Урок-путешествие в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме: « Письмо заглавной буквы Ч»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте в 1 классе "ПНШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie_1kl.umk_pnsh_pismo_zaglavnoy_bukvy_ch.docx110.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 16» города Новый Уренгой

Ямало-Ненецкого автономного округа

Урок-путешествие в 1 классе по УМК «Перспективная начальная школа»  по теме: « Письмо заглавной буквы Ч»

                                                                                                    

                                                                    Учитель: Юнкерова Оксана Ивановна

   Тема урока «Письмо заглавной буквы Ч»

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный  образ заглавной буквы Ч; отработать умение правописания сочетаний чу-ча; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; учить анализировавть  слово,предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; продолжить формирование умений перекодировать звуко - фонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове, учить составлять схему предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв; развивать внимание, речевые умения, логическое мышление.

Оборудование:  Азбука-тетрадь по письму №3: Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков,   герой почтальона Печкина, картинки со сказочными героями, карточки настроения, шаблоны букв, награды детям.

                                         Ход урока.

 1.Психологический настрой на работу.

Мы начать урок готовы, будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.

                  Вот звонок нам дал сигнал,

                  Поработать час настал.

                  Так что время не теряем

                  И  работать начинаем.

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по Грамматической Вселенной. Мы побываем на разных планетах. На пути вас ждут разнообразные препятствия. Если вы их преодолеете, то в конце нашего путешествия вы сможете получить звание «Великого Грамотея». Девизом нашего урока будут слова: «Хочешь грамотным быть, учись думать, мыслить». В путь, друзья!

А помогать нам будет герой известного мультфильма. Кто он, вы сейчас сами догадаетесь.

                 Кто стучится в дверь ко мне

                 С толстой сумкой на ремне?

                 Это он, это он, наш любимый …(почтальон)

-Верно, это почтальон Печкин (картинка).

-На уроках письма  вы учитесь писать так, как пишут старшеклассники, как пишут ваши мамы и папы. И когда вы станете взрослыми ,вы сможете написать мне письмо о своей жизни и работе.

- И  сегодня мы узнаем, как письма путешествуют.

        Почтальон Печкин посылает письмо коту Матроскину на самолете. Но, чтобы Матроскин это письмо получил, нам необходимо преодолеть препятствия и выполнять задания, которые нам встретятся.

      Для начала нужно отгадать загадки и проанализировать слова-отгадки.

2. Определение темы урока.

      1. Игра «Доскажи словечко»

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе ходит…(черепаха)

Вышел еж с сапожной щеткой,

Занялся работой…(четкой)

Когда лежу на месте,

Не раскрывая рта,

Во мне, скажу по чести,

Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето!

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

Мне, видно, от рожденья

Такой характер дан,

Что я люблю движенье,

На то я…(чемодан)

У них усы не для красы-

Они показывают время

И называются…(часы)

- Ребята, а какие бывают часы?

Почтальон Печкин приготовил нам рассказ о часах.

-Раньше люди измеряли время приблизительно. Первыми появились солнечные часы. Это была палка, воткнутая в землю, и циферблат с начерченными на земле делениями (показ картинки). Солнце передвигалось по небу, а тень от палки перемещалась от деления к делению.

       Позже появились песочные часы. Из верхнего сосуда песок пересыпался в нижний. (картинка) Потом часы переворачивались, и все начиналось сначала. Еще были огненные часы. Затем придумали механические часы. Первые механические часы были очень большими. Со временем появились наручные часы, а на смену им пришли электронные.

- Что объединяет слова-отгадки?

-Какой одинаковый звук они содержат? (Звук /ч/)

-Молодцы.

-На доске картинки: (Крокодил Гена, Крот из сказки про Дюймовочку, Карлсон, Чебурашка).

- Назовите изображенные предметы.

-Постарайтесь их запомнить.

-Закройте глаза.(Переставляю картинки).

-Откройте глаза. Скажите, что изменилось?

-Что объединяет эти слова?(Это имена собственные)

-Как пишутся имена собственные?

-Найдите лишнее слово.(Чебурашка).

