Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 кл
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Программа составлена по триместрам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir3bladan_r.o.doc | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 59 Приморского района Санкт-Петербурга
«Согласовано» «Утверждаю»
Протокол МО № _____ от ________ Директор Т.А. Морозова
Рабочая программа учителя начальной школы
Ладан
Рады Олеговны
(первая квалификационная категория, педагогический стаж- 18 лет)
по учебному курсу «Окружающий мир»
3 класс ( VII вид)
Базовый уровень
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся с ограниченными возможностями здоровья VII вида , составленная в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования РФ по курсу «Окружающий мир» и авторской программы по окружающему миру автора А.А.Плешакова. (Москва, «Просвещение», 2009год)
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно БУП 2009 года). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение курса природоведения в 3 классе составит 67 часов.
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1. А.А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас» . 3 класс (1,2 части) (Москва, «Просвещение», 2010 год)
2. А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь «Мир вокруг нас». 3 класс (1,2 части) (Москва, «Просвещение», 2012 год)
3.О.И.Дмитриева, Т.В.Максимова « Поурочные планы по курсу «Окружающий мир» ( Москва, «ВАКО», 2012 г.)
В течение учебного года ведётся систематический учёт усвоения основных вопросов курса окружающий мир каждым учеником через тесты, контрольные работы, диагностические работы.
Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей)
В классе 17 учащихся. Из них 3 девочки и 14 мальчиков.
У 12 учащихся полные семьи; у 5- многодетные семьи, 5 учащихся –воспитанники детского дома №6.
Некоторые дети имеют хронические заболевания. У 2 детей инвалидность. 8 учащихся занимаются с логопедом,4 учащихся занимаются с психологом. У большинства детей наблюдается гиперактивность.
В целом класс успешно завершил программу 2 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса окружающего мира и не требует большой корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков коммуникации, развитию грамотно построенной речи, кругозора, наблюдательности, обогащению словаря, развитию познавательных процессов, выработке произвольного внимания, памяти как наиболее проблемных для класса. В силу своих особенностей-низкий уровень познавательных процессов, очень низкая работоспособность, невозможность сосредотачивать длительное время свое внимание на задании, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, быстрая утомляемость, логопедические проблемы- многие учащиеся допускают ошибки при чтении текстов учебника (пропуск букв, замена букв, повторы слогов и слов, неправильное ударение).Основная масса учащихся прочитанное понимает, частично запоминает, анализирует, отвечает на вопросы по содержанию, выполняет различные виды заданий на классификацию ,выделение существенных признаков (некоторые с помощью наводящих вопросов учителя). У большинства учащихся словарный запас на низком уровне, кругозор ограниченный.
Выполнение практической части:
1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | Всего за год | |
Экскурсии | 1 | 1 | - | 2 |
Практ. работа | 4 | 3 | - | 7 |
Контр. работа | - | - | 1 | 1 |
«Окружающий мир» - курс интегрированный. Основная цель его - формирование у обучающихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в обществе и природе. Историко-обществоведческий материал вводится постепенно в 1-2 классах, начиная со сведений о ближайшем окружении (семье, школе, городе).
Отбор учебного материала в программе осуществлен с учетом наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний с целью восполнения пробелов его предшествующего обучения и развития, создания условий для познания и понимания
учащимися предметов и явлений окружающей действительности, близкой их жизненному опыту, для формирования умений рассказывать о них и обсуждать увиденное.
Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе «человек – природа –общество»); осознать необходимость и значение для себя окружающих предметов и явлений, а также связи и отношения между различными объектами и явлениями окружающей действительности. Особенностью программы является включение знаний, способствующих познанию своего «Я», пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Уроки по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи должны развивать у детей умения:
- вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
- задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
- проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
- рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
- делать выводы и умозаключения на основе обсуждения (под руководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов;
- составлять высказывания из трех-пяти сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, уметь планировать и вести устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание;
- усваивать навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.
В программу «Окружающий мир» в каждый год обучения включаются два раздела:
1. Ближайшее окружение человека
2. Природа вокруг нас
Каждая из учебных тем относительно самостоятельна, но все вместе они формируют систему знаний и представлений о природе, обществе, человеке, о материальной культуре и нравственных эталонах.
