Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

    Оксана Александровна МИХАЙЛОВА

    Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.

    Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnit._zapiska_po_okr._miru_2003.doc127.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  4 класс составлена  в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру  и на основе программы «Окружающий мир», разработанной автором А.А.Плешаковым. Рекомендовано Министерством образования  Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение»,  2007 год. Cоответствует обязательному минимуму содержания образования.

      Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

    развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

    освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

    воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

            

    Задачи обучения:

    Сформировать в процессе изучения общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

    - наблюдать объекты окружающего мира;  

    - самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;

    - работать с учебными и научно-познавательными текстами;

    - составлять план учебной статьи;

            - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

    - работать с различными картами;

    - уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;  

    - рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

    - уметь работать в паре, группе, индивидуально;

    - уметь оценить себя, товарища;

    - формировать коммуникативные умения;

    - развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

    - уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

    Нормативные и правовые документы:

    Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312), с учетом изменений, внесенных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312», от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312» и от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089»

    Федеральный компонент государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089)

    Программа «Окружающий мир», разработанная автором А.А.Плешаковым. Рекомендовано Министерством образования  Российской Федерации , 2 – е издание, Москва «Просвещение»,  2007 год.

    Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование: изучение регионального компонента «Ведение в изучение родного края» в составе учебного предмета «Окружающий мир» реализовано по следующему варианту:

    Родной край-частица Родины- 1час. Природное сообщество пресного водоема-1час. Поверхность нашего края. Охрана земной поверхности-1час. Путешествие в глубь Земли-1час. Экологические связи в лесном сообществе-1час. Растениеводство. Животноводство.-1 час. Исторические и памятные места родногокрая-3часа. Игра-путешествие «Наш край сегодня»-1час. Итого-10часов.

    Корректировка учебной программы:

    Для более успешного усвоения программы изменено количество часов для изучения отдельных тем.

    Увеличено количество часов на изучение темы «Природа России»-11 часов (по программе 10часов),

    Увеличено количество часов на изучение темы «Страницы всемирной истории»-6часов(по программе-5 часов)

     Уменьшено количество часов на изучение темы «Родной край-часть большой страны»-12часов (по программе 14 часов)

    Место предмета «Окружающий мир» в базисном учебном плане:

    в федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится  68 часов.

    Тематический план:

    Разделы, темы

    Количество часов

    Количество

    экскурсий

    практических работ

    тестов

    1

    Земля и человечество

    10

    1

    2

    2

    Природа России

    11

    3

    7

    2

    3

    Родной край – часть большой страны

    12

    1

    5

    2

    4

    Страницы всемирной истории

    6

    1

    5

    Страницы истории Отечества

    20

    2

    6

    Современная Россия

    9

    2

    Итого

    68

    4

    13

    11

    Перечень практических работ.

    Разделы.

    № практической работы.

    Название практической работы.

    Тема урока.

    Земля и человечество.

    №1.

     Отчего на земле сменяются день, ночь, временагода.

    Планеты солнечной системы.

    Природа России.

    №2.

    Природное сообшество пресного водоема..

    Моря,озера и реки России.

    №3.

    Зона арктических пустынь.(поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

    Зона арктических пустынь.

    №4.

    Тундра.Природа тундры. (поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

    Тундра.Природа тундры.

    №5.

    Леса России. (поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

    Леса России.

    №6.

    Зона степей. (поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

    Зона степей.

    №7.

    Пустыни.(поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

    Пустыни.

    №8.

    У Черного моря. .(поиск, показ природной зоны, географических объектов, рассматривание гербарных экземпляров растений)

    У Черного моря.

    Родной край –частица родины.

    №9.

    Наш край. Родной край-частица Родины.(знакомство с картой края,изготовление кормушек.)

    Наш край.

    №10.

    Наши подземные богатства.(рассматривание образцов полезных ископаемых)

    Наши подземные богатства

    №11.

    Земля-кормилица.(рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ)Путешествие в глубь земли.(почва и ее разнообразие)

    Земля-кормилица.

    №12.

    Жизнь луга.Луг-природное сообщество. .(рассматривание гербарных экземпляров растений

    Жизнь луга.Луг-природное сообщество.

    №13.

    Растениеводство в нашем крае.(знакомство с культурными растениями нашего края)

    Растениеводство в нашем крае

     

    Практические работы в разделе «Земля и человечество» осуществлялись в процессе урока, поэтому отдельно не выделены.

    Экскурсии.

    Разделы.

    № экскурсии.

