Главные вкладки

    Урок русского языка 3 класс УМК перспективная начальная школа . Родительный падеж
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Логинова Светлана Николаевна

    Цель: Познакомить детей с родительным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении. Прилагается презентация к уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл no12.2._roditelnyy_padezh.docx28.57 КБ
    Office presentation icon no12.2._roditelnyy_padezh.ppt246.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    3 класс Русский №12.2.  Родительный падеж.*** с.5

    У.с.76

    М.с.71

    Цель: Познакомить детей с родительным падежом: падежными вопросами, предлогами, ролью в предложении

    Задачи:

    Познавательные УУД: -Формировать умение правильно задавать падежные вопросы и определять падежи существительных.

    Регулятивные УУД: понимать смысл инструкции учителя и заданий , предложенных в учебнике, выполнять действия в опоре на заданный ориентир.

    Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение договариваться друг с другом,  быть  внимательным к мнению и высказываниям других учащихся;

    Личностные УУД: заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Привитие интереса к языку

    Ход урока.

    1. Орг. момент. Актуализация знаний. Целеполагание.

    Начинается урок.

    Он пойдет ребятам впрок.

    Постарайтесь все понять,

    Учитесь тайны открывать,

    Ответы полные давайте

    И на уроке не зевайте.

    Дети , откройте тетради, запишите число, классная работа, пропишите показы.

    -Ребята, прочитайте слова в первом и во втором столбике. (На доске написаны слова

    кошка                   (нет)кошки

    кот                         (нет)кота

    облако                  (нет)облака

    -Что общего в ловах 1-го столбика? (Это существительные, они стоят в начальной форме , в И. п.)

    -Что общего в словах 2-го столбика? (Это другая форма исходных слов, все они отвечают на вопрос нет кого? чего?

    -Чем отличаются слова 1-го столбика от слов 2-го столбика? (окончаниями

    -В каком падеже стоят слова 2го столбика .

    -Назовите тему урока. (Дети находят тему урока с.76, учитель записывает на доске тему «Родительный падеж» ( слайд №2)

    -Ребята, как звучит тема над которой мы работаем? (Падежи существительных)

    -Что такое имя существительное. (часть речи , обозначает предмет и отвечает на вопросы кто, что)

    -Что такое изменение по падежам? (изменение по вопросам)

    -С каким падежом мы познакомились?

    -Что мы знаем об И. п. (пр.с.75)

    -Что вы знаете о Р. п.

    -Что нам необходимо выяснить о Р. п. Поставьте цель (-выяснить на какие падежные вопросы отвечают существительные в Р. п.

    -какие могут быть предлоги у существительных в Р. п.

    -Чем являются в предложении существительные в Р. п.)

    Учитель фиксирует цель на доске

     (?

    Предлоги

    Роль в предложении)

     (организация процесса целеполагания)

    -Что нам поможет выяснить , на какие вопросы отвечают существительные в родительном  падеже, какие могут быть предлоги, какова роль в предложении.

    (Работа с учебником, умение слушать ). (Организация планирования деятельности по достижению учебной цели)

    2. Работа над темой

    Для детей большую трудность составляет различение форм  родительного  и винительного падежа. Учащиеся могут затрудняться в постановке падежных вопросов (вместо кого? Чего? ставят вопросы кого? что?)

    Предлоги без, у. от до из, для употребляются только с Р. П.. А предлог с  может употребляться как с В. П. так и с Т. п.

    -Правило с.76

    -Ребята, как указана  в толковом  словаре  форма Р. п.  существительного стол .

    (Стол, -а, м.)

    -Объясните, что обозначают буквы после слова.

    -Запишем несколько слов в форме Р. п. Значение проговаривается устно (10мин)

    Р. п-Нет (кого? чего?) стола (м. р.)

    Р. п.- Нет (кого? чего?)снайпера (м.р)

    Р. п-.Нет (кого? чего?)фуфайки(ж.р)

    Снайпер, -а, м.

    Фуфайка, -и, ж.

    Информация для учителя!

    Существительные с нулевым окончанием и основой на мягкий согласный (кроме [й ] и ж ш могут относиться как к мужскому так и к женскому роду, что вызывает сложности в определении рода. Форма Р. п. указывается в словаре для того, чтобы по ней можно было определить род существительных в трудных случаях. Например: тюль(я)-м. р.., мозоль (и) –ж. р.

    - Упр.62

    Дети читают задание.

    - Дети, чему нас научит это упражнение? (организация процесса целеполагания)

    Цель этого упражнения научиться находить словосочетания, в состав которых входит выделенное слово, задавать к нему вопрос от главного слова, распознавать форму Р. п. существительных.

    -Ребята, как мы будем выполнять это задание?

    (-выпишим словосочетания, , задавая вопрос от слова командира

    -определим число и падеж выделенных слов) организация планирования деятельности по достижению цели

       Дети выписывают следующие словосочетания: ловит (без кого? чего?) без сетей (мн.ч. Р.п), ловит (без кого? чего? ) без крючков (мн. ч. , Р. п), ловит (без кого? чего? ) без лодок (мн. ч. , Р. п). Для определения падежа ученики задают падежные вопросы к выделенным словам. Задавая вопросы дети замечают, что предлог без входит в форму этих вопросов. Ребята приходят к выводу, что этот предлог относится ко всем трем существительным, стоящим в Р. п.. Таким образом все три выделенных существительных здесь употребляются в форме Р. п. с предлогом без. Работа с источником информации. Задания , связанные  с работой  с информацией ориентированы  как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность учащихся. (слайд №4)

    -Итак, дети. с каким предлогом могут употребляться существительные в Р. п ( без) А еще какие могут быть предлоги? (дети возвращаются к правилу)

    - Ребята, найдите главные члены предложения (зимородок ловит). Остальные члены предложения второстепенные, следовательно выделенные существительные, стоящие в Р. п. тоже являются второстепенными членами.

    -Какими членами предложения являются выделенные существительные? (второстепенными)  

    Ребята, объясните значение сложного слова (зимородок: это птица, которая появляется на свет (рождается) зимой, значит эта птица получила свое название от слов зима и родиться.(10мин) организация мотивации обучающихся воздействие на мотивационную серу личности обучающихся, развитие их учебно-познавательных мотивов.

       Обыкновенный зиморо́док немного крупнее воробья. Имеет яркое оперение. Голова большая, клюв длинный и прямой, крылья и хвост короткие.  Зимородки любят уединение, увидеть их удается редко. Питается мелкой рыбой Часто караулит добычу, сидя на ветке над водой.

    Существует немало объяснений происхождения слова зимородок. Многие считают, что птица выводит птенцов, то есть «родится» зимой, но это совсем не так — зимородки выводят птенцов весной и летом.

    Наиболее распространенная версия — это искаженное «землеродок» или «земородок». Зимородки выбирают для гнездования обрывистые берега и роют в земле норку, в которой выводят птенцов. То есть птицы действительно появляются на свет в земле, из-за чего и получили такое название.  (слайд №5)

    - Ребята, проверьте правильность выполнения задания. Поменяйтесь тетрадями.

    - Сумел ли твой сосед по парте правильно выписать словосочетания, определить число и падеж? Организация контроля учебных действий и деятельности . Взаимоконтроль.

       Упр.63 (10мин)

    -Дети читают задание.

    - Ребята, для чего мы будем выполнять это упражнение?

    (организация процесса целеполагания)

    Цель данного упражнения- научить распознавать существительные в форме Р. п как с предлогом так и без предлога.

    Работа с источником информации. Задания , связанные  с работой  с информацией ориентированы  как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность учащихся.

    Дети часто путают Р.п. и В. П Это связано с тем, что ученики неверно задают вопросы от главного слова к зависимому. Например (нет кого? что?) границ- вместо (нет кого? чего?) границ

    - Дети, обратите внимание на главное слово в словосочетании нет границ и на предлог у, который употребляется только с Р. п.

       Без предлога здесь употреблено только слово границ. В последних трех строчках стихотворения предлог у относится сразу к нескольким словам: нет границ у кого? чего?) у пеликанов , нет границ у кого? чего?(у славок) , нет границ у кого? чего?(у пеночек), нет границ у кого? чего?(у синиц). Разобраться о том, к каким именно словам относится предлог помогают падежные вопросы.

    Запись двух слов с определением падежей существительных

       Упр.64 (5мин)

    -Ребята, для чего мы будем выполнять это упражнение?

    (организация процесса целеполагания)

    Цель упражнения: усвоение характеристик существительных, стоящих в Р. п., в частности их употребление с предлогами.

    -Ребята, с чего мы начнем выполнять это упражнение? (

    -Определим , в каком падеже стоят выделенные слова

    - Понаблюдаем, с какими разными предлогами употребляются существительные в форме Р. п. ) Организация планирования деятельности

    Дети , выполняя упражнение , обращаются к плакату летучей мыши и задают падежные вопросы к выделенным словам, называют предлоги, с которыми употреблены данные существительные (мимо, из , без, от), отмечают второстепенную роль выделенных слов в предложениях ( они не являются главными членами). Делают вывод, что к списку предлогов на плакате Летучей Мыши можно добавить предлог мимо. Не удается подтвердить на материале текста стихотворения, лишь то, что существительные в Р. п. могут быть и без предлогов (здесь таких не встретилось). Из первого предложения дети выписывают следующие словосочетания: шла(мимо кого? чего?) мимо забора, шляпа (из кого? чего?) из помидора, галстук (из кого? чего?) из огурца, бородка (без кого?чего?) без лица. (слайд №7) Работа с источником информации. Задания , связанные  с работой  с информацией ориентированы  как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность учащихся.

    Ребята. проверьте правильность выполнения работы в тетради. Оцените свою работу. Начертите на полях шкалу и оцените себя  с помощью специального значка«х»   Критерий правильность выполнения. (Если учитель согласен с мнением ученика, то он обводит крестик в красный кружок. Если, не согласен, ставит на шкале свою отметку выше или ниже. Затем в беседе с учащимся выясняются причины расхождения оценок. ) Организация оценивания, предусмотрено специальное задание на организацию формирования оценочной деятельности обучающихся по совместно- выработанному критерию: оценке учителя предшествует самооценка учебных действий учащимися.

    1. Итог. (слайд №6)

    - Дети, на какие падежные вопросы отвечают существительные в Р. п.

    -Какие предлоги могут быть у существительных в Р. п.

    -Чем являются существительные Р. п. в предложении

    -Какую цель ставили на уроке?

     -Нам удалось достичь цели?

    (Организация рефлексивного осмысления)

    «На уроке я понял, что…

    Д.з. пр.с.76, упр.64

    Литература:

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

    -Русский язык . Методическое пособие. Абрамова, Байкова, Малаховская


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Родительный падеж Подготовила Логинова С. Н. Г. Барнаул

    Слайд 2

    кошка (нет)кошки кот (нет)кота облако (нет)облака

    Слайд 3

    Стол, -а, м. Снайпер, -а, м. Фуфайка, -и, ж.

    Слайд 4

    Упр.62 ловит (без кого?чего?) без сетей (мн.ч. Р.п) ловит (без кого? чего? ) без крючков (мн. ч. , Р. п), ловит (без кого? чего? ) без лодок (мн. ч. , Р. п).

    Слайд 5

    Обыкновенный зиморо́док Многие считают, что птица выводит птенцов, то есть «родится» зимой, но это совсем не так — зимородки выводят птенцов весной и летом. Наиболее распространенная версия — это искаженное «землеродок» или «земородок». Зимородки выбирают для гнездования обрывистые берега и роют в земле норку, в которой выводят птенцов. То есть птицы действительно появляются на свет в земле, из-за чего и получили такое название.

    Слайд 6

    Вопросы Вспомогательное слово Предлоги Член предложения «Родительный падеж имен существительных» кого? чего? нет без, у, от, до, из, для, с, около, вокруг, после второстепенный


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

    Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

    Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

    Урок русского языка во 2  классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...

    Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

    В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....

    разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

    Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...

    Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

    Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

    Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

    Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

    Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»

    Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...