РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Оксана Александровна МИХАЙЛОВА

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.

Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit._zapiska_po_okr._miru_2003.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  4 класс составлена  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру  и на основе программы «Окружающий мир», разработанной автором А.А.Плешаковым. Рекомендовано Министерством образования  Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение»,  2007 год. Cоответствует обязательному минимуму содержания образования.

  Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

        

Задачи обучения:

Сформировать в процессе изучения общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;  

- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

        - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- работать с различными картами;

- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;  

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Нормативные и правовые документы:

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312), с учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312», от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» и от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089»

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)

Программа «Окружающий мир», разработанная автором А.А.Плешаковым. Рекомендовано Министерством образования  Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение»,  2007 год.

Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование: изучение регионального компонента «Ведение в изучение родного края» в составе учебного предмета «Окружающий мир» реализовано по следующему варианту:

Родной край-частица Родины- 1час. Природное сообщество пресного водоема-1час. Поверхность нашего края. Охрана земной поверхности-1час. Путешествие в глубь Земли-1час. Экологические связи в лесном сообществе-1час. Растениеводство. Животноводство.-1 час. Исторические и памятные места родногокрая-3часа. Игра-путешествие «Наш край сегодня»-1час. Итого-10часов.

Корректировка учебной программы:

Для более успешного усвоения программы изменено количество часов для изучения отдельных тем.

Увеличено количество часов на изучение темы «Природа России»-11 часов (по программе 10часов),

Увеличено количество часов на изучение темы «Страницы всемирной истории»-6часов(по программе-5 часов)

 Уменьшено количество часов на изучение темы «Родной край-часть большой страны»-12часов (по программе 14 часов)

Место предмета «Окружающий мир» в базисном учебном плане:

в федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится  68 часов.

Тематический план:

Разделы, темы

Количество часов

Количество

экскурсий

практических работ

тестов

1

Земля и человечество

10

1

2

2

Природа России

11

3

7

2

3

Родной край – часть большой страны

12

1

5

2

4

Страницы всемирной истории

6

1

5

Страницы истории Отечества

20

2

6

Современная Россия

9

2

Итого

68

4

13

11

Перечень практических работ.

Разделы.

№ практической работы.

Название практической работы.

Тема урока.

Земля и человечество.

№1.

 Отчего на земле сменяются день, ночь, временагода.

Планеты солнечной системы.

Природа России.

№2.

Природное сообшество пресного водоема..

Моря,озера и реки России.

№3.

Зона арктических пустынь.(поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

Зона арктических пустынь.

№4.

Тундра.Природа тундры. (поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

Тундра.Природа тундры.

№5.

Леса России. (поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

Леса России.

№6.

Зона степей. (поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

Зона степей.

№7.

Пустыни.(поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

Пустыни.

№8.

У Черного моря. .(поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

У Черного моря.

Родной край –частица родины.

№9.

Наш край. Родной край-частица Родины.(знакомство с картой края,изготовление кормушек.)

Наш край.

№10.

Наши подземные богатства.(рассматривание образцов полезных ископаемых)

Наши подземные богатства

№11.

Земля-кормилица.(рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ)Путешествие в глубь земли.(почва и ее разнообразие)

Земля-кормилица.

№12.

Жизнь луга.Луг-природное сообщество. .(рассматривание гербарных экземпляров растений

Жизнь луга.Луг-природное сообщество.

№13.

Растениеводство в нашем крае.(знакомство с культурными растениями нашего края)

Растениеводство в нашем крае

 

Практические работы в разделе «Земля и человечество» осуществлялись в процессе урока, поэтому отдельно не выделены.

Экскурсии.

Разделы.

№ экскурсии.

Тема экскурсии.

Тема урока.

Природа России.

№1.

Экскурсия по поселку.

Равнины и горы России.

№2.

Природное сообщество пресного водоема(знакомство с растениями и животными пресного водоема)

Моря, реки и горы России.

№3.

Экологические связи в лесном сообществе. Растительный и животный мир.(знакомство с растениями и животными леса,их распознавание с помощью атласа –определителя)

Лес и человек.

Родной край –часть родной страны.

№4.

Поверхность нашего края.(знакомство с растениями и животными луга)Охрана земной поверхности.

Поверхность нашего края.

В связи с введением регионального компонента две экскурсии из раздела «Родной край-часть большой страны»перенесены в раздел «Природа России» (причина- одинаковая тематика)

Формы организации учебного процесса:

Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса окружающего мира: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, урок-исследование, комбинированный урок, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-игра, урок-викторина.

В 4 классе проводятся экскурсии в разделе «Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края». Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам: «Глобус и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу «Родной край  - часть большой страны».

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые

 

Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

 УМК:

  1. Автор А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. М.: Просвещение, 2010;
  2. Рабочая тетрадь по окружающему миру 4класс. М.: Просвещение, 2011;
  3. Программа для общеобразовательных учреждений «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» - М.: Просвещение. 2007.(программа «Окружающий мир», разработанная автором А.А.Плешаковым.)
  4. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», «Вако», 2004.
  5. Плешаков А. А. Атлас-определитель «От земли до неба» для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение. 2012.

