10.12

13

2.12

Что растет на клумбе? Экскурсия на пришкольный участок.

1

12.10.12

14

2.13

Что это за листья? Экскурсия «Лиственные деревья»

1

16.10.12

15

2.14

Что такое хвоинки? Экскурсия «Хвойные деревья»

1

19.10.12

16

2.15

Кто такие насекомые?

ПДД. Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1

23.10.12

17

2.16

Кто такие рыбы?

1

26.10.12

18

2.17

Кто такие птицы?

1

30.10.12

19

2.18

Кто такие звери?

1

20

2.19

Что окружает нас дома?

1

21

2.20

Что умеет компьютер?

1

22

2.21

Что вокруг нас может быть опасным?

1

23

2.22

На что похожа наша планета?

1

24

2.23

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина»

1

3

Как, откуда и куда?

12

25

3.1

Как живет семья? Проект «Моя семья»

1

Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;

называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;

оценивать значение семьи для человека и общества.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

отбирать из семейного архива подходящие фотографии;

интервьюировать членов семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

прослеживать по рисунку-схеме путь воды;

обсуждать необходимость экономии воды;

выяснять опасность употребления загрязнённой воды;

— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;

отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;

запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;

анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии;

наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;

различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках;

наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях;

прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения;

формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;

наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях;

наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе;

обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;

определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации;

обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора;

— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

обсуждать источники появления загрязнений в снеге;

формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений;

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

26

3.2

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?  

1

27

3.3

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

28

3.4

Как путешествует письмо?

1

29

3.5

Куда текут реки?

1

30

3.6

Откуда берутся снег и лёд?

1

31

3.7

Как живут растения?

1

32

3.8

Как живут животные?

1

33

3.9

Как зимой помочь птицам?

1

34

3.10

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

35

3.11

Откуда в снежках грязь?

1

36

3.12

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

1

4

Где и когда?

10

37

4.1

Когда учится интересно? Проект «Мой класс и моя школа»

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

работать в паре;

рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д.

— коллективно составлять рассказ о школе и классе;

презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);

оформлять фотовыставку;

анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее;

называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым;

сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года;

называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым;

наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради;

рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;

приводить примеры животных холодных районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

работать в группе;

приводить примеры животных жарких районов;

устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;

различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;

объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;

приводить примеры зимующих и перелётных птиц;

прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку;

отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;

сравнивать старинные и современные велосипеды;

осуществлять самопроверку;

обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

запомнить правила безопасной езды на велосипеде;

сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;

определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем;

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

38

4.2

Когда придет суббота?

1

39

4.3

Когда наступит лето?

1

40

4.4

Где живут белые медведи?

1

41

4.5

Где живут слоны?

1

42

4.6

Где зимуют птицы?

1

43

4.7

Когда появилась одежда?

1

44

4.8

Когда изобрели велосипед?

ПДД. Мы знакомимся с дорожными знаками.

1

45

4.9

Когда мы станем взрослыми?

1

46

4.10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

1

55


Почему и зачем?

220

47

5.1

Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

работать в паре, проводить взаимопроверку;

использовать атлас-определитель для получения нужной информации;

моделировать;

работать со взрослыми;  

анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку;

наблюдать за дождями и ветром;

сочинять и рассказывать сказку по рисунку;

анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира;

обсуждать, почему и как следует беречь уши;

высказывать предположения о причине возникновения эха,

описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;

высказывать предположения о причинах возникновения радуги,

описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку);

обсуждать наше отношение к домашним питомцам;

рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;

— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;

участвовать в ролевых играх;

оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном;

устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника;

определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса;

объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;

оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов;

сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;

оценивать правильность своей подготовки ко сну;

 — рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;

определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их, осуществлять самопроверку;

запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов;

формулировать основные правила гигиены;

различать средства связи и средства массовой информации;

рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов;

объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;

обсуждать назначение Интернета;

моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону;

классифицировать транспорт;

использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания;

обобщать сведения о транспорте;

обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте;

рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника;

находить в тексте учебника ответы на вопросы;

приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой;

оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них;

участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Выполнять тестовые задания учебника;

выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

48

5.2

Почему Луна бывает разной?

1

49

5.3

Почему идет дождь и дует ветер?

1

50

5.4

Почему звенит звонок?

1

51

5.5

Почему радуга разноцветная?

1

52

5.6

Почему мы любим кошек и собак?

1

53

5.7

Проект «Мои домашние питомцы»

1

54

5.8

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

55

5.9

Зачем мы спим ночью?

1

56

5.10

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

57

5.11

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

58

5.12

Зачем нам телефон и телевизор?

1

59

5.13

Зачем нужны автомобили?

ПДД. История развития правил дорожного движения.

1

60

5.14

Зачем нужны поезда?

1

61

5.15

Зачем строят корабли?

1

62

5.16

Зачем строят самолеты?

1

63

5.17

Почему в автомобиле, поезде, на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

64

5.18

Зачем люди осваивают космос?

1

65

5.19

Почему мы часто слышим слово «экология»?

1

66

5.20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы».

1

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Плешаков А.А. Окружающий мир (Сборник рабочих программ «Школа России»: 1 – 4 классы. М.: Просвещение, 2011. С. 368 -468).

Плешаков А.А. Окружающий мир: 1 класс. Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: 1 класс. Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 2011

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Тесты к учебнику «Окружающий мир»: 1 класс. М.: Просвещение, 2011




К


К

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам естествознания - магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

Географические и исторические настенные карты. Атлас географических и исторических карт. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Д


Д



Д

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету



Технические средства обучения

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Экспозиционный экран.

Телевизор.

Видеоплеер (видеомагнитофон). Аудиопроигрыватель. Персональный компьютер. Диапроектор (эпидиаскоп). Мультимедийный проектор



Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д


Д

Например, могут быть использованы  фрагменты  музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Термометр медицинский.

Лупа.

Компас.

Часы с синхронизированными стрелками.

Микроскоп (по возможности цифровой).

Лабораторное  оборудование  для   проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения   свойств   звука   (камертоны,   наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т. д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т. д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п.

К


Д

К

К

Д

Д

К/Ф

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Д

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).

Модель «Торс человека с внутренними органами».

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т. п.

Д/П

Д/Ф


Д


Д


П

Например, макет Кремля, славянского поселения и пр.

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Ф/П

Ф/П

Ф/П


Д

С учётом местных особенностей и условий школы

Игры и игрушки

Настольные   развивающие   игры   по  тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.).

П

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

П


К

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для карт и т. п.

Ф


Д

Д

Д


Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Литература

1. Плешаков А.А. Окружающий мир (Сборник рабочих программ «Школа России»: 1–4 классы. М.: Просвещение, 2011. С. 368–468).

2. Плешаков А.А. Окружающий мир: 1 класс. Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 2011.

3. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: 1 класс. Ч. 1, 2. М.: Просвещение, 2011

4. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковылёвой, О.Б. Логиновой.

5.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч.: Ч. 1, Ч.2 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.

6. Проектные задачи в начальной школе / Под ред. А.Б. Воронцова. 

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /
Под ред. В.А. Горского. 

8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А

9. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: В 2 ч.:Ч. 1, Ч. 2.

10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...