Конспект урока по обучению грамоте "Буква ь знак". УМК ШКОЛА РОССИИ. 1 КЛАСС
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Конспект урока по обучению грамоте "Буква ь знак". УМК ШКОЛА РОССИИ. 1 КЛАСС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_znak.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте.

1класс

Тема. « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».

Организационный момент.

- Прозвенел звонок, всех позвал он на урок.

-Ровно встали, тихо сели, на меня все посмотрели.

Будем думать, рассуждать и друг другу помогать.

- Ребята,  я для вас подготовила план урока, возможно, что вы в него внесете свои коррективы, но я пока хочу предложить вам именно его. Ведь вы вправе знать, что нас ждет сегодня на уроке.

(высвечивается план урока, вначале каждого пункта замочек)

  1. Проведем артикуляционную гимнастику;
  2. Будем проговаривать чистоговорки;
  3. Откроем новую тему урока.
  4. Познакомимся с новой буквой.
  5. Научимся писать ее.
  6. Узнаем о ней много нового.
  7. Будем читать текст.

- Как вы думаете, почему в некоторых пунктах плана есть замочек?

(это то, что мы еще не умеем делать и попытаемся открыть эти замочки)

а) артикуляционная гимнастика;

- вдох носом, выдох носом;

- вдох, задержка дыхания, выдох;

- вдох, выдыхая по порциям;

Постановка проблемы.

а) проговаривание чистоговорок;

оль – оль – оль - до чего же черный уголь;

усь – усь –у сь - во дворе гуляет гусь;

ось – ось – ось – нам не страшен этот лось;

ень – ень – ень –очень любит соль олень;

ань – ань – ань – до чего изящна лань;

- Какие слова вы услышали в чистоговорке? Перечислите их. (уголь, гусь, лось, олень, лань).

Открытие темы урока

( на слайде высвечиваются сначала картинки )

Ребята узнают изображение на картинке и находят подтверждение в том, что они сказали).

- Как вы думаете, какое изображение будет лишним? ( уголь, остальные животные)

(высвечиваются слова)

- Посмотрите на слова и скажите, что общего в этой группе слов? ( во всех на конце есть мягкий знак).

- Скажите, наличие мягкого знака во всех словах говорит вам о чем - нибудь?

- Какова будет тема сегодняшнего урока?

- «Буква мягкий знак».

(высвечивается тема урока)

- Кто сформулировал тему урока? Оцените себя в квадратике под номером 1 в путевом листе.

- И как всегда после открытия темы, что мы будем делать? (ставить цели к уроку)

Постановка целей к уроку.

(выслушиваю цели детей)

- Кто поможет нам точно поставить цели к уроку? ( наш букварь)

- Давайте обратимся к нему за помощью.

- Что добавите?

Итак…..

Цели урока:

1.Познакомиться с буквой мягкий знак;

2. Научиться писать мягкий знак;

3. Определить роль Ь знака в слове;

4. Читать слова с мягким знаком;

( соотношение целей детей и тех, которые высветились на доске)

- Велась постановка целевых задач? Оцените себя под номером 2 в квадратике.

- Давайте попросим (ученика)……. Представить нам Ь знак, как своего друга.

Игра «Моя Вообразилия».

- Я предлагаю вам в парах вообразить на что похожа буква Ь знак.

(дети совещаются в паре)

(капля, ключ……)

- Ключи часто теряются. Но вот у меня шкатулка, ее принес Ь. Он ключи потерял, потом нашел, но перепутал. Так что вот этими ключами мы будем открывать наши замочки, которыми закрыт наш план к уроку.

- Итак, я думаю настал момент, когда некоторые пункты из плана мы все таки сможем открыть?!

- Какие?( 1, 2, 3, )

Открытие новых знаний.

Итак, для разогрева, приготовьте свои Таблицы Шульте. Я засекаю время, и мы начнем искать, таким образом, готовиться к чтению.

(засекаю время, работает метроном)

- Начнем читать?

Чтение первого столбика громко

Чтение второго столбика тихо

Чтение последнего столбика очень ласково. (чтение звуков с Ь знаком под номером 3 , оцените себя.)

- Кто говорил о том, что мы будем читать слова с мягким знаком?

Итак, приготовились.

  1. Упражнение «Бросок – засечка».
  2. Упражнение «Молния».

- Какое слово было непонятным из первого столбика? (моль)

- Во втором столбике спряталось слово, которое мы очень не любим и мешает каждому человеку. (лень)

-– В каких городах России есть Кремль? (В Москве, Казани, Пскове, Коломне.)

А в каком городе находится Красная площадь?

- А эту площадь вы узнаете? (высвечивается площадь г. Махачкалы».)

- Как велась работа по чтению слов? Все ли вовремя находили нужное слово? Оцените себя под номером 4.

- Разбейтесь по группам. Разделите эти слова на слоги.

Уголь, лень, олень.

Проверка.

