Урок обучения грамоте по теме: Обозначение звука [й] в позиции после согласного перед гласным
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Федорова Зарема Иннокентьевна

  Обозначение звука [й'] в позиции после согласного перед гласным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тема: Обозначение звука [й] в позиции после согласного перед гласным.

Цели: обучающая:

- Создать условия для изучения способа обозначения звука [й'] в позиции после согласного перед гласным;

- Формировать у обучающихся умение находить орфограмму разделительных знаков в словах на слух;

- Учить видеть возможные варианты обозначения звука [й'] в позиции после согласного перед гласным;

развивающая:

- Учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [й'] в разных позициях;

- Учить составлять модель содержания изучаемого материала;

- Учить логически выстраивать действия;

- Развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование: карточки звуков, таблицы – модели «Способы обозначения звука [й']»,буквы Ь и Ъ, учебники, тетради для печатания, проектор

Ход урока

I. Оргмомент

- Продолжаем работать дружно, и мы сможем подняться на ступеньку выше в освоении новых знаний.

- Как будем работать на уроке? (Внимательно, уметь слушать друг друга, учителя, уметь исправлять и дополнять ответы товарища…)

II. Актуализация знаний.

- Проведем небольшую разминку.

1. На какие группы можно разделить буквы?  (Гласные и согласные)

2. Какие бывают гласные? (Ударные и безударные)

3. Какие бывают согласные? (Звонкие, глухие, мягкие, твердые)

4. Какие согласные всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)

5. Какие согласные всегда твердые? (Ж, Ш, Ц)

6. Какие гласные обозначают два звука? (Е, Ё, Ю, Я)

7. В каком случае они обозначают два звука? (В начале слова и после буквы гласного)

8. Какая буква не обозначает звука? (Ь)

9. Какую работу он выполняет? (Делает согласные мягкими, разделяет согласный от гласного)

- Над чем работали на прошлом уроке? (Наблюдали как буква разделительный Ь не обозначает мягкость, а помогает гласной букве обозначить звук [й’] в словах, в позиции после согласного перед гласным).

III. Создание учебной ситуации

- Ребята, сегодня мы продолжим изучение нового способа обозначения звука [й'] в позиции. Какой? (В позиции после согласного перед гласным)

- Какие цели мы перед собой поставим? Попробуем их сформулировать (На доске запись: познакомиться…, узнать…, научиться…)

- Верно, нам нужно познакомиться с буквой разделительным Ь в словах, в позиции после согласного перед гласным.

-Отгадайте такую загадку:

У лошадки скакуна

Вьется грива на ветру,

Силу всю свою собрав,

Препятствия он берет.

- Что значит – препятствия он берет?  (Перепрыгнула).

- Что за препятствие лошадь берет? (Барьер)

- А как вы понимаете значение этого слова? (Выслушать объяснение детей)

Объяснение лексического значения слова.

По словарю: Барьер – слово, заимствованное с французского языка. Забор, перегородка, поставленная в качестве препятствия на скаковой дорожке (спорт.).

2. Невысокая стенаограждение, забор. 

1). Составление звуковой модели.

- Составим звуковую модель слова БАРЬЕР. (Дети работают тетрадях для печатания, один ученик работает у доски)

- Проверяем работу. Есть ошибки?

-В какой позиции находится звук [й']? (После согласного перед гласным)

- Как люди договорились обозначать звук [й'] в этой позиции? (Буквой разделитель. Ь).

- Найдите и покажите этот способ в таблице – модели:    

          [й']

ья, ьё, ью, ье, ьи

-Какую новую работу выполняет буква разделительный Ь в этом слове? (Буква разделит. Ь помогает гласной букве обозначать звук [й'])

2). Составление звуковой записи.

- А теперь запишем слово звуками, составим звуковую запись слова.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетради)

- Проверьте работу, справились? (Хорошо)

Составление звуковой записи слова: [бар'й'эр]

(Один ученик работает у доски, остальные в тетради)

3) Составление буквенной записи слова: барьер

Проверка записи (Дети сверяют свои записи)

- Итак, какую букву выбрали для обозначения звука [й']? (Букву разделительный Ь)

Просмотр записи, как автомобиль въехал во двор)

- Что автомобиль сделал? (Он въехал во двор)

1). Составление звуковой модели.

- А теперь составим звуковую модель слова ВЪЕХАЛ.

(Дети работают тетрадях для печатания, один ученик работает у доски)

- Давайте проверим работу, как справились.

-В какой позиции находится звук [й']? (После согласного перед гласным)

2). Составление звуковой записи.

- А теперь запишем слово звуками, составим звуковую запись слова.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетради) ([в'й'эхал].

- Что заметили? (Чем похожи, что общего?) (В этом слове есть также звук [й']).

- В какой позиции находится звук [й'] в этом слове? (В той же позиции, что и в слове БАРЬЕР; в позиции после согласного перед гласным)

- И вы знаете, что в этой ситуации употребляется разделительный Ь? (Да)

- Попробуем записать слово буквами? А не боимся ошибиться?!

