Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oboznachenie_myagkosti_soglasnogo_glasnymi.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Учитель начальных классов: 

Желнова Валерия Сергеевна                                                                                                                      

 

Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме гласными ».

Тип урока: открытие нового знания;

Цель:  систематизировать знания о буквах, обозначающих мягкость согласных на письме.

Планируемые результаты

предметные: -определять «работу» гласных букв после согласного в слове;

-правильно и точно говорить и писать на родном языке, -уметь обозначать мягкость согласных на письме гласными, -определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки; - распознавать модели условных обозначении         твердых и мягких согласных

 личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс:  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный

≈ 2

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний.

Этап повторение.

Словесный

Приём закрепления и сравнения.

Фронтальный опрос.

Учебный диалог.

≈ 5

    Ни к чему стоять на месте,

    От безделья скучать,

    Мы попробуем все вместе

    Что-то новое узнать.

     Всех внимательных, пытливых

    Важные открытья ждут.

    По дороге школьных знаний

    Всех к успеху приведут!

Под таким девизом и проведём этот урок.

Ребята, посмотрите на доску, и прочитайте строчки из стихотворения:

Буква «э» на «с» дивится,

Словно в зеркало глядится,

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

-Скажите, какие буквы мы будем писать? (э, с).

-Откройте свои тетради, отступите две строчки, запишите сегодняшнее число.

- Чем похожи и чем различаются строчные буквы «с» и «э»? (при написании полуовалом, различаются тем , что пишутся в разные стороны и у буквы э имеется язычок, а у буквы эс его  нет.) –

Запишите эти буквы себе в тетрадь.

-Как почтительно обращаются к мужчине в Англии? (сэр). –Запишите это слово себе в тетрадь, раскрасьте схему и запишите транскрипцию к этому слову. Один человек у доски. Давайте теперь проверим правильно ли мы выполнили задание.

- Поменяйте первую букву в слове сэр и получится глава города. (мэр).

–Запишите это слово себе в тетрадь, раскрасьте схему и запишите транскрипцию к этому слову. Один человек у доски. Давайте теперь проверим правильно ли мы выполнили задание.

- Посмотрите на доску, прочитайте слова :

Соска, усы, шоссе, экран, эму

- прочитайте слова по слогам шёпотом, спишите их  в тетрадь.

-Подчеркните слова, которые нельзя переносить. (усы, эму). Почему? ( при переносе гласная буква не должна оставаться).

Воспринимать информацию ,сообщаемую учителем.

Поддерживать учебный диалог

Читать стихотворение

Повторять ранее изученные буквы

Анализ слов

Поддерживать учебный диалог

Читать, списывать и подчеркивать слова

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

3.

4.

5.

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Физ. Минутка

Решение частных задач

Итог урока. Рефлексия.

≈ 10

≈20

=5

Посмотрите на доску, скажите, какая буква пропущена и почему?

М_Л

(гласная, находится между согласными).

-Какие могут получится слова? ( мал, мел, мыл, ..)

- Скажите в слове мел, что обозначает гласная? (мягкость предшествующего согласного)
- Кто попробует сформулировать тему и цели урока?

Тему:  нашего сегодняшнего урока прочитайте на доске «Обозначение мягкости согласных на письме гласными ».

Цели: -определять «работу» гласных букв после согласного в слове;

- обозначать мягкость согласных звуков буквами на письме.

-Прочитайте слова. Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Деньки, слезинки, пять, ученик.

-Как обозначена мягкость согласных на письме? (гласными буквами е, и, я, ё, ю , буква ь).

-Скажите, все ли гласные обозначают мягкость согласного?  ( нет).

-Приведите пример. (дым, дом).

Игра «Оживи буквы гласных» вместо прочерков вставь согласные буквы так, чтобы получилось слово:

_ е _ и  (реки, мели, вели, неси,…..)

_ и _ а  (Мила, мила, пила,..)

И _ а  (Ира)

- Сможете ли вы, не называя слова, определить, в каком из них все согласные звуки мягкие, а в каком и мягкие и твердые? Как?

(Да, смотрим на гласные)

-В каком из этих слов все согласные звуки мягкие ? (1).