    Тема экскурсии.

    Тема урока.

    Природа России.

    №1.

    Экскурсия по поселку.

    Равнины и горы России.

    №2.

    Природное сообщество пресного водоема(знакомство с растениями и животными пресного водоема)

    Моря, реки и горы России.

    №3.

    Экологические связи в лесном сообществе. Растительный и животный мир.(знакомство с растениями и животными леса,их распознавание с помощью атласа –определителя)

    Лес и человек.

    Родной край –часть родной страны.

    №4.

    Поверхность нашего края.(знакомство с растениями и животными луга)Охрана земной поверхности.

    Поверхность нашего края.

    В связи с введением регионального компонента две экскурсии из раздела «Родной край-часть большой страны»перенесены в раздел «Природа России» (причина- одинаковая тематика)

    Формы организации учебного процесса:

    Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса окружающего мира: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, урок-исследование, комбинированный урок, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-игра, урок-викторина.

    В 4 классе проводятся экскурсии в разделе «Родной край – часть большой страны» по теме «Поверхность нашего края». Практические работы проводятся на учебных занятиях по следующим темам: «Глобус и географическая карта», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», по разделу «Родной край  - часть большой страны».

    Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые

     

    Применение разнообразных методов форм, средств обучения позволяют учителю широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают обучающимся понять и формулировать правила и нормы экологически приемлемого поведения и хозяйствования, выполнять практические работы, несложные опыты, формировать общеучебные умения и навыки, осваивать способы деятельности, выполнять задания творческого характера.

     УМК:

    1. Автор А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. М.: Просвещение, 2010;
    2. Рабочая тетрадь по окружающему миру 4класс. М.: Просвещение, 2011;
    3. Программа для общеобразовательных учреждений «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» - М.: Просвещение. 2007.(программа «Окружающий мир», разработанная автором А.А.Плешаковым.)
    4. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», «Вако», 2004.
    5. Плешаков А. А. Атлас-определитель «От земли до неба» для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение. 2012.

    Содержание рабочей программы: 4 класс (68 часов)

    Земля и человечество – 10ч.

    Мир глазами астронома. Что изучает астрономия.  Небесные тела: звёзды, планеты и спутники планет. Земля-планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо – великая «книга» природы.

    Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

    Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

    Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

    Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.

    В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

    - названия небесных тел,  причины движения Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года.

    - способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

    - название океанов и материков;

     - название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

    - положение России, своего края на карте;

    -что изучает астрономия, география, история ,экология.

    В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:

    -определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и           показать изученные географические объекты;              

    -различать географическую,историческую карты и карту звездного неба.

    Природа России – 11ч.

    Разнообразие природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

     Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.

       Практические работы: поиск и показ на физической карте России изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;  рассматривание  гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

    В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

    - природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

     -особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы,  природные сообщества; использование и охрана природы края;

    - правила поведения в природе.

    В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:

    -определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показать изученные географические объекты; находить и показывать изучаемых  на карте природные зоны России.            

    Родной край часть большой страны – 12ч.

    Наш край на карте Родины. Карта родного края.

     Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и деятельности человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

    Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

     Природные сообщества(на примере леса, луга, пресного водоёма). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах.  Охрана природных сообществ.

     Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли(полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значение для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

    Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

    Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа -  определителя

    Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

    В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

    -формы земной поверхности в нашем крае.

    -природу родного края, разбираться в экологических связях, знать правила поведения в природе.

    -важнейшие виды почв края.

    -природные сообщества ,особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями

    - особенности животноводства в нашем крае, его отрасли.

    В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:

    -  различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

    - распознавать с помощью атласа-определителя экземпляры растений различных сообществ.

    Страницы Всемирной истории – 6ч.

    Представление о периодизации истории. Начало истории человечества - первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: паровоз, пароход, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

    В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

     

    - отрезки времени, разделяющие историю человечества (их особенности, достижения культуры), достижения людей в разные исторические времена.

    Страницы истории Отечества – 20ч.

    Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

    Века древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

     Наше отечество в 13-15 вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья –собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

    Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в 13 – 15 вв.

    Наше отечество в 16-17 вв.Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 16-17 вв

     Россия в 18 в. Пётр 1 – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. Е. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура , быт и нравы России в 18 в.

     Россия в 19 – в начале 20 в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в 19 – начале 20 в.

     Россия в 20 в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30 гг. . Великая Отечественная война. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

     Наша страна в 1945 – 1991гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир».