Содержание рабочей программы: 4 класс (68 часов)

Земля и человечество – 10ч.

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия.  Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет. Земля-планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.

В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

- названия небесных тел,  причины движения Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года.

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

- название океанов и материков;

 - название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- положение России, своего края на карте;

-что изучает астрономия, география, история ,экология.

В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:

-определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и           показать изученные географические объекты;              

-различать географическую,историческую карты и карту звездного неба.

Природа России – 11ч.

Разнообразие природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

 Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.

   Практические работы: поиск и показ на физической карте России изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;  рассматривание  гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

 -особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы,  природные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе.

В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:

-определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты; находить и показывать изучаемых  на карте природные зоны России.            

Родной край часть большой страны – 12ч.

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

 Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и деятельности человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

 Природные сообщества(на примере леса, луга, пресного водоёма). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах.  Охрана природных сообществ.

 Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли(полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значение для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа -  определителя

Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

-формы земной поверхности в нашем крае.

-природу родного края, разбираться в экологических связях, знать правила поведения в природе.

-важнейшие виды почв края.

-природные сообщества ,особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями

- особенности животноводства в нашем крае, его отрасли.

В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:

-  различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- распознавать с помощью атласа-определителя экземпляры растений различных сообществ.

Страницы Всемирной истории – 6ч.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества - первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: паровоз, пароход, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

 

- отрезки времени, разделяющие историю человечества (их особенности, достижения культуры), достижения людей в разные исторические времена.

Страницы истории Отечества – 20ч.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

 Наше отечество в 13-15 вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья –собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в 13 – 15 вв.

Наше отечество в 16-17 вв.Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 16-17 вв

 Россия в 18 в. Пётр 1 – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. Е. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура , быт и нравы России в 18 в.

 Россия в 19 – в начале 20 в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в 19 – начале 20 в.

 Россия в 20 в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30 гг. . Великая Отечественная война. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

 Наша страна в 1945 – 1991гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».

 Преобразование в России в 90-е г. ХХ в. Культура России в ХХ в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.

Практическая работа: Работа с исторической картой.  

 

В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

- важные события  в истории России, их место и значение в развитии страны.

В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:

- работать  с исторической картой, понимать ее условные обозначения.  

Современная Россия – 9 ч.

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

 Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны(флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

 Многонациональный состав населения России.

Регионы России:Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

- государственное устройство нашей страны, права человека, государственную символику, главные праздники стран, регионы России, важные исторические места.

Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение». 

Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Разделы №4-6: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

Следует отметить, что содержание разделов № 4 - № 6 дается в хронологической последовательности – с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.

Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.

Данный курс интегрирован с целью: расширить  представление  обучающихся  о  родном  крае,  ближе  познакомить  с  природой,  географическим  положением  нашего  края, раскрыть  некоторые  экологические  проблемы  региона,  поселка, отметить  этнографические  особенности  нашего  региона.  

На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».

К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.

Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.

Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.        Региональный компонент.                        

               Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.

Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.

Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

Требования к уровню подготовки выпускников.

        

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);                    

- название океанов и материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

 -особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы,  природные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

-определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и           показать изученные географические объекты;              

-  различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека  на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.  

Учебно-методическое обеспечение:

Литература.

Для учителя:

1. Автор А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. М.: Просвещение,

2010;

2.Программа для общеобразовательных учреждений «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» - М.: Просвещение. 2007.

3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А..Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», «Вако», 2004.

4.Плешаков А. А. Атлас-определитель «От земли до неба» для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение. 2012.

5.Научно-популярные, художественные книги для чтения(в соответствии с основным содержанием обучения).

6.Детская справочная литература об окружающем мире.

Для обучающихся:

1. Автор А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. М.: Просвещение,

2010;

2.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4класс. М.: Просвещение, 2011;

Оборудование.

1.Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

2.Географические настенные карты.

3.Атлас географических карт.

4.Иллюстративные материалы(альбомы, комплекты открыток и др.).

5.Мультимедийные(цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

6.Интерактивная доска. Аудиомагнитофон.

7.Видеофильмы по предмету(в том числе и в цифровой форме).

8.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения(в том числе и в цифровой форме).

9.Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

10.Термометр медицинский.

11.Лупа.

12.Компас.

13.Микроскоп.

14.Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

15.Предметы ухода за растениями.

16.Рельефные модели(равнина, холм, гора, овраг).

17.Модель «Торс человека» с внутренними органами.

18.Модели светофора, дорожных знаков, средств транспорта.

19.Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.

20.Коллекции полезных ископаемых.

21.Коллекции плодов семян и растений.

22.Гербарии культурных и дикорастущих растений с учётом содержания обучения.

23.Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.