- В каких и мягкие и твердые? (2,3).

- Давайте еще раз проверим, подберите слова.

А теперь давайте встанем и разомнемся.

-Продолжаем нашу работу.

-Откройте учебник на странице 81, поставили пальчик на начало голубой записи в верху странице. Кто прочитает?

- Теперь нашли 1 упражнение, поставили пальчик. Кто прочитает задание.  Стихотворение читаем по цепочке.

- Объясните написание выделенных в словах букв? (гласные буквы, обозначают…, и так, по очереди).

-Спишите третье предложение.

- Произнесите все согласные звуки в слове апрель. (п, рь, ль).

-Какой из них твёрдый, а какие- мягкие согласные звуки?

Переходим к упражнению № 2.

-Рассмотри предметы, назови их (лук, люк).

-Произнесите каждое слово- название предмета.

- А остальные слушайте внимательно, какими звуками они различаются.

-Какой из них твёрдый, а какой- мягкий согласный звук?

На странице 82. Найдите запись Вспомни.

- Давайте прочитаем, кто выйдет покажет?

 Упражнение № 3.

Найдите оранжевые рамки. Поставьте пальчик на первую рамку.

-Прочитайте каждую пару слов. Произнесите звуки, которые обозначены выделенными буквами.

- Какими буквами обозначена на письме твердость и мягкость согласных звуков в данных словах? (а,я, ..)

-Спишите слова, в которых первый звук мягкий согласный.

В рамке найдите правило,  давайте прочитаем.

Упражнение №5. На странице 83.

-Посмотрите на задание.- твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами.

-  Произнесите каждую пару звуков, одинаковой ли буквой они обозначены на письме? (да).

- А теперь произнеси непарные согласные звуки. Какие из них твердые, а какие мягкие?

-Догадайтесь , для чего в этой таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква «мягкий знак»? (гласные буквы на письме обозначают твердость и мягкость предшествующего согласного).

Подводим итоги урока: 

- Давайте еще раз хором произнесем правило мягкости и твердости согласных звуков.

Какие цели мы ставили в начале урока?

Цели: -определять «работу» гласных букв после согласного в слове;- обозначать мягкость согласных звуков буквами на письме.

-Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме?  Твердость? –Какой еще буквой обозначают мягкость согласных на письме.-Найдите на странице. 85 упражнение № 9. Дома 5 раз прочитайте выразительно  это стихотворение, вставляя пропущенные буквы.

-Урок окончен, Спасибо за работу.

 

Поддерживать учебный диалог

Формулировать тему урока. Знакомится с целями урока.

Называть слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Приводить примеры слов, в которых гласные не смягчают согласные звуки

Участвовать в  игре

Определять в каком слове все согласные звуки мягкие.

Выполнять задание

Проверять правильность выполнения задания,

рассуждать

произносить слово- название предмета

поддерживать учебный диалог

Произносить звуки, которые обозначены выделенными буквами.

Читать хором правило

Произносить каждую пару звуков

Обобщать информацию

Поддерживать учебный диалог

Подводить итог

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л: установка на ЗОЖ.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте по теме «Какой бывает речь?» для 1 класса.

Начальное понятие о видах речи - устная, письменная....

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....

конспект урока по обучению грамоте с использованием логоминутки "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".

Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по време...

Конспект урока по обучению грамоте, тема: Прописная и строчная буква "Тт" (1 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создание условия для формирования навыка письма прописной и строчной буквы «Тт».Планируемые результаты:Предметные: Знать правила посадки и письма;Уметь писать пр...

Конспект урока по обучению грамоте "Буква ь знак". УМК ШКОЛА РОССИИ. 1 КЛАСС

Конспект урока по обучению грамоте "Буква ь знак". УМК ШКОЛА РОССИИ. 1 КЛАСС...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква У" УМК "Перспектива" 1 класс

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком [у] и буквой Уу.Планируемые результаты Предметные:       - знать признаки глас...

Конспект урока по обучению грамоте "Парные звонкие иглухие согласные.Закрепление"

Урок закрепления знаний по обучению грамоте с карточками для учеников....