При изучении темы «Предметы вокруг нас» учащиеся знакомятся с разнообразием свойств предметов, у них формируются пространственные представления. На основе многократных действий с предметами учащиеся овладевают приемами сопоставления объектов, такими, как накладывание предметов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывание их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Кроме действий с предметами и их изображениями, на уроках используются разнообразные виды продуктивной деятельности - аппликация, конструирование, работа с природным материалом, рисование, лепка.
Изучение тем «Наша улица, наш дом», «Наша школа, наш класс», «Наш город», «Наша страна» направлено на уточнение и расширение конкретных представлений и знаний учащихся о предметах быта и труда, наиболее распространенных общественных учреждениях, транспорте города (села) и различных средствах связи. Дети знакомятся с некоторыми сторонами общественной жизни, с трудом людей, с наиболее распространенными профессиями, учатся рассказывать о членах своей семьи, об их труде. В ходе обсуждения этих тем они учатся понимать поведение разных людей в сходных ситуациях, оценивать свое поведение и поведение окружающих как «правильное – неправильное», «хорошее – плохое», устанавливать связь между формой поведения человека и ответной реакцией окружающих людей, понимать причины негативных реакций у окружающих. Изучение данного раздела должно предусматривать анализ (с помощью учителя ) ситуаций, включающих те или иные проблемы, подведение учащихся к соответствующему выводу, организацию ролевого тренинга в классе (разговор по телефону, вызов «скорой помощи,), обращение с просьбой к незнакомому лицу в транспорте, в других общественных местах), разбор примеров из художественной литературы с целью формирования нравственных представлений.
Образовавшиеся представления должны воплотиться в слово. Каждый урок в начальной части включает короткую беседу (8-10 минут) о результатах наблюдений, которые были проведены учащимися по заданию учителя, тем самым идет конкретная работа по развитию речи учащихся, обогащению словаря и расширению кругозора.
Обязательной структурной единицей урока являются также предметно-практическая и любые виды продуктивной деятельности, позволяющие «оживить», закрепить, уточнить представления детей об отдельных объектах и явлениях окружающего мира. Чередование различных видов деятельности способствует нормализации внимания учащихся. Обязательным этапом работы является систематизация изучаемого материала.
Школьники усваивают обобщающие понятия, осваивая приемы практической группировки и словесной классификации.
Изучение раздела «Родная природа» предусматривает ознакомление детей с природой в процессе непосредственных наблюдений за отдельными объектами и явлениями, проводимых в ходе экскурсий, учебных прогулок, а также при организации практических работ учащихся.
Сначала при описании сезонных изменений в природе используются простые распространенные предложения, во второй год обучения для описания установленной закономерности все больше употребляются сложноподчиненные предложения. Важно побуждать учащихся осуществлять самостоятельные обобщения, оформляя их в виде связного рассказа по данному плану или по опорным словам.
В процессе наблюдений в природе школьники знакомятся с некоторыми растениями и животными. Более глубокое изучение некоторых видов растений и животных, сравнение конкретных предметов с целью выделения их опознавательных признаков предусматриваются темами «Растения» и «Животные». Для закрепления знаний по темам «Растения», «Животные» используются работы учащихся с природным материалом. При этом у школьников формируется умение целенаправленно, последовательно и планомерно рассматривать изучаемые объекты, выделять их общие и отличительные признаки, существенные для отнесения данных предметов к определенным группам или категориям (например: овощи, фрукты, звери и т.п.). В процессе обучения школьники знакомятся не только с признаками отдельных конкретных объектов, но и усваивают обобщающие слова (родовые понятия). Для этого также организуется практическая деятельность учащихся по группировке и классификации реальных предметов и их изображений.
На каждом уроке решаются определенные воспитательные задачи: умение заботиться о растениях и животных, нетерпимость к порче растений и уничтожению животных, способность воспринимать красивое в природе, знакомство с законами об охране природы.
