Главные вкладки

    Урок русского языка в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа» на тему: "Слова-названия признаков"
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

    Леонтьева Ольга Петровна

    Тип урока - "открытие" нового знания, целью которого является осознание и осмысление обучающимися новой информации (слова-названия признаков предмета).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_-_kopiya.doc458.37 КБ

    Предварительный просмотр:


    Пояснительная записка  к уроку

    Урок  русского языка проведен в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа».

    Номер урока:    5

    Тип урока:  «открытие» нового знания.

    Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (слова- названия признаков предметов)

    Задачи урока:

    1. Образовательная – формировать опыт различения слов—названий признаков, умения задавать вопросы к этим словам, обозначать их на схеме.
    2. Развивающая – способствовать развитию познавательной сферы учащихся, логического мышления, внимания, умения устанавливать причинно-следственные связи,  самостоятельно добывать знания, сравнивать, обобщать и делать выводы,  развивать опыт использования в речи слов—названий признаков предметов.
    3. Воспитательная – создать условия для формирования у детей познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, осуществления самооценки собственной учебной деятельности;  развития интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей.        

    Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

    Средства обучения: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, конверты с карточками – схемами.


    Технологическая карта урока.

    № п/п

    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Организационный этап. Самоопределение к учебной деятельности      (2 -3минуты)

    - Здравствуйте,  ребята! Улыбнитесь друг другу и  мне. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

    Прозвенел уже звонок.

    Сядьте тихо и неслышно,

    И скорей начнем урок.

    Будем мы писать, трудиться,

     Ведь заданья нелегки.

    Нам, друзья, нельзя лениться,

    Так как мы – ученики

     - Прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать.

    - Как, обозначено начало

    урока?

    - Почему бабочка одна ?       Сколько уроков по данной теме в учебнике?

    - Как вы догадались?

    -“Миша и Маша знакомятся с миром слов”.

    - Голубая  вертикальная

    полоса с бабочкой.

    -Это первый урок по теме.

    -По данной теме 4 урока.

    -На голубой полоске вместо бабочки появилась птичка. Это значит – первый урок другой темы.

    Личностные  УУД: самооценка  готовности к уроку.

    Метапредметные  УУД:  учебно - познавательный интерес, организация рабочего места.

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    (4-5 минут)

    У.- Что называют слова: кот, сова, часы, цветок?

    У.- На какие вопросы отвечают слова – названия предметов?

    У.- Как мы обозначаем их схематически?

    У.- На какие вопросы отвечают слова – названия действий?

    У.- Как обозначаются слова –названия действий схематически?

    У.- Подберите к каждому слову-предмету подходящее по смыслу слово-действие.

    У.- Составьте схемы получившихся предложений. Кот мяукает. Сова летит.

    У.- Теперь составим схему такого предложения: Рыжий  кот спит.

    Д.- Это слова – названия предметов.

    Д.- Они отвечают на вопросы: кто? что?

    Д.- Они обозначаются прямоугольником с одной чертой.

    Д.- Они отвечают на вопросы: что делает? что делают?

    Д.- Эти слова обозначаем прямоугольником с двумя чертами.

    Д- Кот мяукает.

    - Сова летит.

    - Часы идут.

    - Цветок растёт.

    Ученики  составляют схемы предложений, используя карточки (Приложение 1) Работа в парах.

    Дети составляют схему предложения, но не получается.

    Личностные  УУД:   умению  видеть и признавать свои ошибки.

    Коммуникативные УУД:  умение  слушать собеседника и вести диалог,  высказывать свою точку зрения.

    ЛичностныеУУД:

    мотивация  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Постановка учебной задачи   (3 минуты)

    У.- Вы смогли выполнить задание?

    У.- Почему не получается?

    У.- Значит, это совсем другое слово? Оно не подходит  в группу слов «названий предметов» и  не подходит в группу слов «названий действий». Хотите узнать, что это за слово?

