Конспект урока по русскому языку, на тему : "Однокоренные слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Дерябина Ксения Александровна

Конспект урока по русскому языку, на тему : "Однокоренные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  русскому языку  во 2 классе

Тема: Однокоренные слова. Корень слова.

Цель урока: формировать правильное представление о понятиях «родственные слова», «однокоренные слова» ; учить выделять в родственных словах корень.

Задачи  урока:
- формировать умение различать родственные слова и формы одного слова, умение подбирать родственные слова и выделять корень;
- развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность; развивать коммуникативные качества: умение слушать, вести диалог, доказывать свою точку зрения;
- воспитывать интерес к русскому языку, потребность совершенствовать  устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе и животным


Оборудование:
-Учебник  В.П.Канакина, В.П.Горецкий «Русский язык» - 2 класс
-Дополнительный материал к уроку (Карточки).
-Электронная презентация к уроку.

-Электронное приложение к учебнику.

-Интерактивная докска.

Ведущие виды деятельности на уроке: 
- творческий ;
- проблемно – поисковый;
- продуктивный.


Творческий: организационный момент урока (включение учащихся в диалог с учителем и одноклассниками, психологический настрой, готовность к уроку).

В результате формируются универсальные учебные действия (УУД):

 Коммуникативные

 Познавательные

 Личностные

Проблемно - поисковый:
- Минутка чистописания (анализ слов, определение букв для написания, выделение сходства и различия в написании соединения букв), написание букв по образцу.
- Сообщение темы и цели урока (самостоятельно определяют тему и задачи урока, доказывают свою точку зрения).
- Работа над темой урока (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, анализируют, сравнивают, выделяют группу родственных слов).

В результате формируются УУД:

 Регулятивные

 Познавательные

 Коммуникативные

Продуктивный:
- Минутка чистописания (прописывают соединения букв по образцу)
- Работа по учебнику и по заданию презентации (планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, выполняют задание в тетради, делают вывод на основе выполненных действий).
- Закрепление изученного. Самостоятельная работа в парах.
- Итог урока. Ответы на вопросы презентации.

В результате формируются (УУД):

 Коммуникативные

 Регулятивные

 Познавательные

 Личностные

Педагогические технологии:
-  Личностно – ориентированного обучения (ученик является главной действующей фигурой образовательного процесса),
- Объяснительно – иллюстративного обучения (работа по иллюстрациям, схемам),
- Технология сотрудничества (монолог, диалог, работа в парах),
- ИКТ технологии (презентация «Повторение изученного»).

Ход урока.

Ход урока

Ответы    учащихся

I.Организационный  момент.

Чтение стихотворения, как настрой на работу:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

– Итак, у нас урок русского языка.

–Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

II.Чистописание.

г...зета   к…ртина   …лф…вит    р…бота

-Вставьте буквы. Поставьте ударение в словах.

-Что общего у этих слов?

-Найдите лишнее слово.

- Назовите синоним к слову. 

-Что такое синонимы?

-Определите буквы для чистописания. Они находятся в слове «алфавит».

Безударный  гласный.

Парные по звонкости-глухости согласные.

А . авф . В . вфа . Ф . фав

III.Актуализация знаний.

1. Работа на скороговоркой.

-А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Отгадайте загадку.

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?...

(Ворона)

– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?

– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?

– Как называют этих птиц?

-А как называют тех, которые улетают в теплые края?

-Почему они улетают?

– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму?

– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?

Пров…ронила   в…рона    в…р…нёнка.

– Что это?

– Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.

 Прочитайте скороговорку выделяя голосом каждое слово.

-Подберите синоним к слову «проворонила».

– Назовите орфограммы в словах.

– Спишите, подчеркните орфограммы.

(организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски).

-Поставьте ударение.

Демонстрация правильного написания на слайде.

2. Подготовка к изучению нового материала.

-Сколько слов в предложении?

-Что вы можете сказать о них?

-Докажите.

-Выделите корень.

-Какие слова называются однокоренными (или родственными)?

-Как пишется корень в однокоренных словах?

IV. Постановка цели.

-О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

 Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень.

V. Изучение нового.

1. Театрализованное задание – шутка «Родня ли Гусеница Гусю?»

– Мы должны выяснить, почему слова называют «родственными» или «однокоренными». Посмотрим сценку. Будьте внимательны, подсказка в названии!

«Родня ли Гусеница Гусю?»

Вы кто такие?
- Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тётка-гусеница.


– Есть ли в этом рассказе родственники?
– Почему? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово?

Справка
: этимологически слово ГУСЕНИЦА восходит к общеславянскому УСеница, т.е. "усатенькое, волосатенькое существо".
Гусеница буквально — «покрытая усами».

