Главные вкладки

    Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа. Развитие речи Устное изложение
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Логинова Светлана Николаевна

    Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:

    Планируемые результаты :

    Предметные:

    - продолжить работу над пониманием основной мысли, выраженной в тексте. Обратить внимание детей на содержательность названия текста.

    -Продолжить учить детей составлять план текста;

    - развивать устную речь школьников: умение своими словами пересказать достаточно большой текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план текста

    Метапредметные:

    познавательные:

    – ориентироваться в тексте, выделять и осмысливать необходимую информацию; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения;

    коммуникативные:

    – участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями

    регулятивные:

    – ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;

    -  осуществлять самоконтроль

    Личностные:

    - развивать способность иметь собственное мнение и выражать свои мысли.

    Прилагается презентация

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Русский язык 3 класс. №17.3.

    У.с.63

    М.с.141

    Тема урока: Устное изложение «Трясогузкины письма».

    Цель: организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:

    Планируемые результаты (задачи):

    Предметные:

    - продолжить работу над пониманием основной мысли, выраженной в тексте. Обратить внимание детей на содержательность названия текста.

    -Продолжить учить детей составлять план текста;

    - развивать устную речь школьников: умение своими словами пересказать достаточно большой текст, передавая смысл каждой его части с опорой на план текста

    Метапредметные:

    познавательные:

    – ориентироваться в тексте, выделять и осмысливать необходимую информацию; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, проводить сравнение по заданным основаниям, делать умозаключения;

    коммуникативные:

    – участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими открытиями

    регулятивные:

    – ставить и решать учебную задачу под руководством учителя;

    -  осуществлять самоконтроль

    Личностные:

    - развивать способность иметь собственное мнение и выражать свои мысли.

    Ход урока

    I. Орг. момент. Постановка темы и цели урока

    Пробегает по дорожке

    На коротких тонких ножках.

    Часто хвостиком трясёт,

     И под крышею живёт,

    Комары её закуска.

    Это  птичка - …

                                     (Трясогузка)

    - Ребята, о ком же сегодня мы будем говорить на уроке?

     Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением,  в котором говорится  об  очень интересном случае из жизни трясогузки.

    -Чем мы сегодня будем заняты на уроке (устное изложение)

    -Что такое изложение? (пересказ )

    -Что нам поможет правильно пересказать текст?

    (Определение темы, основной  мысли  текста. Составление плана текста.)

    - Совершенно верно, ребята.  

    -Поставьте цель?

    - Сегодня на уроке развития  речи мы продолжим работу над определением основной мысли, выраженной в тексте; научимся составлять   план  текста для устного пересказа и своими словами  пересказывать текст, передавая смысл каждой его части с опорой на  план .

    ІІ. Подготовка к усвоению новых знаний. (слайд №2-3)

     - Ребята, а что вы уже знаете  о  трясогузке?- Посмотрите на иллюстрацию.

    - Это маленькая птичка из отряда воробьиных. Живёт на берегу реки, пруда или маленького ручейка. Трясогузки – большие чистюли. С наступлением холодов многие птицы отправляются в тёплые края. Не забывают это делать и трясогузки, но ранней весной домой возвращаются безошибочно. Трясогузка – мама строит гнездо на земле и старается делать это в каком – либо укрытии. А если же укрытия нет, строит гнездо где получится, и мастерит его одним только своим клювом так добротно и надёжно, что диву даёшься. И вот какой интересный случай произошел весной с гостьей, пожаловавшей сегодня к нам на урок.

    - Откройте учебники: упр.29 стр. 63-64.  Послушайте текст «Трясогузкины письма»  по Н. Сладкову.

    III. Работа над изложением

    1) Словарно-фразеологическая работа.

    - Значение какого  слова  вы хотели бы выяснить? (древоточец)

    - К какому источнику информации необходимо обратиться? (в Толковый словарь)

    2). Беседа по содержанию с выборочным чтением текста. Анализ текста. (у.с.65)

    Вопросы к этому упражнению позволяют обратить внимание школьников на последовательность изложения событий в тексте

    -  Тебе приходилось видеть трясогузку?

    - Знаешь, как она выглядит?

    -Найди в тексте и прочитайте описание этой птички. («трясогузка – тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком»).

    - Почему птичка облюбовала для гнезда почтовый ящик?

    - Почему её прозвали Почтальоном?

    - Как вела себя трясогузка, когда приходил почтальон?

    - Как относились к трясогузке жители дома, хозяева почтового ящика?

    - Какие фрагменты текста подтверждают твой  ответ?

    Дети поработают с названием текста

    - Как ты понимаешь  смысл названия текста?

    - Оно соответствует теме или основной мысли текста?

     Оно соответствует его теме или основной мысли?

    (Оно соответствует его  основной мысли: люди с вниманием  и заботой относятся к птичке и ласково называют разные бумажки, из которых она строит гнездо, - трясогузкиными письмами)                  

    3) Составление плана текста и запись его в тетрадь (слайд №4)

    Примерные названия частей плана могут быть такими:

    1.Старый почтовый ящик и дятел.

    2.Почему трясогузку назвали «Почтальон».

    3.Тревожная жизнь трясогузки.

    4.Новые заботы.

    5.Как оберегали трясогузку.

    6. Птичья семья покидает гнездо.

    4) Словарная работа (слайд №5)

    1.

     У калитки

    древоточец

    осенью

    прицепился

    выдолбил

    2.

    трясогузка

    облюбовала

    прозвали

    бумажки

    3.

    перепуганная

    тревожится

    4.

    скоро

    защищать

    порхала

    узнавала

    5.

    отчаянный

    6.

    росли

    жмурясь

    однажды

    4). Подготовка к пересказу текста:

    -Ребята, внимательно послушайте текст ещё раз, обратите внимание  на последовательность изложения событий в тексте.  

    - Теперь  перечитайте  текст  вполголоса.

    5). Пересказ текста.

    - Закройте страницу учебника листком бумаги и перескажите текст своими словами , опираясь на план.  (запись текста и проверка)

    IV. Итог урока. Рефлексия:

    - Ребята, какова основная мысль этого текста? (Люди с вниманием и заботой относятся к птичке и ласково называют разные бумажки,  из которых она строит гнездо- трясогузкины письма

    -Сумели вы своими словами пересказать текст, передавая смысл каждой его части

    VІ. Домашнее задание.

    Используемые источники информации:

    Методическое пособие «Русский язык» 3 класс Авторы: Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова. Москва. Академкнига/Учебник

    Материалы сайтов:

    1.Загадки про трясогузку | Загадки

    neposed.netzagadki/zagadki-ozagadkizagadki

    2. Трясогузка белая: Юный натуралист-орнитолог

    allforchildren.ru  «Юный орнитолог» Трясогузка белая


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    №17.3. Развитие речи. Устное изложение

    Слайд 3

    Трясогузка Это маленькая птичка из отряда воробьиных. Живёт на берегу реки, пруда или маленького ручейка. Трясогузки – большие чистюли. С наступлением холодов многие птицы отправляются в тёплые края. Не забывают это делать и трясогузки, но ранней весной домой возвращаются безошибочно. Трясогузка – мама строит гнездо на земле и старается делать это в каком – либо укрытии. А если же укрытия нет, строит гнездо где получится, и мастерит его одним только своим клювом так добротно и надёжно, что диву даёшься.

    Слайд 4

    План 1.Старый почтовый ящик и дятел. 2.Почему трясогузку назвали «Почтальон». 3.Тревожная жизнь трясогузки. 4.Новые заботы. 5.Как оберегали трясогузку. 6. Птичья семья покидает гнездо.

    Слайд 5

    1. у калитки др е воточец ос е нью пр и ц е пился выд о лбил 2. тр я согу з ка о блюбовала пр о звали бума ж ки 3. п е р е пуга нн ая тревож и тся 4. скоро защ и щ а ть порхала узн а вала 5. отч а я нн ый 6. р о сли жмурясь о днажды


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент урока. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка по УМК "Перспективная начальная школа".

    Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока "Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся". На этом уроке использую системно-деятельностный подход.Особое внимание уделила двум этапам у...

    Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

    Урок русского языка во 2  классе по теме "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок" УМК ПНШ...

    Система работы со словарями на уроках русского языка в УМК «Перспективная начальная школа»

    В данной статье рассказывается о видах словарей, входящих в учебно-методический комплект по русскому языку, и их использовании в учебном процессе....

    разработка урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа"

    Представляемая разработка урока русского языка для 3 класса по теме: "Как пишутся приставки раз-, рас." будет интересна тем, кто работает по УМК "Перспективная начальная школа". Только в "Перспективно...

    Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

    Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

    Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

    Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

    Открытый урок русского языка по УМК «Перспективная начальная школа» в 4 классе по теме: «Устойчивые выражения»

    Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.Задачи: Учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в реч...