    У.- Тогда что мы будем открывать на уроке? Какова тема  сегодняшнего урока русского языка урока?

    Динамическая пауза (нарисовать глазами солнышко и шесть лучиков)

    Д.- Нет.

    Д.- Не знаем, как обозначить на схеме слово «рыжий».

    Дети формулируют тему урока.

    Регулятивные УУД: умение оценивать  учебные действия в  соответствии  с задачей, планировать деятельность.

    Личностные  УУД:   умение  видеть, формулировать цель, проблему,  тему урока.

    «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

    (10 -11минут)

    У.- Вспомним, что произошло в Волшебном лесу?  (Слайд 2)

    У.- Как мы вместе с Машей и Мишей спасали животных?

    У.- Пришла пора возвратить животным признаки. В этом нам помогут слова типа «рыжий». Нам нужно узнать, что же это за слова? Чем они отличаются от других групп слов?

    У.- Составим план  нашей работы.    

    (Слайд3)

    У. - А также мы  будем различать их в ряде других слов, составлять и записывать предложения по схемам.

    У. - Где мы будем искать информацию?

    Работа по учебнику с. 15. Чтение текста учителем.

    - А теперь, - сказал Ворон, - надо вернуть животным признаки.

    Например: большой колючий ёж.

    Ниже даны слова-названия признаков. Прочитайте их.

      У.-   Слова-названия признаков отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначаются прямоугольником с волнистой линией.

             

      У.- Задайте от слова «шмель» к слову «мохнатый» вопрос.        

                                           

    Д.- Анишит Йокоп лишила животных способности действовать.

    Д.- Мы помогли их расколдовать, вернули им способность действовать

    Составляют план достижения цели.

    - Д: В учебнике.

    Д. Читают слова из учебника.

         

    Д.- Шмель (какой?) мохнатый.

    Личностные   УУД:  умение  удерживать учебную задачу.

    Познавательные  УУД: умение ориентироваться в учебнике,  умение на основе анализа объектов и  действий с ними делать выводы.

    Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление  аналогий и причинно - следственных  связей.

    Регулятивные  УУД: прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    .      Первичное закрепление во внешней речи

    (5-6 минут)

     

        -     Вернитесь к списку из шести животных. Начиная с медведя, примеряй к ним указанные слова-названия признаков. Можно ли о медведе сказать, что он полосатый? Рыжий? Большой?

    Выберите  из списка слова, чтобы рассказать о медведе. (Слайд 4)

    А теперь расскажите о еже, петухе, коте.

    1 ряд рассказывает о еже.

    2 ряд - о петухе.

    3 ряд - о коте .

    У.- Давайте проверим устно вашу работу.

    У. – Молодцы, ребята!

    У. –А теперь вернемся к нашему плану:

    -На какие вопросы отвечают слова – признаки?

    У.- Как обозначаются на схеме?

    У. - Теперь можно выполнить

    задание, с которым не справились в начале урока.

    У. - Составьте схему  предложения: Рыжий  кот спит.

    У.- Сверьте свою запись с записью на доске. (Слайд 5)

    Динамическая пауза. ( Игра с мячом)

    У.- Я буду называть слово- название предмета, а вы подходящее по смыслу слово- название признака.

    Д. - Медведь большой, косолапый,  хищный, прожорливый, мохнатый, пушистый, бурый, крупный.

    Дети подбирают слова – признаки, чтобы рассказать о еже, петухе, коте.

    (Работа в парах.)

    Д.- Слова-признаки отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

    Д. – Слова – признаки мы обозначаем прямоугольником с волнистой линией.

    Д. – Можем.

    Дети составляют схему предложения, используя карточки. Работают в парах.

    Ученик работает на интерактивной доске. Составляет схему предложения.

    Коммуникативные УУД: умение строить свое высказывание в соответствии с задачей.

    Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Самостоятельная работа с  самопроверкой (7-8 минут)

     

    Работа в печатной тетради с. 8 упражнение 1.

      У.- Вернись к рисункам на странице 6.

    Начерти схемы к предложениям про лису и птичку.

    1. Рыжая лиса бежит.
    2. Поёт серенькая птичка.

    У.- Проверьте свою работу.    

    (Слайды 6 и 7)

    Расшифруй схему предложения к рисунку 3.

    У.- Сколько слов в предложении?

    -Что называет каждое из слов?

    - Составьте предложение по картинке о девочке.

    - Предложение записано на доске печатными буквами.  (Слайд 8)

    - Назовите первое слово, второе, третье.

    - Как пишутся слова друг от друга в предложении?

    - С какой буквы начинается предложение?

    - Прочитаем предложение орфографически.

    У.- Спишите предложение  письменными буквами в тетрадь.

    У.- Подчеркните слово-название признака.

    Дети составляют схемы и записывают их в тетради.

    Ученик работает на интерактивной доске. Составляет схему предложения.

    Д.- В предложении три слова.

    Д.- Маленькая девочка рисует.

    - Раздельно.

    - Предложение начинается с большой буквы.

    Хоровое чтение предложения.

    Дети записывают предложение.

    Личностные УУД:  осознание  учащимися  практической и личностной значимости результатов  каждого этапа урока.

    Познавательные  УУД: умение  сравнивать, делать выводы.

      Предметные  УУД:  применение  новых знаний в жизненных ситуациях

    .      Включение нового                    

    знания в систему знаний и повторение.

    (5 минут)

     

    Выполнение упр. №3 стр.9 в тетради с печатной основой.

    У. – Прочитаем задание. Что же нужно сделать в упражнении?

    Давайте найдем слова-названия признаков. Как мы их будем отличать от других слов?

    У.- Я прочитаю вам текст сначала без слов- названий признаков. (Слайд 9 )      А сейчас - со словами-названиями признаков. (Слайд 10)

    - Какой текст вам больше нравится? Почему?

    - Какова же роль слов-названий признаков в русском языке? Зачем они?

    Д.- Найти в стихотворении слова-признаки и подчеркнуть их волнистой линией.

    Д.- Будем отличать эти слова по вопросам.

    Дети высказывают своё мнение.

    Д. - Слова- названия признаков делают нашу речь яркой, выразительной , более  точной.

    Рефлексия      деятельности.

     (3-4 минуты)

    У.- Какую цель ставили на уроке?

    У.- Удалось её решить?

    Посмотрите на план. Все пункты выполнены?  (Слайд 3)

    - На этом уроке я узнал …

     - Я запомнил…

     - Мне понравилось…

    - Меня заинтересовало…

    (Слайд 11)

    Осуществляют

    самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

    Познавательные УУД:

    уметь делать выводы.

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные УУД:

    оценивать учебные действия.


    Приложение к уроку

    1.

    ~~~~~~~~~

    —————

    —————

    —————

    — — — — —

    2. Презентация

    Список используемой литературы:

    1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
    2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
    3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
    4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» А.Г.Асмолова, М., «Просвещение»,2008.
    5. Все фоны в формате JPG... http://blog.kp.ua/users/3672042/post124379381/
    6. Лисица http://animal-photos.ru/foxes/
    7. Птичка http://foto-zverey.ru/pticy-mal.htm
    8. Кот http://foto-zverey.ru/koshki5.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа"

    Урок руского языка по программе "Перспективная начальная школа". тема: "Окончания прилагательных мужского рода единственного числа в Именительном и Винительном падежах"...

    Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

    Рабочая программа по русскому языку 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"

    ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»1 класс( составлена на основе ПРОГРАММЫ КУРСА  «РУССКИЙ ЯЗЫК» М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова) ПОЯС...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС

    Данные рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" по ФГОС включают планируемые результаты  и различные формы к...

    Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

                  Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

    календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс (по программе "Перспективная начальная школа")

    календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс (по программе "Перспективная начальная школа")...