Урок русского языка в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа"
методическая разработка (русский язык, 3 класс) по теме

Кинд Марина Геннадьевна

Урок руского языка по программе "Перспективная начальная школа". тема: "Окончания прилагательных мужского рода единственного числа в Именительном и Винительном падежах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.rar57.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе  по программе «Перспективная начальная школа»

Учитель начальных классов Кинд Марина Геннадьевна

Тема: Окончания прилагательных мужского рода в именительном и винительном падежах

Цели:
Предметные:
-познакомить учащихся с окончаниями прилагательных мужского рода в именительном и винительном падежах;
- познакомить с существенными признаками отличия от других падежей;
-формирование умений у учащихся пользоваться таблицей при написании падежных окончаний прилагательных;                                              - повторить всё о прилагательном – как о части речи; повторить орфограмму – парный согласный на конце слова, обращение в предложении, звукобуквенный анализ;                                                                                                                                                                                                        -развивать умение полно и точно выражать свои мысли;                                                                                                                                                  - способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное

Метапредметные:
- показать важность употребления имен прилагательных в русской речи;
- развивать познавательные УУД: поиск информации, ее исследование, обработка
и систематизация;
- развивать регулятивные УУД: ставить цели урока, задачи, проблему и на основе
этого строить свою учебно-познавательную деятельность.

Методологические:
- ориентировать учащихся на мотивированную учебную деятельность;
- формировать умение делать выбор задания по трудности, работать в парах, делать взаимопроверку,  планировать свою деятельность.

Фундаментальный образовательный объект: имя прилагательное. По планированию на тему «Имя прилагательное» отведено 9 уроков. В теме 3-й урок. Урок изучения нового материла с элементами исследовательской деятельности.

Оборудование: Учебник «Русский язык» (3 часть) 3 класс М.Л. Каленчук, Н.А Чуракова, Т.А. Байкова
Москва Академкнига/учебник 2011г, экран, проектор, слайд, портреты Маши и Миши

 ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся – фронтальная,  – индивидуальная,  – парная

Время урока: 45 минут

Ход урока

Этап урока и его цель,  время этапа

результат

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Универсальные действия

1.Самоопределение к деятельности 3мин.

Цель: организация самооценки обучающихся к предстоящей деятельности на уроке

Включение в деловой ритм

Краткая беседа:

-Миша составил на доске словосочетания. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте словосочетания на доске и подумайте, почему огорчилась Маша?                                                  Синее озеро красивое лес  цветная лента

Предполагаемые ответы детей            (Неправильное окончание у прилагательного муж. рода.)

-Чтобы помочь Мише, вспомним всё, что знаем  о прилагательном?

( Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, в начальной форме отвечает на вопросы какой? чей? ж.р. -какая? м.р. -какой? с.р.- какое? мн.ч .-какие?  В предложении бывает  второстепенным членом предложения – определением)

-Можем помочь Мише? Изменим окончание прилагательного. Красивый лес

-Кто догадался, над чем будем работать на уроке? - Над окончаниями прилагательных м.р.

Приветствует, создаёт эмоциональный настрой. Включает ребят в деловой ритм.

Ведёт беседу, подводя обучающихся к планированию деятельности на уроке

Выполняют самооценку готовности. И включаются в деловой ритм

Отвечают на вопросы учителя и планируют деятельность на уроке

Личностные: самоопределение

Регулятивные – целеполагание

Коммуникативные –планирование  учебного сотрудничества

2. Актуализация знаний         5мин

Уровень знаний, необходимых для успешного выполнения заданий

Записать дату в тетрадях.

Запись предложения под диктовку на доске и в тетрадях. Разобрать по членам.

-Какие словарные слова встретили? Правописание  каких букв надо запомнить?               (  Ребята, рассказ)                              

-  Найти словосочетание: существительное +прилагательное. Главное слово, зависимое слово, род, падеж.   Окончание прилагательного.                              Интересный рассказ                                рассказ  какой? интересный (м.р., В.п.)

.  Как легко можно узнать род и падеж прилагательного? ( Род и падеж прилагательного можно определить по существительному, с которым оно связано).

Выявляет уровень знаний с помощью фронтальной работы над предложением и словосочетанием 

Выполняют задание, тренирующее способности, мыслительные операции и учебные задания - 

Работа с предложением, словосочетанием  на доске и в тетрадях

Работа со словарными словами.

Работа над темой предыдущего урока

Коммуникатив-ные – планирование учебного сотрудничества

Познавательные – выделение признаков.

3.Постановка учебной задачи  5мин

Цель: организация совместного открытия нового знания, построение алгоритма деятельности

физминутка

Формулирование темы.

-Открыть учебник на стр 108. Прочитать тему урока. Прочитать вопрос Маши. Вопрос: почему у прилагательного мужского рода в И.п. и В.п. бывают разные окончания: -ой и –ый?              

-Кратко запишем вопрос Маши на доске. Им.п., В .п. –ой,-ый. –ий  

Проверим Машино наблюдение по таблице на стр104 в учебнике. –найти прилагательные мужского рода и прочитать их. Составить с этими прилагательными и существительным шарф словосочетания . Обозначить ударений прилагательных и выделить окончание

 Голубой  шарф, красный шарф, синий шарф                                                               – Кто догадался, когда пишется в окончаниях прилагательных м.р. в Им.п. и В.п. –ой, а когда –ый. –ий?  (в ударных окончаниях –ой, в безударных –ый, -ий)

  - Чтобы подтвердить наши наблюдения,  прочитаем правило на стр108 в учебнике.

                 

Создаёт проблемную ситуацию

     

Следит, чтобы каждый ребёнок потянул потихоньку ударение и его услышал.

Решают  проблемную ситуацию

Работа с доской и учебником

Выполняют  упражнения для глаз и для осанки.

Регулятивные – планирование, прогнозирование

Познавательные – выделение признаков

4.Первичное закрепление 10мин

Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи.

Исследование

Упражнение№121                          -Прочитать задание. Какое требование в задании? ( Списать,  вставить пропущенные окончания прилагательных. Стрелками показать, от каких существительных зависят, над стрелками указать вопрос, в скобках – число, род, падеж,  прилагательных).

-У кого есть вопросы? Выполнить самостоятельно.

Проверка с комментированием.

- Выполняют самостоятельно.         – Иней (какой?)пушистый – вставили окончание – ый, потому что   безударное окончание. (ед.ч., м.р., Им.п.) и т.д.

Организует обучающихся к исследованию проблемной ситуации

Составляют план достижения цели.

Работа самостоятельно

Проверяют свои работы по комментирова-нию одноклассников

Регулятивные – планирование, прогнозирование

Познавательные – моделирование, решение проблемы, построение цепи логических рассуждений. Доказательство

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. самостоятельная работа с проверкой по эталону (образцу) 15 мин  

Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма

Применение новых знаний

Упражнение 122                                             - Прочитайте задание. Какое требование в основном задании? (Списать, вставить пропущенные буквы. В выделенном предложении поставить запятые)                             -Это задание основное, его выполнить всем! Дополнительное задание по выбору:

  1. Выполнить звукобуквенный разбор слова       рыжий.
  2. Сделать проверку парных согласных на конце слова             Слова с орфограммой  выбрать из текста.

(каждое задание выполняют на доске по одному человеку)

Проверка основного задания по слайду в парах.                                                                 – Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание по слайду. По желанию можете поставить друг другу отметку за эту работу. Шепните на ушко, почему поставили такую отметку.

-Почему поставили запятые в выделенном предложении?  ( Запятыми выделили обращение в предложении).

-Встаньте, кто получил «5». Молодцы. Встаньте, кто получил «4» . А почему получили «4»?

Вывод: когда в окончаниях прилагательных м.р. в Им.п. и В.п. пишется –ой, а когда –ый. –ий?

Проверка дополнительного задания.

Проверьте звукобуквенный анализ, выполненный на доске на доске. Если всё правильно, то сядьте красиво. А если есть замечание, то поднимите руку.

Аналогично проверить второе задание. Но сначала вспомнить: как проверить парный согласный на конце слова.

Организует деятельность по применению правил

Самостоятельная работа.   Осуществляют проверку по эталону.

-.

Обучающиеся выбирают задание по желанию  (по силам).

Каждое задание по одному человеку выполняют на доске

Проверяют тетради по образцу (слайд) и по желанию ставят отметки.

По желанию дети встают.

Ответы детей

Регулятивные – контроль. Коррекция

Познавательные –общеучебные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов, умение сознательно строить речевое высказывание рефлексия способов действия.

Коммуникативные- управление поведением партнёра, оценка действий партнёра

6. Домашнее задание 5 мин

Цель:  Формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на уроке

Выполнение домашнего задания по выбору

Учитель предлагает на выбор выполнить одно упражнение из двух.                 Упр123 или  упр124. Эти упражнения разные по трудности

Организует выбор обучающихся

Выбирают задание по способностям

Дети  читают задание, текст упражнения и делают выбор

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

7. Рефлексия 3 мин

Цель: организовать понимание ценности выполнения деятельности

оценка

-Поднимите руку, кто считает, что понял тему урока.

-Теперь встаньте те ребята, которые считают, что работали на хорошо и отлично. Молодцы!

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку

Коммуникативные- умение выражать свои мысли

Познавательные – рефлексия

Личностные – смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект урока русского языка.  1 класс.  УМК «Перспективная начальная школа»  Тема урока: Дети осваивают алфавит.(Урок проводится в читальном зале детской районной библиотеки)Цел...

Урок русского языка, 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа», Правописание о, е, ё после шипящих

повторить правописание о, е, ё после шипящих в суффиксах, окончаниях и корнях имен существительных, прилагательных и глаголов;. познакомить с правописанием о, е, ё после...

Урок русского языка. 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема «Орфограммы в приставках»

Урок обобщения и систематизации знаний по теме Орфограммы в приставках" сформирует целостное представление об известных  четвероклассникам орфограммах в приставках, практически зав...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи

Дидактическая цель: Введение термина глагол для слов названий действий  Задачи урока:1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме. 2.  Развивать умение употреб...

Урок русского языка 3 класс УМК перспективная начальная школа . Родительный падеж

Цель: Познакомить детей с родительным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении. Прилагается презентация к уроку...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа. Развитие речи Устное изложение

Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:Планируемые результаты :Предметные:- продолжить работу над пониманием основной мысли, выра...