В III классе продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое на занятиях по программе «Окружающий мир». На доступных примерах происходит показ взаимосвязи в природе, а также между человеком и природой, познакомить с трудом людей, занимающихся использованием и охраной природы, осуществлять экологическое, эстетическое, патриотическое воспитание обучающихся. Исходя из целей экологического образования, одной из задач является знакомство школьников с воздействием человека на природу и развитие понимания детьми ценности природы как источника духовных сил общества.
Усваиваются разделы «Человек и его здоровье. Охрана жизни и здоровья», «Природа родного края». При изучении последнего раздела осуществляется краеведческий принцип обучения, в то же время реализуются систематический и сезонный принципы. Так, при изучении природных сообществ (лес, луг, поле и др.) учащиеся наиболее глубоко знакомятся с такими из них, которые характерны для данной местности. В конкретном природном сообществе важное значение придается знакомству на нескольких примерах с видовым разнообразием типичных растений. Дети учатся характеризовать изменения в неживой природе, в жизни животных и растений и задачи по их охране, сезонный труд людей.
Главными формами учебных занятий являются предметные и обобщающие уроки, экскурсии, практические работы. Эти формы не должны подменяться чтением статей о природе, но работе с учебником по окружающему миру, как и широкому использованию различных наглядных средств, уделяется серьезное внимание и отводится определенное время на уроке.
Цель изучения предмета: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой ; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества, воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества, развитие базовых способностей обучающихся на основе мыследеятельностного подхода в образовании
При изучении данного курса решаются следующие основные задачи:
- расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
- обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
- систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
- уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
- улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
- активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
- систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования по курсу «Окружающий мир»:
Образовательные задачи:
Как устроен мир(7 часов). Эта удивительная природа(19часов).
- систематизация и расширение представлений учащихся о предметах и явлениях окружающей действительности, о живой и неживой природе.
- ознакомить учащихся с составом воздуха и его основными физическими свойствами; определить значение воздуха для животных, растений и человека.
- ознакомить учащихся с физическими свойствами воды и присутствием ее в живых организмах, раскрыть сущность 3-х состояний воды в природе.
- ознакомить с процессом образования почвы, ее нестабильность и разрушительную деятельность человека.
- ознакомить с разнообразием групп растений и животных, выделить их особенности.
- формировать знания о солнце, воде, воздухе, о человеке и человеческом обществе, о взаимосвязи объектов природы.
- формирование понятий о телах и частицах, дать представление о том, что все вещества состоят из частиц.
- формирование представление о цепях питания и экологической пирамиде, показать целостность экологической системы.
- формирование у учащихся целостного представления о мире, о месте в нем человека
- дать представление о разрушении горных пород под воздействием воды, растений и температуры воздуха.
Мы и наше здоровье(8 часов).
- ознакомить учащихся со строением тела человека, с внутренними органами человека, их функциями .
- продолжить знакомство учащихся с режимом дня и правилами личной гигиены, развивать умение выполнять простейшие из этих правил
- ознакомить учащихся с различными болезнями и правилами их профилактики и лечения ,c принципами здорового образа жизни.
- познакомить с опасностями для здоровья и жизни человека , меры предосторожности, безопасность человека в доме, у водоема, на улице
Наша безопасность (7 часов)
1. систематизация и расширение представлений учащихся навыках, правильного поведения в социальной среде: в семье, в гостях, в кинотеатре, в транспорте.
2. формирование доброго, гуманного отношения к окружающим людям.
3. закрепить изучения правил поведения в транспорте, в общественных местах, в гостях.
4. познакомить с мерами безопасности при обращении с огнем, газом; действиями во время пожара, аварии водопровода, утечки газа.
5. отрабатывать правила вежливого обращения к окружающим.
Чему учит экономика (12 часов)
1. систематизация и расширение представлений учащихся о навыках правильного поведения в общественных местах.
2. формирование доброго, гуманного отношения к окружающим людям.
3. познакомить учащихся с понятием экономика, с 3 китами экономики: труд, капитал, природные богатства.
4. познакомить с мерами безопасности при обращении с полезными ископаемыми .
5. познакомить с составными частями сельского хозяйства: растениеводством и животноводством; основными отраслями промышленности.
5. познакомить с Государственным, семейным бюджетами (доходы, расходы, прибыль).
6. учить составлять экологические прогнозы (промышленность и загрязнение окружающей среды).
Путешествие по городам и странам (14 часов)
1. ознакомить учащихся с понятиями: Золотое кольцо России. Ближайшими странами – соседями. странами – Европы и их столицами, знаменитыми метами Азии, Африки, Австралии, Америки
2. ознакомление учащихся с картой, формирование умения работать с картой, находить страны
Коррекционно-развивающие задачи:
- корректировка и развитие познавательных процессов
- развитие кругозора учащихся
- развитие умения самостоятельно работать, планировать и контролировать свою деятельность, осуществлять самопроверку и самоконтроль
- развитие умения самостоятельно оценивать наблюдаемые явления
- развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса
Воспитательные задачи:
- воспитание уважения к труду людей и его результатам, к значению труда в жизни каждого человека.
- воспитание навыков правильного поведения в социальной среде
- воспитание усидчивости , терпения, работоспособности , усердия
- воспитание положительных черт личности, чувства товарищества и коллективизма
- воспитание культуры общения, этических норм поведения
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Практические работы:
1. Посадка цветов (деревьев, кустарников)
2. Изготовление кормушек для птиц
3. Обнаружение крахмала в продуктах питания
4. Изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра
5. Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными
6. Распознавание природных объектов с помощью атласа- определителя
7. Знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи
8. Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах(по информации на упаковках)
9. Подсчёт ударов пульса
10. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра
11. Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых
12. Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений
13. Знакомство с современными российскими монетами
14. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов
Экскурсии:
1.Разнообразие природы
2. Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 3 класса.
Учащиеся должны знать:
- человек- часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы растений, группы животных, съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой; природой и человеком
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены, личной безопасности в быту и на улице; противопожарной безопасности; способы сохранения и укрепления здоровья; основы экологической безопасности;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике;
- национальности народов стран-соседей, некоторые города России; страны, граничащие с Россией, страны зарубежной Европы, их столицы,
Учащиеся должны уметь:
- вести наблюдения за неживой и живой природой, различать наиболее распространённые растения, животные, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений; простейшие опыты и практические работы;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять основные правила личного поведения в природе; правила личной гигиены; применять правила безопасного поведения, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
- владеть элементарными приёмами чтения карты;
- приводить примеры исторических городов России, стран-соседей, стран зарубежной Европы;
- рассказывать о родной стране, достопримечательностях родного края.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирования чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирования ценностей многонационального российского общества; становления гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирования уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания к чувствам других людей;
- развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирования здорового образа жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
1 триместр (24ч.)
Как устроен мир (7 часов).
дата | № ур. в трим. | № ур. по теме | Тема урока | Дом. задание | Характеристика деятельности учащихся |
04.09 | 1 | 1 | Вводный урок. Природа. Экскурсия №1 «Разнообразие природы». | с.4-5 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать с физической картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей, обществе, в котором живём; работать с толковым словарём, использовать дополнительную литературу; сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; практическая работа №1 анализировать правила посадки и посадить цветы; практическая работа №2 анализировать схему кормушки и изготовить её; экскурсия №1: составлять рассказ о временах года, рассказывать о своей семье, стране; составлять экологический прогноз; обсуждать необходимость бережного отношения к природе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
07.09 | 2 | 2 | Значение природы для людей. Практическая работа №1 «Посадка цветов». | с.6-9 | |
11.09 | 3 | 3 | Человек. ИКТ | с.10-15 | |
14.09 | 4 | 4 | Общество. ИКТ | с.16-21 | |
18.09 | 5 | 5 | Мир глазами эколога. Практическая работа№2 «Изготовление кормушек для птиц». | с.22-26 | |
21.09 | 6 | 6 | Природа в опасности. Охрана природы. ИКТ | с.27-32 | |
25.09 | 7 | 7 | Обобщающий урок по теме: «Как устроен мир». Проверочная работа |
Эта удивительная природа (19 часов)
дата | № ур. в трим. | № ур. по теме | Тема урока | Дом. задание | Характеристика деятельности учащихся |
28.09 | 8 | 1 | Тела, вещества, частицы. | с.34-38 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; группировать объекты неживой природы; определять тела, вещества, частицы; практ. работа №3 наблюдать и анализировать содержание крахмала в продуктах; обсуждать необходимость бережного отношения к воздуху; практическая работа №4 наблюдать и анализировать свойства воды и её очистку с помощью фильтра; наблюдать круговорот воды в природе; рассказывать о своих наблюдениях; обсуждать необходимость экономии воды; наблюдать за жизнью растений и животных, рассказывать о своих наблюдениях; практическая работа №5 наблюдать и анализировать плоды и семена растений, определять признаки их приспособленности к распространению ветром и животными; рассказывать с помощью рисунков в учебнике о разнообразии растений и животных; обсуждать необходимость бережного отношения к ним; составлять экологический прогноз; практическая работа №6: различать природные объекты с помощью атласа- определителя; устанавливать взаимосвязь в природе; составлять цепи питания; экологические пирамиды; высказывать по темам урока свои предположения; формулировать правила поведения в природе; использовать дополнительную литературу; презентовать свой проект с демонстрацией фотографий или рисунков; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
02.10 | 9 | 2 | Разнообразие веществ. Практическая работа №3 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». с.41 | с.39-43 | |
05.10 | 10 | 3 | Воздух и его охрана. ИКТ | с.44-48 | |
09.10 | 11 | 4 | Вода. Практическая работа №4 «Изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра». с.50 | с.49-52 | |
12.10 | 12 | 5 | Превращения и круговорот воды в природе. ИКТ | с.53-56 | |
16.10 | 13 | 6 | Берегите воду! ИКТ | с.57-61 | |
19.10 | 14 | 7 | Как разрушаются камни | с.62-64 | |
23.10 | 15 | 8 | Что такое почва? ИКТ | с.65-70 | |
26.10 | 16 | 9 | Разнообразие растений. ИКТ | с.71-75 | |
30.10 | 17 | 10 | Солнце, растения и мы с вами | с.76-79 | |
02.11 | 18 | 11 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №5 «Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными». с.81 | с.80-83 | |
13.11 | 19 | 12 | Охрана растений. ИКТ | с.84-88 | |
16.11 | 20 | 13 | Разнообразие животных. Практическая работа №6 «Распознавание природных объектов с помощью атласа- определителя». | с.89-95 | |
20.11 | 21 | 14 | Кто что ест? | с.96-99 | |
23.11 | 22 | 15 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | с.100-104 | |
27.11 | 23 | 16 | Размножение и развитие животных. | с.105-111 | |
30.11 | 24 | 17 | Охрана животных. ИКТ | с.112-117 | составлять и рассказывать правила друзей природы; работать в парах, группе: |
II триместр (21 час)
дата | № ур. в трим. | № ур. по теме | Тема урока | Дом. задание | Характеристика деятельности учащихся |
04.12 | 1 | 18 | В царстве грибов. ИКТ | с.118-123 | наблюдать за жизнью грибов и рассказывать о своих наблюдениях; использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; понимать и рассказывать о великом круговороте жизни на Земле; |
07.12 | 2 | 19 | Великий круговорот жизни. | с.124-126 |
Мы и наше здоровье (8 часов)
Дата | № ур. в трим. | № ур. по теме | Тема урока. | Дом. задание | Характеристика деятельности учащихся |
11.12 | 3 | 1 | Организм человека. ИКТ | с.128-131 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обосновывать необходимость защищать и укреплять свой организм, использовать информацию учебника о болезнях и умение их предупреждать; практическая работа №7 наблюдать и анализировать внешнее строение кожи человека; моделировать ситуации оказания экстренной помощи; рассказывать о правилах здорового питания; практическая работа №8 наблюдать и анализировать содержание питательных веществ в различных продуктах; объяснять назначение органов чувств, дыхания и кровообращения; пр. работа №9 измерять пульс на кисти руки; формулировать основные правила гигиены; составлять режим дня школьника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
14.12 | 4 | 2 | Органы чувств. | с.132-135 | |
18.12 | 5 | 3 | Надежная защита организма. Практическая работа №7 «Знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи». с.136 | с.136-139 | |
21.12 | 6 | 4 | Опора тела и движение. | с.140-143 | |
25.12 | 7 | 5 | Наше питание. Практическая работа №8 «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах(по информации на упаковках)». с.144 ИКТ | с.144-147 | |
11.01 | 8 | 6 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчёт ударов пульса». с.150 | с.148-150 | |
15.01 | 9 | 7 | Умей предупреждать болезни. ИКТ | с.151-153 | |
18.01 | 10 | 8 | Здоровый образ жизни. Обобщающий урок по теме. ИКТ | с.154-157 |
Наша безопасность (7 часов)
дата | № ур. в трим. | № ур. по теме | Тема урока | Дом. задание | Характеристика деятельности учащихся |
22.01 | 11 | 1 | Огонь, вода и газ. ИКТ | с.4-7 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; составлять правила безопасности при обращении с огнём, газом и водой; экскурсия №2 формулировать основные правила дорожного движения и правила поведения пешехода, безопасная дорога в школу; анализировать возможные опасные ситуации в жизни каждого человека; практическая работа №10 наблюдать и анализировать устройство и работу бытового фильтра |
25.01 | 12 | 2 | Чтобы путь был счастливым. | с.8-13 | |
29.01 | 13 | 3 | Дорожные знаки. ИКТ | с.14-17 | |
01.02 | 14 | 4 | Экскурсия №2 «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы». | нарисов. дор.знак | |
05.02 | 15 | 5 | Опасные места. | с.18-22 | |
08.02 | 16 | 6 | О молниях, змеях, собаках и прочем. ИКТ | с.23-28 | |
12.02 | 17 | 7 | Экологическая безопасность. Практическая работа №10 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра». с.33 DVD | с.29-34 |
Чему учит экономика (12 часов)
дата | № ур. в трим. | № ур. по теме | Тема урока | Дом. задание | Характеристика деятельности учащихся |
15.02 | 18 | 1 | Для чего нужна экономика? | с.36-39 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать необходимость изучать экономику; обосновывать необходимость бережного отношения к природным богатствам нашей страны; практическая работа №11 наблюдать и анализировать образцы полезных ископаемых наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях в растениеводстве и животноводстве; практическая работа №12 наблюдать культурные растения, составлять устное описание рассмотренных растений. |
19.02 | 19 | 2 | Три кита экономики. | с.40-47 | |
22.02 | 20 | 3 | Полезные ископаемые. Практическая работа №11 «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых». с.48 | с.48-52 | |
26.02 | 21 | 4 | Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений». с.54 | с.53-59 |
III триместр (22 часа)
дата | № ур. в трим. | № ур. по теме | Тема урока | Дом. задание | Характеристика деятельности учащихся |
01.03 | 1 | 5 | Животноводство ИКТ | с.60-63 | сравнивать и различать бюджет государственный и семейный; составлять план семейных расходов и доходов; составлять экологический прогноз в экономике; формулировать выводы в соответствии с заданием; выполнять тестовые задания учебника; практическая работа №13 наблюдать и анализировать образцы современных российских монет; работать в паре, группе; участвовать в ролевой игре, моделирующей правила поведения в магазине; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения |
05.03 | 2 | 6 | Животноводство | с.63 зад.2 | |
12.03 | 3 | 7 | Какая бывает промышленность? | с.64-67 | |
15.03 | 4 | 8 | Что такое деньги? Практическая работа №13 «Знакомство с современными российскими монетами». с.70 | с.68-72 | |
19.03 | 5 | 9 | Государственный бюджет. | с.73-76 | |
22.03 | 6 | 10 | Семейный бюджет | с.77-80 | |
02.04 | 7 | 11 | Экономика и экология | с.81-86 | |
05.04 | 8 | 12 | Обобщающий урок по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа. | с.86 зад.3 |