IV. Постановка учебной задачи.

- Наш сказочный герой дедушка Ус – самый опытный самоучка – передал вам очень нужную информацию.

(Дети обнаруживают модели и вешают их на доску)

БАРЬЕР ВЪЕХАЛ

     [й'э]  =  [й'э]

         ье  ≠  ъе

- Анализируйте запись

- Прочитайте слово ВЪЕХАЛ.

- Какой знак используется? Такой же как в слове БАРЬЕР? (Другой! Разделительный Ъ)

- На что похож Ъ? (Показ картинок)

- Найдём место букве на «Ленте букв».

- В какой домик поселим Ъ?

- Показ буквы.

3) Составление буквенной записи слова

- Запишите слово ВЪЕХАЛ буквами (въехал) правильно.

-Какой вывод можете сделать о буквах разделительных Ь, Ъ? (Звук [й'] в позиции после согласного перед гласным обозначается буквами Ь и Ъ).

- Какой таблицей покажем? (Выбрать и показать)

-Почему в одном слове –Ь, а в другом–Ъ?  Например, в словах барьер и въехал. Сможете дать ответ? (Нет)

- Почему не сможете? (Буквы Ь и Ъ знаки выполняют одну и ту же работу).

- Можно ли на слух определить, какую букву выбрать? (Нет)

- Почему? (Может писаться и Ь, и Ъ знаки).

- Чем является данное место в буквенной записи? (Орфограммой).

- Ребята, способа, который объяснил бы, написание этих букв, у нас нет в запасе знаний. Поэтому есть у нас другой выход:

1. Уметь находить эту орфограмму разделительных знаков (Ь, Ъ) в словах.

2. Какой знак, букву выбрать спроси у взрослого (это учитель, родители).

- Итак, какую задачу поставим на уроке? (Будем учиться находить орфограмму разделительных знаков в словах).

- Как будем обозначать это место в буквенной записи? ( ? ).

Физкультминутка

V. Анализ условий решения задачи. (На доске записаны слова)

Задание 1. Сделать буквенную запись и найти орфограмму разделительных Ь и Ъ знаков.

[май 'ак]–  [шй'от] –

[с'эл] – [й'ул'а]-

[сй'эл] – [кол'й'а] –

(Дети по одному выходят к доске, объясняют свой выбор буквы, орфограммы.

Задание2. Работа в парах.

- Запишите самостоятельно слова (Дана звуковая запись): [сй'эхал] –

 [уй'эхал] –

- А проверку проведем друг друга в паре.

- В каком слове орфограмма? (Съехал)

- Как обозначили орфограмму? ( ?)

- Почему? (Не знаем, какую букву выбрать – Ь или Ъ).

- Найдите это в таблице.

[ й' ] = [ й' ]

ья, ьё, ью, ье, ьи ? ъя, ъё, ъю, ъе

VI. Работа по учебнику. Чтение пословиц

- Прочитайте записи под рубрикой «В народе говорят»

- Как вы думаете, почему эти высказывания поместили здесь?

- Найдите и прочитайте слова с разделительным Ь. Где она стоит в слове? (После согл., перед гласным)

- Найдите и прочитайте слова с Ъ. Где она стоит в слове? (После согл., перед гласным)

- Что это за высказывания? (Пословицы)

- Прочитайте 1 пословицу. О чем она? (Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (иноск.) не за дурной вид, а за дурные дела).

- Прочитайте 2 пословицу. О чем она? (ОТОЛЬЮТСЯ (отзовутся) ВОЛКУ ОВЕЧЬИ СЛЕЗКИ (слезы). За обиды, причиненные слабому, обидчик поплатится. Говорится как угроза, предостережение обидчику или утешение обиженному

Д/З –Расскажите дома родителям, что вы узнали на уроке, с.65 букваря.

VII. Итоговая рефлексия.

- Какое открытие мы сделали сегодня? (Звук [й'] в позиции после согласного перед гласным обозначается буквой Ъ как и разделительный Ь).

Мы поднялись на новую ступеньку Лесенки знаний.  А что мы напишем на этой ступеньке?

- Как же узнать какую букву писать в слове Ь или Ъ?

- Спасибо за урок! (Награждение активных участников смайликами)

- Молодцы. Старались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."

На уроке использованы разнообразные дидактические игры, направленные на формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения....

Урок обучения грамоте по теме: "Дифференциации звуков [Г]-[К]"

Данный урок проводится в системе уроков обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа России».Тема урока: дифференциация звуков [Г]-[К]....

Урок обучения грамоте по теме "Изучаем звук [ц] и буквы Ц, ц."

Цели: познакомить с новым согласным звуком и буквами Ц, ц; учить читать слова с новой буквой; продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха; развивать воображение, па...

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс...

Технологическая карта урока обучения грамоте на тему «Повторение звуков «б», «б’» и буквы «Б» УМК "Школа России"

Тема урока: «Повторение звуков «б», «б’» и буквы «Б» Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для закреплени...