Урок русского языка. 4 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема «Орфограммы в приставках»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Трунова Елена Николаевна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме Орфограммы в приставках" сформирует целостное представление об известных  четвероклассникам орфограммах в приставках, практически завершит создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания  данного круга орфограмм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-delovaya_igra.docx92.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема «Орфограммы в приставках»

Цель: Формирование целостного представления об известных орфограммах в приставках

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания обо всех известных орфограммах в приставках и способах их проверки;

- практически завершить создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания  данного круга орфограмм.

Воспитывающие:

- включить каждого ребенка в активную  познавательную деятельность, побуждающую школьника к самостоятельной мыслительной работе при добывании информации и оперировании ею в процессе выполнения заданий на основе сочетания индивидуальной и парной форм работы.

Развивающие:

  1. познавательные:

- умение работать со словарем;

-развитие орфографической зоркости;

           - обогащать их  словарный запас на основе аналитической работы с   текстами, словосочетаниями, словами.

    2)   коммуникативные:

              - развивать умение формировать собственное мнение и позицию;

              -развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в

                группе.

  1. регулятивные:

-    развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме.

Оборудование: интерактивная доска, учебники,  карточки с заданиями,  ножницы, бумага

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание этапа

Задачи этапа

Формы и методы обучения

1.Организа-ционный момент

2.Актуализация знаний и

постановка проблемы.

3.Работа по теме урока.

4. Обобщение урока

5. Рефлексия

6. Итог урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Поверните ладони друг к другу и скажите:

Желаю

Успеха

Большого

Во всем

И везде

Удачи тебе на уроке.

Учитель: Ребята, какова тема месячника у нас в школе? Чему она посвящена?

Учитель: Представьте, что наш класс редакция газеты. Кого можно встретить в редакции?

Ученик: журналистов, редакторов, корректоров, художников

Учитель: Мы сегодня поможем сотрудникам газеты выпустить номер  на экологическую тему, причем мы будем выступать в роли экспертов, отрабатывающих знания  по определенной теме.

И первым, кому нам предстоит помочь-это корректорам, исправить ошибки в словах. Работать будем в  группах. У каждой группы своя карточка со словами. Вспомните правила работы в группах.

Учитель: Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?

Ученик: Знание орфограмм в приставках.

Учитель: Предположите,  экспертами по какой теме мы будем?

 

Ученик: ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ

 

Учитель: Правильно. Попробуйте сформулировать вопросы, ответы на которые необходимы для обобщения знаний по нашей теме. Каждая группа формулирует по два вопроса  (Дети предполагают, учитель обобщает ответы и уточняет цель урока ).

Что такое приставка?

Где стоит приставка?

Для чего приставка служит?

Много ли приставок в русском языке?

Как приставки обозначаются?

На какие группы можно разделить приставки?

Образуют ли приставки слова?

Чем приставки отличаются от суффикса?

Учитель: Сегодня повторим все, что нам  известно о приставках и их орфограммах.

  Откройте тетради, запишите число 17 апреля, Классная работа, тема:  «Орфограммы в приставках»

Учитель: Редактор хочет поместить в статью тренировочное задание для школьников и просит  нас апробировать его. Прочитайте стихотворение  Владимира Сапронова.

Смерть берёзы 

Она пощады не просила,
Когда пришла её пора.
И горьким соком оросила
Стальное жало топора.

Потом бестрепетно лежала
Наискосок через тропу
И жизнь по капле источала
На придорожную траву.

В закатном свете тучи плыли…
И пень, торчащий из земли,
Снующим роем облепили
Из ближней кочки муравьи.

А парень в серой кепке в клетку
В ладони изредка плевал
И от ствола за веткой ветку,
Как птице крылья, обрубал!

Потом он шёл, беря левее,
Туда, где запад плавил медь.
И долго в сумерках, белея,
Плыла берёзовая жердь…

Учитель:  Что можно сказать о ситуации, которая описывается в данном стихотворении?

Найдите в тексте слова с приставками.  

Запишите эти слова в тетрадь, распределив их по группам.

-Какие орфограммы мы вспомнили в этом задании?

орфограммы приставок 4 класс, орфограммы приставок 4 класс 21 век, урок русского языка 4 класс приставки, приставки в русском языке 4 класс

Ученик: Правописание приставок .