     Преобразование в России в 90-е г. ХХ в. Культура России в ХХ в.

    Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.

    Практическая работа: Работа с исторической картой.  

     

    В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

    - важные события  в истории России, их место и значение в развитии страны.

    В результате изучения темы обучающиеся должны уметь:

    - работать  с исторической картой, понимать ее условные обозначения.  

    Современная Россия – 9 ч.

    Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

     Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны(флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

     Многонациональный состав населения России.

    Регионы России:Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

    В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

    - государственное устройство нашей страны, права человека, государственную символику, главные праздники стран, регионы России, важные исторические места.

    Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение». 

    Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

    Разделы №4-6: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

    Следует отметить, что содержание разделов № 4 - № 6 дается в хронологической последовательности – с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.

    Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.

    Данный курс интегрирован с целью: расширить  представление  обучающихся  о  родном  крае,  ближе  познакомить  с  природой,  географическим  положением  нашего  края, раскрыть  некоторые  экологические  проблемы  региона,  поселка, отметить  этнографические  особенности  нашего  региона.  

    На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

    Основные содержательные линии

    Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 6 разделами: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край - часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия».

    К каждому разделу ставится комплексно-дидактическая цель.

    Раздел №1 «Земля и человечество» даёт детям возможность увидеть, что Земля - это дом человечества, большой и одновременно очень маленький, надёжный и в то же время очень хрупкий.

    Раздел №2 «Природа России» поможет узнать разнообразие и красоту природы России, знакомит с различными картами и учит читать их, рассматривать возможные пути экологической помощи природе.

    Раздел №3 «Родной край - часть большой страны» знакомит с природой родного края, помогает разобраться в экологических связях, учит правилам поведения в природе, необходимым для её сохранения.        Региональный компонент.                        

                   Раздел № 4 начинает новый раздел «Страницы всемирной истории», который поможет школьникам получить представление об отрезках времени, разделяющих историю человечества, знакомит детей с достижениями людей в разные исторические времена.

    Раздел № 5 «Страницы истории Отечества» расскажет о важных событиях в истории России.

    Раздел № 6 «Современная Россия» даст школьникам представление о государственном устройстве нашей страны, поможет узнать о правах человека, познакомит с государственной символикой, а также с главными праздниками страны.

    Требования к уровню подготовки выпускников.

            

    К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

    - способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);                    

    - название океанов и материков;

    - положение России, своего края на карте;

    - природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

     -особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы,  природные сообщества; использование и охрана природы края;

    - правила поведения в природе.

    К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

    -определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и           показать изученные географические объекты;              

    -  различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

    - объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

    - самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

    - проводить самостоятельные наблюдения в природе;

    - оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

    - в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека  на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

    - формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

    - в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.  

    Учебно-методическое обеспечение:

    Литература.

    Для учителя:

    1. Автор А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. М.: Просвещение,

    2010;

    2.Программа для общеобразовательных учреждений «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» - М.: Просвещение. 2007.

    3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А..Методическое пособие «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», «Вако», 2004.

    4.Плешаков А. А. Атлас-определитель «От земли до неба» для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение. 2012.

    5.Научно-популярные, художественные книги для чтения(в соответствии с основным содержанием обучения).

    6.Детская справочная литература об окружающем мире.

    Для обучающихся:

    1. Автор А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 4 класс. М.: Просвещение,

    2010;

    2.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4класс. М.: Просвещение, 2011;

    Оборудование.

    1.Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

    2.Географические настенные карты.

    3.Атлас географических карт.

    4.Иллюстративные материалы(альбомы, комплекты открыток и др.).

    5.Мультимедийные(цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

    6.Интерактивная доска. Аудиомагнитофон.

    7.Видеофильмы по предмету(в том числе и в цифровой форме).

    8.Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения(в том числе и в цифровой форме).

    9.Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

    10.Термометр медицинский.

    11.Лупа.

    12.Компас.

    13.Микроскоп.

    14.Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения.

    15.Предметы ухода за растениями.

    16.Рельефные модели(равнина, холм, гора, овраг).

    17.Модель «Торс человека» с внутренними органами.

    18.Модели светофора, дорожных знаков, средств транспорта.

    19.Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.

    20.Коллекции полезных ископаемых.

    21.Коллекции плодов семян и растений.

    22.Гербарии культурных и дикорастущих растений с учётом содержания обучения.

    23.Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

    Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

    Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

    рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

    Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...

    Рабочая программа по окружающему миру. Школа России. 3 класс

      Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс, авто...

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 4 класс

    Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование....