Главные вкладки

    Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа №4.1. Глагол как часть речи
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Логинова Светлана Николаевна

    Дидактическая цель:

    Введение термина глагол для слов названий действий

      Задачи урока:

    1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме.

     2.  Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.

    3.  Воспитывать интерес к родному языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл no4.1._glagol_kak_chast_rechi.docx19.57 КБ
    Файл no4.1._glagol_kak_chast_rechi.pptx56.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский № 4.1. Глагол как часть речи.

    У.с.37

    М.с.46

    Дидактическая цель:

    Введение термина глагол для слов названий действий

      Задачи урока:

    1. Повторение того, на какие вопросы отвечает глагол в начальной форме.

     2.  Развивать умение употреблять глаголы в речи, развивать творческое мышление, орфографическую зоркость.

    3.  Воспитывать интерес к родному языку.

    Ход урока

    1. Орг. момент.

    Ребята  над какой темой мы работаем на уроках русского языка?

    -Что такое части речи. (Большие группы слов, которые делятся на самостоятельные и служебные)

    -Что такое глагол?

    -Поставьте цель.(Выяснить, что такое глагол и на какие вопросы отвечают глаголы)

    2. Работа над темой.

    Название “глагол” происходит от старославянского слова “глаголить — говорить”.

    Глагол — это важнейшая часть речи в русском языке. Глагол как часть речи обозначает “процесс”. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.”

    Известный русский лингвист А.М. Пешковский утверждал, что “глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены. Приведите пример глагола

    -Упр.30 Особенность глаголов в толковом словаре состоит в том, что здесь один глагол несовершенной формы и два глагола совершенной формы. Дети сразу смогут убедиться, что глаголы в начальной форме и отвечают на вопросы: что делать и что сделать? Глаголы, которые должны вписать школьники: заковылять, засмолить , зреть.(слайд №3) -10мин

    -Упр. 31

    Цель упражнения , обратить внимание на орфограмму «парный по звонкости/ глухости согласный в середине и на конце слова, дальнейшее формирование представлений о составе слова.

       В результате выполнения этого упражнения дети запишут 19 слов. Примеры выписанных детьми пар слов: по травке- трава, мягкий- мягонький, паук- пауки, козявка- козявочка, гриб- грибы, лягушка- лягушечка, рыб- рыба, мушки- мушечка

       Глаголы в начальной форме: пересмотреть, перетрогать, повертеть. Разбор глаголов по составу не должен вызвать особых трудностей. Суффикс начальной формы -ть- дети уже умеют выделять. Глагольные суффиксы-е- и –а- дети  тоже научились видеть.  В обратном словаре на ь на –ть- глагольные суффиксы, стоящие перед –ть- окрашены голубым цветом). Определить приставки несложно. Для этого достаточно употребит эти же глаголы с другими приставками: пересмотреть, посмотреть; перетрогать , потрогать; повертеть- завертеть.

       Состав слов: пере/cмотр/е/ть; пере/трог/а/ть; по/верт/е/ть. Если дети в качестве родственного слова к слову перетрогать найдут слово тронуть, нужно сказать им, что в этих двух словах корни немного отличаются: трог/тро, поскольку в слове  тронуть корень «тро» - тро/ну/ть. Если  дети к слову повертеть подберут родственное слово верчу, надо сказать о чередовании согласных в корне: верт/верч (слайд №4) 10мин

    Упр.32

    Цель упражнения- формирование умения приводить глагол к начальной форме; делать звуко -буквенный разбор слова, выделенного рамочкой. Начальные формы глагола- пыхтеть, соблюдать. Если учитель захочет побудить детей разобрать слова по составу, важно , чтобы подбор родственных слов или форм слов был достаточно убедителен. Например- пыхтеть- пыхчу. Эта пара правильно позволит выделить корень слова и отметить чередование согласных в корне: пыхт/е/ть. Или –со/блюдать- наблюдать. Здесь нужно правильно выделить приставку.  Но с корнем могут быть сложности, если школьники приведут в пример форму слова соблюсти. Тогда учитель должен будет показать состав слов (со/блюд/а/ть; со/блюс/ти) и прокомментировать его. Сказать, что кроме суффикса ть для обозначения начальной формы глагола используются также суффиксы -ти- и –чь- (вез/ти, полз/ти, цвес/ти; беречь, лечь)  Сложность с суффиксом -чь- состоит в том, что в этих глаголах происходит наложение «чь» , которое входит в корень на –чь- которое является суффиксом глагола, показывающим его начальную форму.

    Сложность звуко буквенного разбора состоит в том, что дети должны пометить мягкость начального звука [й] , а также отметить глухой звук  на конце слова: [йош]- (слайд №5)10 мин

    -Упр.33 (5мин) слайд №6

    Цель упражнения – тренировать написание слов с разделительным ъ; обратить внимание детей на состав слов- наличие приставки и на то с какой буквы начинается корень. Дети  должны выписать первую группу слов с ъ; объ/едать, подъ/едать, съ/едать, отъ/едать. Кроме того детям необходимо задуматься над нюансами смысла слов, которые сообщают словам разные приставки. Это возможно только тогда, когда есть хоть бы минимальный контекст. Путем «примерок» смысла каждого слова с ъ к разным минимальным контекстам школьник добивается  точного употребления слова. Примеры словосочетаний: подъедать или съедать все до крошки; отъедать по маленькому кусочку; объедать более слабых, например птичек; съедать все без остатка. Ближе всего по значению глаголы съедать и подъедать (последний имеет несколько значений; в нашем случае он используется в разговорном простом значении «съедать все без остатка»)

    3.Итог.

    - Ребята, что такое глагол?

    Список используемой литературы.

    1. Н.А. Чуракова Русский язык: Учебник для  3 кл.  Москва Академкнига/Учебник 2013

    2. М.Г. Абрамова, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская Методическое пособие:3 кл.  Москва Академкнига/Учебник 2013


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Глагол как часть речи Подготовила Логинова С. Н. – учитель начальных классов г. Барнаул

    Слайд 2

    Слова названия действий называются глаголами В старину глаголить означало «говорить» Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

    Слайд 3

    Упр.30 (Что сделать?) Заковылять. Пойти, хромая. (Что сделать?)Засмолить. Покрыть смолой, сделав непроницаемым. (Что делать?) Зреть. Наливаться спелостью.

    Слайд 4

    Упр.31 по тра в ке- трава мя г кий- мягонький пау к - пауки козя в ка- козявочка гри б - грибы лягу ш ка- лягушечка ры б - рыба му ш ки- мушечка

    Слайд 5

    Упр.32 пыхтеть соблюдать Ёж Ё-[ йо ]- согл , звонк ., непарн ., мягк ., непарн . - гласн ., ударн . Ж- [ ш ]- согл , злух ., парн .,([ ш / ж]), тв ., непарн . 2 буквы , 3 звука

    Слайд 6

    Упр.33 объедать более слабых подъедать все до крошки съедать все без остатка отъедать по маленькому кусочку


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

    Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

    Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

    Урок русского языка во 2  классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...

    Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

    В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....

    разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

    Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...

    Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

    Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

    Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

    Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

    Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»

    Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...