Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России")
    рабочая программа по окружающему миру (2,3,4 класс) на тему

    Романенко Марина Николаевна

    Рабочая программа по окружающему миру для 2 - 4 классов (УМК "Школа России")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2-4_kl..doc348 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1»

    Согласовано

    Методический совет

    Протокол  №___

    от _____

    Утверждаю

    Директор школы

    ________/_________

    Приказ №_____ от ______

                    Рабочая программа

    Окружающий мир

    2-4 классы

    Автор:  А. А. Плешаков

                                                     

     Составитель:   

    учитель начальных классов

    Романенко М. Н.

     

    г. Тихвин

    2011

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2-4  классов разработана на основе:

    1. Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
    1. Концепция модернизации Российского образования;
    2. Концепция содержания непрерывного образования;
    3. Авторская программа А. А. Плешаков «Окружающий мир», утвержденной Минобрнауки РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004г.);
    4. Положение о рабочей программе;
    5. Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.

    Данный вариант рабочей программы разработан для курса окружающего мира во 2 – 4   классах по традиционной образовательной системе образовательной программы «Школа России» А.А. Плешакова. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    1. формировать целостную картину мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
    2. развивать и воспитывать духовно-нравственное начало ребёнка как личности, гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Основными задачами реализации содержания курса являются:

    1. формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
    2. осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
    3. формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
    4. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

    Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

    Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

    Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.

          К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

    При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

    Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

    Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

    1.  Идея многообразия мира.
    2.  Идея экологической целостности мира.
    3.  Идея уважения к миру.

    Многообразие  как  форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно - научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

    Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

    Уважение к миру — это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.

    Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. Традиционная форма обучения: на изучение окружающего мира  во 2 – 4 классах выделяется 204 часа, по 68 часов во 2, 3 и 4 классах (2 ч в неделю, 34 учебные недели  в каждом классе). Надомное обучение: на изучение окружающего мира  во 2 – 4 классах выделяется 102 часа, по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели  в каждом классе).

    Распределение учебного времени прохождения программного материала по окружающему миру

    № п/п

    Темы

    Количество часов (уроков)

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Всего

    Форма обучения

    н\об.

    н\об.

    н\об.

    н\об.

    Где мы живем

    2

    1ч.

    -

    -

    -

    -

    2

    1ч.

    Природа

    21

    10ч.

    -

    -

    -

    -

    21

    10ч.

    Жизнь города и села

    12

    6ч.

    -

    -

    -

    -

    12

    6ч.

    Здоровье и безопасность

    10

    5ч.

    -

    -

    -

    -

    10

    5ч.

    Общение

    5

    3ч.

    -

    -

    -

    -

    5

    3ч.

    Путешествия

    17

    9ч.

    -

    -

    -

    -

    17

    9ч.

    Заключение

    1

    -

    -

    -

    -

    -

    1

    -

    Как устроен мир

    -

    -

    7

    3ч.

    -

    -

    7

    3ч.

    Эта удивительная природа

    -

    -

    19

    10ч.

    -

    -

    19

    10ч.

    Мы и наше здоровье

    -

    -

    8

    4ч.

    -

    -

    8

    4ч.

    Наша безопасность

    -

    -

    9

    4ч.

    -

    -

    9

    4ч.

    Чему учит экономика

    -

    -

    12

    6ч.

    -

    -

    12

    6ч.

    Путешествие по городам и странам

    -

    -

    13

    7ч.

    -

    -

    13

    7ч.

    Земля и человечество

    -

    -

    -

    -.

    10

    5ч.

    10

    5ч.

    Природа России

    -

    -

    -

    -

    10

    5ч.

    10

    5ч.

    Родной край — часть большой страны

    -

    -

    -

    -

    14

    7ч.

    14

    7ч.

    Страницы всемирной истории

    -

    -

    -

    -

    5

    2ч.

    5

    2ч.

    Страницы истории Отечества

    -

    -

    -

    -

    20

    10ч.

    20

    10ч.

    Современная Россия

    -

    -

    -

    -

    9

    5ч.

    9

    5ч.

    Всего

    68 ч.

    34ч.

    68 ч.

    34ч.

    68 ч.

    34ч.

    204ч.

    102ч.

    При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

     В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя. 2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей). 3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

    Оценивание различных видов деятельности учащихся: устные ответы, письменные самостоятельные и контрольные работы, практические работы, выставление поурочных оценок (текущая и тематическая аттестация), триместровых (промежуточная аттестация) и годовых (итоговая аттестация), проводится согласно  Положения о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.

    Согласно учебно-методическому комплексу «Школа России» и федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении, используются:

    Учебники:

    1. «Мир вокруг нас». 2 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.
    2. «Мир вокруг нас». 3 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.
    3. «Мир вокруг нас». 4 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.

    Учебные пособия:

    1.  рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
    2. рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
    3. рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    II класс (68ч./надомное обучение - 34ч.)

    В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. Программой для 2 класса предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенные породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

    В качестве другой содержательной линии курса выделим знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Учащиеся получают элементарные представления об экономике, о простейших производственных процессах и соответствующих профессиях людей, о культуре и образовании. При этом раскрываются важнейшие взаимосвязи между природой и хозяйством, между различными отраслями экономики, воспитывается уважение к честному, добросовестному труду в любой сфере жизни.

    Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами гигиены предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, на воде, в быту, при контактах с незнакомыми людьми и т. д. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми — детьми и взрослыми, освоение азбуки вежливости и элементарных правил поведения среди других людей — в семье, гостях, школе, общественных местах.

    Еще одна содержательная линия связана с обучением учащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом. При этом начинается освоение приемов чтения карты, которое будет продолжено в последующих классах. Изучение этих вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

    Перечисленные аспекты содержания выделены в программе в качестве отдельных тем: «Природа», «Жизнь города и села», «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия».

    Где мы живем (2ч./1ч.) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России.

          Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

    Природа (21ч./10ч.).Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

    Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

    Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

    Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

    Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

          Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

    Сезонные изменения в природе: осенние явления.

    Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

    Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

    Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

    Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

    Практические работы: 

    1. знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека;
    2. знакомство с горными породами и минералами;
    3. распознавание деревьев, кустарников и трав;
    4. знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений;
    5. отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

    Жизнь города и села (12ч./6ч.). Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

    Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

    Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

    Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

    Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

    Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

    Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

    Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

    Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

    Экскурсии: 

    1. наблюдение зимних явлений в природе;
    2. знакомство с достопримечательностями родного города (села).

    Здоровье и безопасность (10ч./5ч.). Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

    Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

    Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

    Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

    Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

    Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

    Общение (5ч./3ч.). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

    Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

    Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

    Практическая работа: отработка основных правил этикета.

    Путешествия (17ч./9ч.). Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

    Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

    Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

    Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

    Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

    Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

    Экскурсии: 

    1. ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края;
    2. наблюдение весенних изменений в природе.

    Практические работы: 

    1. определение сторон горизонта по компасу;
    2. освоение основных приемов чтения карты.

    Заключение (1ч./0ч.). Что мы узнали и чему научились за год.

    Результат усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе.

    Должен знать:

    1. неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
    2. строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
    3. имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
    4. основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
    5. названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

    Должен уметь:

    1. различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
    2. различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
    3. выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
    4. использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
    5. определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
    6. приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

    III класс (68ч./ надомное обучение - 34ч.)

    В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного дома.

    Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизированы и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

    Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

    Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественнонаучным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

    Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

    Как устроен мир (7ч./3ч.). Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

    Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

    Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

    Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

    Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

    Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

    Эта удивительная природа (19ч./10ч.). Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

    Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

    Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

    Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

    Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

    Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

    Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

    Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

    Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

    Практические работы: 

    1. обнаружение крахмала в продуктах питания;
    2. изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра;
    3. рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными;
    4. распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

    Мы и наше здоровье (8 ч./4ч.). Организм человека. Органы и системы органов.

    Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

    Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

    Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

    Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

    Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

    Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

    Практические работы: 

    1. знакомство с внешним строением кожи;
    2. упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи;
    3. изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках);
    4. подсчет ударов пульса.

    Наша безопасность (9ч./4ч.). Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

    Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

    Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

    Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

    Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

    Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

    Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

    Чему учит экономика (12ч./6ч.). Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

    Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

    Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

    Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

    Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

    Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

    Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

    Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.

    Практические работы: 

    1. рассматривание и определение образцов полезных ископаемых;
    2. знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений;
    3. знакомство с современными российскими монетами.

    Путешествие по городам и странам (13ч./7ч.). Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

    Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.

    Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

    Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

    Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

    Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

    Результат усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 3 классе.

    Должен знать:

    1. человек - часть природы и общества;
    2. что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
    3. основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
    4. основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
    5. взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
    6. взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
    7. строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
    8. правила гигиены; основы здорового образа жизни;
    9. правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
    10. потребности людей; товары и услуги;
    11. роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
    12. некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

     Должен уметь:

    1. распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
    2. проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
    3. объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
    4. выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
    5. выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
    6. владеть элементарными приемами чтения карты;
    7. приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

    IV класс (68ч./надомное обучение – 34ч.)

    В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия — ее природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы, ее граждане, — как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога. Важно отметить, что в этом разделе детям впервые предлагаются в систематизированном виде элементарные сведения об истории, исторических источниках. При этом дети в общих, наиболее существенных чертах прослеживают также и историю взаимоотношений человечества и природы, получая представление об истоках современных экологических проблем.

    Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения. Далее в теме «Наш край — часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

    Следующая тема программы — «Страницы всемирной истории» — формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества. Путь человечества от начала истории до современности предстает перед детьми целостно, в виде ряда сменяющих друг друга образных картин, наполняющих конкретным содержанием понятие «лента времени».

    Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Она предусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личностями. Программа ориентирована на развитие у ребенка интереса к прошлому страны, формирование потребности в получении и расширении исторических знаний. Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста, возможностью вести работу по развитию образного мышления и эмоциональной сферы младших школьников, по формированию у учащихся патриотических, гражданских и нравственных качеств. Тема призвана показать причастность к истории каждого человека, каждой семьи, раскрыть связь времен и поколений, познакомить учащихся с образцами благородного служения Отечеству.

    Логическим продолжением раздела об истории Отечества является тема «Современная Россия», которая знакомит детей с государственным устройством, государственной символикой и государственными праздниками нашей страны, с многонациональным составом населения России, ее регионами. В этой теме изучаются также важнейшие вопросы о правах человека и правах ребенка.

    Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной направленности, преподаваемых в рамках регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

     В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. В программе указано также минимальное количество экскурсий и практических работ, которое может быть увеличено учителем по его усмотрению.

    Земля и человечество (10ч./5ч.). Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

    Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

    Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

    Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

    Практические работы: 

    1. знакомство с картой звездного неба;
    2. поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте;
    3. знакомство с историческими картами.

    Природа России (10 ч./5ч.). Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

    Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

    Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

    Практические работы:

    1. поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов;
    2. поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России;
    3. рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

    Родной край - часть большой страны (14ч./7ч.). Наш край на карте Родины. Карта родного края.

    Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

    Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

    Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

    Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

    Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

    Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

    Экскурсии: 

    1. знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
    2. знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя;
    3. знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

    Практические работы:

    1. знакомство с картой края;
    2. рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;
    3. рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

    Страницы всемирной истории (5ч./2ч.). Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в ХХ в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

    Страницы истории Отечества (20ч./10ч.). Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

    Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

    Наше Отечество в ХIII—ХV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья   — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

    Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХIII—ХV вв.

    Наше Отечество в ХVI—ХVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в ХVI—ХVII вв.

    Россия в ХVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в ХVIII в.

    Россия в ХIХ — начале ХХ в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в ХIХ — начале ХХ в.

    Россия в ХХ в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

    Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

    Преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. Культура России в ХХ в.

    Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

    Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

    Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

    Современная Россия (9 ч./5ч.). Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

    Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

    Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

    Многонациональный состав населения России.

    Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

    Результат усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 4 классе.

    Должен знать:

    1.  Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
    2.  способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
    3.  что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
    4.  некоторые современные экологические проблемы;
    5.  природные зоны России;
    6.  особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
    7.  исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
    8.  важнейшие события и великих людей отечественной истории;
    9.  государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

    Должен уметь:

    1. распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
    2. проводить наблюдения природных тел и явлений;
    3. в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
    4. приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
    5. соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
    6. приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
    7. приводить примеры народов России;
    8.  самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
    9. применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
    10. владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

    Перечень контрольных мероприятий соответствует «Положению о системе проверочных и контрольных измерений по предметам в школе первой ступени» образовательного учреждения.

    Предметы

    Классы

    1-4 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Пров.

    Коннтр.

    Практическ

    Экскурс.

    Триместры

    I

    II

    III

    I

    II

    III

    I

    II

    III

    Проверочные

    3

    4

    5

    12

    -

    Итоговые к/работы

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    -

    9

    Практические работы

    2/3

    3/-

    4/3

    2/3

    5/4

    7/4

    3/6

    7/3

    1/1

    34

    Экскурсии

    1

    1

    3

    -

    -

    1

    -

    3

    -

    -

    9

    Кол-во провероч./контрол.

    3/3

    4/3

    5/3

    12

    9

    Примечание: через дробь указано количество практических работ для надомного обучения.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    В результате изучения окружающего мира ученик должен

    знать/понимать:

    1. название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
    2. государственную символику России;
    3. государственные праздники;
    4. основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
    5. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
    6. правила сохранения и укрепления здоровья;
    7. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

    уметь:

    1. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
    2. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
    3. различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
    4. приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
    5. показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
    6. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
    2. ориентирования на местности с помощью компаса;
    3. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
    4. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
    5. ухода за растениями (животными);
    6. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
    7. оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
    8. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей Родин.

    ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Учебник, учебное пособие

    1. «Мир вокруг нас». 2 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.
    2. «Мир вокруг нас». 3 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.
    3. «Мир вокруг нас». 4 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.  
    4. рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
    5. рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
    6. рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

    Дополнительная литература для учителя и учащихся.

    Для учителя:

    1. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. Казакова О. В., Сбоева Н. А., Москва «ВАКО», 2006.
    2. Контрольно-измерительные материалы. «Окружающий мир». 4 класс. И.Ф. Яценко, Москва « Вако», 2011.

    Для учащихся:

    1. Атлас – определитель «От земли до неба». А.А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
    2. «Зеленые страницы». А.А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.
    3. «Великан на поляне». А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

    Наглядный материал

    (альбомы, атласы, карты, таблицы и др.)

    Таблицы:

    1. 2 класс, учебный альбом из 14 листов: Живая и неживая природа. Зима. Живая и неживая природа. Весна. Живая и неживая природа. Лето. Живая и неживая природа. Осень. Явления природы в живой и неживой природе. Деревья. Кустарники. Травы. Ядовитые растения и грибы. Красная книга. Растения. Красная книга. Животные. Ориентирование. Стороны горизонта. Водный и воздушный транспорт. Наземный и подземный транспорт. Строение тела человека. Путешествие в космос.
    2.  3 класс, учебный альбом из 14 листов: Тела. Вещества. Частицы. Круговорот воды в природе. Связи в живой природе. Цепи питания. Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные. Паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся. Размножение и развитие животных. Водоросли, мхи, папоротники. Грибы. Распространение семян. Развитие растения из семени. Животноводство. Растениеводство. Скелет. Мышцы. Деньги.
    3. 4 класс, учебный альбом из 14 листов: Зона арктических пустынь. Тундра. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Зона степей. Пустыня. У черного моря. Природное сообщество - луг. Природное сообщество - река. Природное сообщество - болото. Кого можно встретить в саду. Поверхность нашего края. Солнечная система. Планеты. Созвездия.
    1.  Летние и зимние изменения в природе, учебный альбом из 13 листов и раздаточный материал: Живая и неживая природа. Виды термометров. Изменение температуры воздуха. Части растения. Плоды и семена. Травянистые растения. Цветение растений. Ярусы леса. Хвойные и лиственные растения. Грибы. Дикие и домашние животные. Питание диких и домашних животных. Насекомые. Перелетные и зимующие птицы.
    2. Живая природа, учебный альбом из 8 листов: Цветы. Деревья. Ягоды. Грибы. Овощи и Фрукты.
      Животные. Птицы. Обитатели морей.
    3. Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).

    Карты:

    1. Учебная карта "Карта мира"
    2. Учебная карта "Карта полушарий"
    3. Учебная карта "Политическая карта мира"
    4. Учебная карта "Месторождение полезных ископаемых
    5. Учебная карта "Природные зоны России"
    6. Учебная карта "Российская Федерация" (физическая)

    Оборудование, приборы

    1. Термометры для измерения температуры воздуха, воды
    2. Термометр медицинский
    3. Лупа
    4. Компас
    5. Часы с синхронизированными стрелками
    6. Микроскоп (цифровой по возможности)
    7. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные. весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.
    8.  Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными
    9.  Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)
    10.  Модель "Торс человека" с внутренними органами
    11.  Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта
    12.  Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения
    13. Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.
    14. Коллекции полезных ископаемых
    15. Коллекции плодов и семян растений
    16. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)
    17. Живые объекты (комнатные растения, животные)
    18. Настольные развивающие игры по тематике предмета "Окружающий мир" (лото, игры-путешествия и пр.)
    19. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по  темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)
    20.  Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

    Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников

    Интернет ресурсы:

    1. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы.
    2. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов.
    3. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе.
    4. http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал.
    5. http://900igr.net/prezentacii-po-okruzhajuschemu-miru.html - Презентации по окружающему миру.
    6.  http://www.daler.ru/wallpapers/Природа/2.html        - Картинки о природе.
    7. http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - Открытый класс.        


    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    на  20___/20_____учебный год

    Ф.И..О. учителя:

    Класс:   2 класс

    Предмет:  Окружающий мир

    Программа: Рабочая программа по окружающему миру 2-4 класс (2011г.)

    Учебник: «Мир вокруг нас». 2 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.

    Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

    Количество часов:     68 ч. (в неделю 2 часа)

    № п/п

    Название темы

    Количество часов

    Контрольные работы

    Практические работы

    Сопутствующее повторение

    Сроки окончания работы над темой

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    1

    Где мы живем?

    2

    -

    -

    2

    Природа

    21

    К/р(исх)-1

    П/р -1

    5

    Где мы живем?

    3

    Жизнь города и села

    12

    К/р (I пол)-1

    -

    Природа

    4

    Здоровье и безопасность

    10

    П/р -1

    1

    Жизнь города и села

    5

    Общение

    5

    П/р -1

    1

    Здоровье и безопасность

    6

    Путешествия

    17

    К/р (итог.)-1

    2

    Общение

    7

    Заключение

    1

    -

    -

    Всего

    68

    6

    9

    Административный контроль

    Дата

    Ф.И.О. проверяющего

    Подпись проверяющего

    Ф.И.О. учителя

    Подпись учителя

    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    на  20___/20_____учебный год

    Ф.И.О. учителя: 

    Класс: 3

    Предмет: Окружающий мир

    Программа: Рабочая программа по окружающему миру 2-4 класс (2011г.)

    Учебник: «Мир вокруг нас». 3 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.

    Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

    Количество часов:  68 часов (2 часа в неделю)

    № пп

    Название темы

    Количество часов

    Контрольные работы

    Практические работы

    Сопутствующее повторение

    Сроки окончания работы над темой

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    1

    Как устроен мир

    7

    К/р(исх)-1

    1

    Природа. Человек. Общество. Экология.

    2

    Эта удивительная природа

    19

    П/р -2

    4

    Воздух. Вода. Почва. Растения. Животные. Грибы.

    3

    Мы и наше здоровье

    8

    К/р (I пол)-1

    4

    Организм человека. Питание.  Если хочешь быть здоров.

    4

    Наша безопасность

    9

    П/р -1

    1

    5

    Чему учит экономика

    12

    П/р -1

    3

    Экономика

    6

    Путешествие по городам и странам

    13

    К/р (итог.)-1

    1

    Всего

    68

    7

    14

    Административный контроль

    Дата

    Ф.И.О. проверяющего

    Подпись проверяющего

    Ф.И.О. учителя

    Подпись учителя

    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    на  20___/20_____учебный год

    Ф.И.О. учителя: 

    Класс: 4

    Предмет: Окружающий мир

    Программа: Рабочая программа по окружающему миру (2011г.)

    Учебник: «Мир вокруг нас». 4 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.

    Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

    Количество часов:  68 часов (2 часа в неделю)

    № пп

    Название темы

    Количество часов

    Контрольные работы

    Практические работы

    Сопутствующее повторение

    Сроки окончания работы над темой

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    1

    Земля и человечество

    10

    К/р (исх)-1

    П/р -1

    3

    Вселенная. Экология. Полезные ископаемые

    2

    Природа России

    10

    П/р -1

    3

    Воздух. Вода. Почва. Растения. Животные. Грибы. Экология

    3

    Родной край – часть большой страны

    14

    К/р (I пол)-1

    4

    Водоемы. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство

    4

    Страницы всемирной истории

    5

    П/р -1

    5

    Страницы истории Отечества

    20

    П/р -1

    1

    Древняя Русь. История создания книги. Первопечатники

    6

    Современная Россия

    9

    П/р -1

    К/р (итог.)-1

    Права детей. Символы государственной власти..

    Всего

    68

    8

    11

    Административный контроль

    Дата

    Ф.И.О. проверяющего

    Подпись проверяющего

    Ф.И.О. учителя

    Подпись учителя

    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (надомное обучение)

    на  20___/20_____учебный год

    Ф.И..О. учителя:

    Класс:   2 класс

    Ф.И. учащегося:____________________________(№,дата выдачи справки, срок н/об.)________________________________________________

    Предмет: Окружающий мир

    Предмет:  Окружающий мир

    Программа: Рабочая программа по окружающему миру 2-4 класс (2011г.)

    Учебник: «Мир вокруг нас». 2 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.

    Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 2 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

    Количество часов:    34 ч. (в неделю 1 часа)

    № п/п

    Название темы

    Количество часов

    Контрольные работы

    Практические работы

    Сопутствующее повторение

    Сроки окончания работы над темой

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    1

    Где мы живем?

    1

    -

    -

    2

    Природа

    10

    К/р(исх)-1

    П/р -1

    3

    Где мы живем?

    3

    Жизнь города и села

    6

    К/р (I пол)-1

    -

    Природа

    4

    Здоровье и безопасность

    5

    П/р -1

    -

    Жизнь города и села

    5

    Общение

    3

    П/р -1

    1

    Здоровье и безопасность

    6

    Путешествия

    9

    К/р (итог.)-1

    2

    Общение

    7

    Заключение

    -

    -

    -

    Всего

    34

    6

    6

    Административный контроль

    Дата

    Ф.И.О. проверяющего

    Подпись проверяющего

    Ф.И.О. учителя

    Подпись учителя

    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (надомное обучение)

    на  20___/20_____учебный год

    Ф.И.О. учителя: 

    Класс: 3__  

    Ф.И. учащегося:____________________________(№,дата выдачи справки, срок н/об.)________________________________________________

    Предмет: Окружающий мир

    Программа: Рабочая программа по окружающему миру 2-4 класс (2011г.)

    Учебник: «Мир вокруг нас». 3 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.

    Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 3 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

    Количество часов: 34 часов (1 часа в неделю)

    № пп

    Название темы

    Количество часов

    Контрольные работы

    Практические работы

    Сопутствующее повторение

    Сроки окончания работы над темой

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    1

    Как устроен мир

    3

    К/р(исх)-1

    -

    Природа. Человек. Общество. Экология.

    2

    Эта удивительная природа

    10

    П/р -2

    4

    Воздух. Вода. Почва. Растения. Животные. Грибы.

    3

    Мы и наше здоровье

    8

    К/р (I пол)-1

    3

    Организм человека. Питание.  Если хочешь быть здоров.

    4

    Наша безопасность

    4

    П/р -1

    1

    5

    Чему учит экономика

    6

    П/р -1

    3

    Экономика

    6

    Путешествие по городам и странам

    7

    К/р (итог.)-1

    1

    Всего

    34

    7

    12

    Административный контроль

    Дата

    Ф.И.О. проверяющего

    Подпись проверяющего

    Ф.И.О. учителя

    Подпись учителя

    ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (надомное обучение)

    на  20___/20_____учебный год

    Ф.И.О. учителя: 

    Класс: 4 ___

    Ф.И. учащегося:____________________________(№,дата выдачи справки, срок н/об.)________________________________________________

    Предмет: Окружающий мир

    Программа: Рабочая программа по окружающему миру (2011г.)

    Учебник: «Мир вокруг нас». 4 класс, в  2 ч./ А. А. Плешаков,  Москва «Просвещение», 2009.

    Рабочая тетрадь: к учебнику «Мир вокруг нас». 4 класс, в 2 ч./ А. А. Плешаков, Москва «Просвещение», 2009.

    Количество часов: 34 часов (1часа в неделю)

    № пп

    Название темы

    Количество часов

    Контрольные работы

    Практические работы

    Сопутствующее повторение

    Сроки окончания работы над темой

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    план

    факт

    1

    Земля и человечество

    5

    К/р (исх)-1

    П/р -1

    3

    Вселенная. Экология. Полезные ископаемые

    2

    Природа России

    5

    П/р -1

    3

    Воздух. Вода. Почва. Растения. Животные. Грибы. Экология

    3

    Родной край – часть большой страны

    7

    К/р (I пол)-1

    3

    Водоемы. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство

    4

    Страницы всемирной истории

    2

    П/р -1

    5

    Страницы истории Отечества

    10

    П/р -1

    1

    Древняя Русь. История создания книги. Первопечатники

    6

    Современная Россия

    5

    П/р -1

    К/р (итог.)-1

    Права детей. Символы государственной власти..

    Всего

    34  

    8

    10

    Административный контроль

    Дата

    Ф.И.О. проверяющего

    Подпись проверяющего

    Ф.И.О. учителя

    Подпись учителя


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа России"

    Рабочая программа по окружающему миру на 1-4 класс по УМК "школа России", 1-2 классы -33 часа....

    Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

    Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

    Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

    Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

    Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

    рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

    Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...