-Докажите,что оно лишнее. (Это слово начинается с буквы  «Ч»)

-Сформулируйте  тему сегодняшнего  урока. (Чебурашка  пишется  с заглавной  буквы «  Ч», значит, тема нашего урока: «Письмо заглавной  буквы «Ч»». Молодцы.

3. Повторение звука /Ч/, изученного на уроке чтения.

-Мы приближаемся к планете Фонетика. Вместе снами летит и Печкин со своим письмом к Матроскину. Жители планеты хотят знать, какой звук обозначает буква  «Ч».

-Дайте характеристику этому звуку. (Всегда мягкий глухой согласный звук).

-Жители этой планеты приготовили нам задание. Необходимо вставить пропущенные буквы, чтобы получились слова.

Ч…Й                              Ч…

Ч…СЫ                           Ч…ДО

Ч…ШКА                        Ч…ЛОК

Ч…ЙНИК                      Ч…ДАКИ

-Молодцы.Как пишутся сочетания ЧА-ЧУ?

-В путь на планету Чистописания.

4. Формирование зрительного образа заглавной буквы  «Ч» в памяти учащихся.

Здесь нас тоже ожидают преграды.

1.Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Ч»

-Чем они похожи? Чем отличаются?

2.Конструирование  учителем заглавной буквы «Ч» на магнитной доске.

-Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Ч».( Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон).

3.Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Ч».

4.-Выполните конструирование заглавной буквы «Ч» у себя на партах (работа с шаблонами в конвертах).

-Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа» (Тетрадь №3, с.32).

-Молодцы.

5. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

-Жители планеты Чистописания попросили  меня объяснить вам алгоритм написания заглавной  буквы «Ч».

1.Показ на доске.

-Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись её(1). Опускаем прямую(2). Не дойдя до верхней линейки, закругляем вправо, коснувшись её (3). Ведем линию до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (4). Вниз пишем прямую (5). Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись её (6).

2.Объяснение технологии начертания заглавной буквы «Ч» под счет.

3.Письмо в воздухе.

-А сейчас, давайте вместе с Печкиным попробуем написать эту букву в воздухе.

4.Письмо элементов заглавной буквы «Ч» в синей рамке. с.25

-Найдите элементы заглавной буквы «Ч» в синей рамке и пропишите их.

6. Физминутка.

-Мы прибыли на планету Здоровья. Жители приготовили нам разминку для пальчиков. Печкин уже переживает, что не успеет вовремя доставить  письмо. Он просит, чтобы мы постарались преодолеть все препятствия, чтобы помочь ему.

-Давайте ему поможем.

-Приготовили свои ладошки.

  Мы капустку рубим-рубим,

  Мы капустку жмём-жмём,

  Мы капустку солим-солим,

  И в кадушечку кладем.

7. Письмо учащимися в тетради.

-Примите правильную позу для письма и соблюдайте её в течение выполнения задания одной строки.

1) Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и заглавной буквы «Ч» по алгоритму.

-А сейчас вы будете учиться писать красиво, каллиграфично заглавную букву «Ч».

-Обведите элементы, из которых состоит буква «Ч» заглавная, а затем и саму букву. Напишите две буквы самостоятельно, подчеркните ту, которая на ваш взгляд получилась лучше. (индивидуальная  помощь учителя).

-Молодцы.

2) Упражнение в письме соединений.

-Продолжаем наш путь. И вот мы уже на планете Орфограмм. Здесь нам нужно найти и написать орфограммы.

-Посмотрите на следующую строчку.

-Какие орфограммы вы видите? (ЧА-ЧУ)

-Как пишутся сочетания ЧА и ЧУ?

-Давайте красиво пропишем эти сочетания, чтобы жители этой планеты остались довольными.

8. Физминутка.

-Опять мы на планете Здоровья.

-Отдохнем. 

Раз, два, три, четыре, пять,

Все мы встали поиграть.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем

И попрыгаем скорей,

Чтобы стало  веселей.

Ветер дует сильный, сильный

И качается сосна.

Нам зарядка помогает быть здоровыми всегда.

А теперь мы ручейками-

Друг за другом потекли…

Становитесь все опять-

Будем в солнышко играть.

Мы веселые лучи

Мы резвы и горячи.

А сейчас мы потянулись…

И за парты вновь вернулись.

9. Выполнение речеязыкового задания. Письмо предложений. С.25

-Мы попали на планету Речи.