Путешествие по городам и странам (14 часов)
дата | № ур. в трим. | № ур. по теме | Тема урока | Дом. задание | Характеристика деятельности учащихся |
09.04 | 9 | 1 | Золотое кольцо России ИКТ | с.88-92 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о городах России; о ближайших наших странах – соседей; работать со взрослыми: выступать с подготовленными сообщениями; иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; устанавливать связь между европейскими странами, образом жизни людей, архитектурой и природными условиями; практическая работа №14 работать с физической картой Мира, находить и показывать изучаемые географические объекты; актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей, обществе, в котором живём; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке и достижения других учащихся. |
12.04 | 10 | 2 | Золотое кольцо России | с.93-99, докл. | |
16.04 | 11 | 3 | Наши ближайшие соседи ИКТ | с.100-107 | |
19.04 | 12 | 4 | На севере Европы. | с.108-119 | |
23.04 | 13 | 5 | Что такое Бенилюкс? | с.120-126, зад.2 | |
26.04 | 14 | 6 | В центре Европы | с.127-133 | |
30.04 | 15 | 7 | Путешествие по Франции и Великобритании ИКТ | с.134-139 | |
03.05 | 16 | 8 | Путешествие по Франции и Великобритании | с.140-143, зад.3 | |
07.05 | 17 | 9 | На юге Европы | с.144-150, зад.4 | |
12.05 | 18 | 10 | По знаменитым местам мира. Практическая работа №14 «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов». | с.151-155, зад.2 | |
14.05 | 19 | 11 | Контрольная работа за год. | ||
17.05 | 20 | 12 | По знаменитым местам мира ИКТ | с.155зад.1 | |
21.05 | 21 | 13 | По знаменитым местам мира | ||
24.05 | 22 | 14 | Обобщающий урок по теме: «Путешествие по городам и странам». |
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект
1. А.А. Плешаков. Учебник «Мир вокруг нас» . 3 класс (1,2 части) (Москва, «Просвещение», 2010 год)
2. А.А. Плешаков. Рабочая тетрадь «Мир вокруг нас». 3 класс (1,2 части) (Москва, «Просвещение», 2012 год)
5.О.В. Казакова, Н.А. Сбоева, Н.И. Гаврилкина. Поурочные планы по курсу «Окружающий мир» ( Москва, «ВАКО», 2012 г.)
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.
Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «Русский язык».
Литература для учителя и интернет-ресурсы
Литература
1.Таблицы по основным темам курса
2. «Сборник рабочих программ. Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 классы.»Москва,Просвещение,2011
3. Карточки для самостоятельных и индивидуальных работ
4.Подборка презентаций по темам курса
5.Энциклопедии о животных и растениях
6. С.А.Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение. Конспекты открытых уроков»Волгоград,Учитель,2001
7 Приглашаем на урок.3кл.Русский,математика,чтение,окружающий мир» Волгоград,Учитель,2010
8.Т.В.Титкова,Э.З.Горбачева,Л.В.Цыганок «Открытые уроки 1-4 кл» Москва, «ВАКО», 2011год
9.Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, Академия развития, 1996
10.Л.А.Данилова «Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития»СПБ, Детство-Пресс,2011
11.Е.А.Нефедова,О.В.Узорова «Готовимся к школе»Москва,АСТ,1999
12 Гиннесс для детей.Тверь,Полина,1998
13.Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?»М,2004
7. Т.А.Шорыгина «Деревья. Какие они?»М,2005
8. Т.А.Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»М, 2005
9. Т.А.Шорыгина «Какие звери в лесу» М, 2005
10. Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?» М, 2005
11.Т.И.Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение»Ярославль, Академия развития, 2003
http://festival.1september.ru/articles/subjects/15
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/
http://numi.ru/list.php?razdel=%CD%E0%F7%E0%EB%FC%ED%E0%FF
http://nsc.1september.ru/index.php
http://nsc.1september.ru/urok/
http://zanimatika.narod.ru/RF_Proekt.htm
Список литературы для детей
Энциклопедия о животных и растениях
Плешаков А.А, Гара Н.Н, Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 3 кл. М,Просвещение,2010
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. М,Просвещение,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС
Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....
рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Авторская программа по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру. Школа России. 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской программы курса «Окружающий мир» 3 класс, авто...