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием редактора. И, чтобы дальше так же хорошо работать, надо отдохнуть.

Физминутка

Ученики  выполняют  физические  упражнения

Сколько на доске глаголов, столько выполни наклонов.(6) 

Сколько здесь с приставкой слов, столько выполни прыжков.(6)

(Разбросать, доделать, рассвет, прездоровый, придорожный, рассказать, вымокнуть, окрепнуть, раскраска, вбежать )

Учитель: Мы отдохнули и готовы работать дальше. Мы с вами отправляемся в типографию. Здесь невнимательно набрали материал, пропустив буквы. Редакторы должны все исправить. Рассмотрите материал в рабочей тетради на странице 70 упражнение 65.  Самостоятельно прочитайте задание. Что необходимо выполнить?

Ученик: Надо списать текст, вставить пропущенные  буквы. Выделить пропущенные орфограммы. В скобках написать проверочные слова

Поссорились (__________) б…резы,

Ра…ругались!

И по лужайк…  молча

Ра…б…жались.

Их дети понемногу

Подрастали(___________).

Забыли(____________) ссору -

Рощицею стали.

Учитель: Назовите, какие орфограммы в приставках вы встретили. Ученик: Правописание безударных приставок, которые мы проверили проверочными словами : Поссорились – повар, подрастали – подпись, забыли – засуха.

Какие еще орфограммы в словах вы нашли?

 Ученик:  1) Правописание приставок раз- ( разбежались, разругались), 2) в словах (разбежались – бег).

  1. Правописание окончаний существительных в единственном числе (по лужайке – 1 скл Д.п.)
  2. Правописание безударных гласный в корне, непроверяемых ударением (словарное  слово березы)

Учитель: Мы исправили все пропуски, и теперь нам предстоит помочь художникам добавить красок в статью. У каждого на столе лежит лист, разбитый на треугольники. В треугольниках записан номер слова, которое я буду называть, если в слове приставка рас-, вы закрашиваете треугольник синим цветом, если раз- то зеленым. Обсуждаем в группах.

квадрат.png

Растопить, размолоть, развертеть, растаять, развеять, разбить, расстелить, расчертить

Учитель: Сделайте вывод: как пишутся приставки, оканчивающиеся на з/с?

    Молодцы, вы помогли художнику, и теперь мы отправляемся в машинописное бюро. Здесь мы встретимся с хитрым секретарем, который не любит печатать много слов. Он записал только вопросы     «Я знаю, а ты?», а  вы, предварительно обсудив их в группах, сделаете вывод в конце урока по нашей теме, составив кластер.

Ребята, наш урок подошел к концу.

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели?

Закончи утверждение:

Я вспомнил…..

Сегодня я узнал…

Самым сложным для меня было …

Было трудно…

Урок дал мне для жизни…

Мы, как эксперты, отредактировали страницу экологической газеты, которая у вас теперь готовая лежит на парте.

Задание  на дом: составить связанный текст из слов в первом задании нашей страницы газеты

Создание благоприятной психологической обстановки.

Мотивация к учебной деятельности.

-выделение и формулирование целей урока;

- постановка учебных задач

-формировать умение находить слова с приставкой

-закрепить умение определять орфограмму в зависимости от группы приставки

закрепить умение определять орфограммы в словах и способы их проверки

-развитие орфографической зоркости

закрепить умение распределять орфограммы в словах

Составление кластера.

-провести рефлексию

- оценить свою деятельность на уроке

Словесные

Работа в группах, диалог

Работа с информацией , систематизация знаний о  приставке

Дифференцированное задание

Фронтальная проверка с использованием обратной связи

Выполнение гимнастики

Использование  информации в учебнике

Работа в группах

Самооценивание детьми

Прием «Вопросительных слов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Сложение числа 5 с однозначными числами»

Изменилась образовательная парадигма: если раньше педагог учил умениям и навыкам, то теперь он должен развивать компетенции, а это  разные вещи.Преподавателю нужно суметь  перестать быть неп...

Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Урок русского языка во 2  классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...

Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....

разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...


 

Комментарии

Трунова Елена Николаевна

Данный урок сопровождается презентацией, которую можно найти на моей страничке сайта.