-Рассмотрите иллюстрации в тетради. Кто здесь нарисован?

-Что делают дети? Почтальон Печкин, увидев  рисунок, загрустил, ему хочется домой, а он еще не доставил письмо…

-Давайте же ему поможем поскорее передать письмо и вернуть  Печкина  домой.

-Проанализируйте схему текста в тетрадях.

-Сколько в этом тексте предложений?

-Составьте текст о детях.

             Весна.

Наступила весна.

Растаял снег.

Дети пускают кораблики.

-Прочитайте предложение в тетради.(Юрий Чулков и Яша Чайкин).

-Какие орфограммы вам встретились? (Большая буква в именах собственных и ЧА, ЧУ)

-Составьте схему этого предложения.

-Какое слово –помощник используется в этом предложении? (И)

-Запишите предложение по образцу. Подчеркните сочетания ЧА, ЧУ.

10. Выполнение логических заданий с буквами.

- Последняя планета, на которой мы побываем – это планета Логики.

- Здесь  нас тоже ожидают препятствия.

- Перед нами здесь  был Почемучка. Он написал буквы.

- Какие буквы написал Почемучка?

- Сравните буквы Ч-У.  Чем они похожи?  Чем отличаются?  (В данных буквах есть одинаковый по форме и размеру элемент – полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон. Есть одинаковый по форме и по размеру (но различный по пространственному расположению) элемент-полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.

Аналогично Ч-И, Ч-Ш)

-Проанализируйте группу букв, написанных ниже. (Й У Я Г Т П Р Л М Ч)                  -Впишите общие элементы в кружок.

-Вот и подошло к концу наше путешествие по Грамматической Вселенной. Всё это время с нами был Печкин, который должен  отправить письмо Матроскину. Сейчас он это уже сделал, т.к. все препятствия мы преодолели. Нашему гостю у нас понравилось и сейчас он расскажет нам о том, как путешествуют письма.

- Слушайте…

Много-много лет тому назад, когда не было ни самолетов, ни пароходов, почту отправляли с гонцами. Спешат гонцы-всадники, передают друг  другу письмо весточку. Была и такая почта: голубиная. Летят голуби, к лапкам трубочки привязаны, а в трубочках письма - на маленьком клочке бумаги. Или звенела колокольчиками почтовая тройка. Пыль летела из-под копыт. Уставали кони…  Доставляли почту и на воздушных шарах. А теперь наши письма путешествуют по железной дороге, на самолетах, на машинах…

11. Итог.

-Молодцы. Печкину очень понравилось с вами, он благодарит вас за помощь и прощается с нами.

-А чему мы учились на уроке?

-Какие орфограммы вспомнили?

-Какое задание понравилось больше всего? Сегодня вы стали еще умнее, грамотнее. Мне приятно и интересно было с вами путешествовать.

Звание «Великий Грамотей» сегодня на уроке получили следующие ученики…..

А звание «Грамотей» получили остальные ребята, за хорошую работу на уроке.

-На столе у вас карточки с изображением человечков.

-Покажите, какое настроение у вас после урока.

-Всем  спасибо. До свидания. Урок окончен.

                                               

       

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».

Конспект урока по русскому языку  с применением современных методов обучения для 1 класса по УМК «Перспективная начальная школа» на тему: «Слова-предметы. Слова-действия».Цели: формировать ...

Урок русского языка в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа» на тему: "Слова-названия признаков"

Тип урока - "открытие" нового знания, целью которого является осознание и осмысление обучающимися новой информации (слова-названия признаков предмета)....

Презентация по математике ,1 класс по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Один лишний"

Цель: развитие наглядно-образного мышления, рече-мыслительной активности, умения устанавливать логические связи, совершенствование способности к переключению, расширение словарного запаса ...

Урок русского языка во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Чередование звуков, которое не видно на письме"

Данный урок является уроком закрепления знаний по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....

Урок литературного чтения в 3 классе по программе" Перспективная начальная школа" по теме: Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"

Урок литературного чтения разработан по технологии" Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

План-конспект урока письма в 1-ом классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме"Строчная буква "г". Отработка соединений".

План-конспект урока был составлен мною для конкурса методических разработок по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа" в 2014 году в рамках проведения информ...