- Как называют общую часть родственных слов?

Корень – это главная часть слова. В ней заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.

2.Формирование понятия «корень». Сказка.

– Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт.  Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт .Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень.

– А какой вывод из сказки мы можем сделать?

– Правильно! Слов без корня не бывает.

– Корень выделяется значком .

3. Правило. Учебник стр.61 (Правило на слайде)

4.Наблюдение над однокоренными словами.

– Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.

В
слоновнике переполох:
«
Слоненок заболел, оглох!»
Его зовет
слониха,
Но, видно, слишком тихо.
И папа-
слон ему трубит.
А может быть
слоненок спит?
«Ну что с тобой, сынишка,
Наш маленький
слонишка
Вдруг
слоник потянулся,
Как будто бы проснулся.
Он просто замечтался
Вот и не отзывался.
(Е. Солдатова)

5. Образование однокоренных слов к слову «рыба»

Образуйте группу слов, связанных со словом «рыба».

-Небольшая рыба, мелкая рыба.

-Рыбная ловля.

-Человек занимающийся рыбной ловлей.

-Ловить рыбу.

-Что можете сказать об этих словах.

-Докажите.

VI. Физминутка.

Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова.

Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек.

VII. Закрепление изученного.

1. Работа в парах. Найди лишнее слово.

рыбка, рыбак, рыбёшка, рыбный, рыболов, щука, рыбачить;

травка, травинка, травяной, травушка, трава, травма;

кормить, кора, кормушка, кормовой, корм, кормление, прикорм;

полянка, поле, полюшко, половник, полёвка;

сила, могучий, сильный, силач, силёнки

2.Электронное приложение. Упражнения в нахождении однокоренных слов.

3.Лексическая работа.

А)-К каждому предложению составьте  и напишите подобное предложение.

Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник.

Предложения: Под осиной растут подосиновики.

                         Муравьи живут в муравейнике.

Б)-Подумайте и скажите, как появились  слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник

4. Составление текста из предложений по таблице со знаковым кодированием.

предлож.

Родственные слова

сущ.

прил.

глагол

1

1

-

-

2

-

-

1

3

-

1

-

4

1

-

-

1.Прилетели зимовать птицы.

2.Зима вступает в свои  права.

3.Здравствуй, зимушка!

4.Пришло время зимних забот и веселых праздников.

VIII. Итог урока.

-О чем говорили на уроке?

-Какие слова называют однокоренными?

-Что такое корень слова?

IX. Домашнее задание.


Словарные слова с безударной гласной  а. В каждом слове 3 слога. Неодушевленные имена существительные.

Алфавит – ударение падает на 3-ий  слог.

Азбука.

Слова разные по произношению, но одинаковые по смыслу.

А

В-Ф

Нет.

Воробей, дятел, синица, голубь .

Зимующие или оседлые.

Перелетные.

Похолодало, нет насекомых.

Подкармливать их, делать кормушки.

О вороне.

Скороговорка.

Потеряла.

Это словарное слово. Сочетание оро. 

3

Они однокоренные, родственные.

Одинаковые по смыслу, одинаковый корень.

Слова, сходные по смыслу, имеющие одинаковый корень.

Одинаково.

Об однокоренных словах, о корне слова.

Уч-ся инсценируют мини-сценку «Родня ли Гусеница Гусю?»

Приходят к выводу: у слов общая часть, но разные значения.

Корень слова.

Слов без корня не бывает.

Один учащийся читает стихотворение со слайда, остальные внимательно слушают и выбирают однокоренные слова из текста, записывают  их  в тетрадь, выделяют корень (в слоновнике, слоненок, слониха, слон, слонишка, слоник).

Добавляют два однокоренных слова (слонята, слоновая (кость))
Один ученик работает у доски.

Рыбка, рыбешка.

Рыбалка.

Рыбак.

Рыбачить.

Они однокоренные.

Сходны по смыслу, имеют одинаковый корень.

Под березой растут подберезовики.

Скворцы живут в скворечнике.

Зима вступает в свои  права.

Прилетели зимовать птицы.

Пришло время зимних забот и веселых праздников.

Здравствуй, зимушка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Конспект урока по русскому языку на тему "Однокоренные слова" в 3 классе

Конспект урока по русскому  языку в  3 классе на  тему "Онокоренные слова"...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС ,2 класс

Технологическая карта урока  по русскому языкупо теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОСКласс: 2 класс ...

Технологическая карта урока – по русскому языку по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС

Образовательные:Формировать умения находить корень слова, образовывать слова с помощью этого корня. Совершенствовать умение объяснять написание  букв в корнях слов, подбор проверочных слов, прове...