-Кто говорил о том , что мы будем читать слоги? Молодцы!

- Посмотрите на так называемые слоги и скажите, являются ли слогом согласный звук с мягким знаком? Почему?

- Итак, какое новое знание мы сейчас открыли?

Буква Ь не образовывает слог с согласным звуком.

- Слова следующей строчки прочитаем хором.

Пыл – пыль лань церковь

Кон – конь лось мечеть

- Скажите, какие превращения произошли в первом столбике? ( слово звучало твердо, а с присоединением Ь знака, стало звучать мягче).

- Попробуйте прочитать слова второго столбика без Ь знака. Что произошло?

-Какой вывод мы можем сделать. Какова роль Ь знака в данных словах? (роль смягчения)

Итак, следующий вывод ….

Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного.

- Оцените свою работу. Под номером 5.

Работа в прописи.

- Обратимся к плану урока. Скажите, какой пункт план мы уже сможет открыть? (4)

- Что по плану сейчас? (научимся писать).

-На какую букву похож Ь? (на ы)

-Я рисую мягкий знак нежной капелькой – вот так...

- Кто предположит, каким будет алгоритм написания этой буквы?

Итак, наклонная палочка вниз, качалочка, поворот на месте.

- Как получилось? Молодцы, постарались. Оцените свою работу под номером 6.

Мягкий знак, как буква.

- Обратимся к плану. Какой еще пункт плана мы еще откроем? (5)

- Посмотрите на пункт плана под номером 6. Скажите, мы все узнали о мягком знаке, как вы думаете?

- Конечно, мы продолжим.

- Разбейтесь по группам и сделайте звукобуквенный анализ слова ОЛЕНЬ.

(самопроверка по шаблону)

- Какую точку вы поставили под Ь знаком?

- А на что указывает точка под буквой? ( на ее звук)

- Дайте хар-ку Ь знаку. (она буква, обозначает мягкость….)

- Будет ли теперь Ь знак обозначать звук? Какой вывод сделаете?

- Так, это все про мягкий знак на сегодня. О его еще одной роли вы узнаете на следующем уроке.

Теперь мы можем открыть пункт плана под номеров 6. (Да).

Буква Ь знак звука не обозначает.

Работа с текстом. ( комментированное чтение).

- Кто говорил о том, что мы будем читать текст?

- Под номером 7 в путевом листочке найдите заголовок.

- Предположите, о чем будет текст.

- Скажите, как выглядит Махачкала?

- Проверим ваши предположения?

Махачкала.

Каждый день сотни людей приезжают в Махачкалу столицу Дагестана. ( А кто эти люди?)

Расположен город на юге России, на берегу Каспийского моря.

Раньше город имел название Порт – Петровск. (Какой вопрос хотите задать?)

Оно связано с легендой, что в этом месте был лагерь войска Петра Первого. (Вы получили ответ на ваш вопрос?)

Сегодня столица Дагестана называется Махачкала. ( Какой вопрос хотите задать к этой части текста?

В честь политического деятеля Махача Дахадаева. (Вы получили ответ на свой вопрос?)

- Скажите, что нового вы узнали из текста?

- Как прошла эта работа? Оцените себя.

- Мы можем сейчас открыть последний замочек? (Да).

- Оцените работу по тексту.

Развитие речи.

- Скажите, что означает выражение «мягкий человек»?

(кроткий, чувствительный, уступчивый)

- А эти качества нужны человеку, или они ему могут помешать в жизни?

- Всем вам желаю быть кроткими со взрослыми, со своими родителями, когда они будут старыми. Желаю быть чувствительными к бедам других людей, к своей Родине, не разделять людей по национальности, по вере. Желаю быть уступчивыми, по отношению к своим близким.

Итог урока.

Д.з. подготовить сообщение о своем городе.

Оцените всю свою деятельность, покажите мне это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак" во 2-м классе.

Цель работы: Способствовать ознакомлению с правилом употребления мягкого знака, формированию умения соотносить произношение слова и его написание;Новизна работы. Использование на уроках сингапур...

конспект урока изо по Б.М.Неменскому УМК "Школа России" для малокомплектной школы 2 и 4 класс (Темы: Постройка и фантазия (2 класс). Города русской земли (4 класс)

Данный конспект урока по изобразительному искусству предназначен для учителей малокомплектной школы 2 и 4 классов, сочетающий в себе темы для 2 класса "Постройка и фантазия", для 4 класса "Города русс...

Конспект урока письмо: "Прогулка в парке, знаки в городе" 1 класс, УМК "Перспектива"

Конспект урока письмо: "Прогулка в парке, знаки в городе" 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект урока по обучении грамоте "Звук [a], буква Аа" 1 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕТема: Звук [a], буква АаЦели деятельности учителя: знакомство со звуком [a] и буквой Аа.Планируемые результаты:Предметные: Знать гласный звук [а], заглавную и стро...

Конспект урока русского языка "Разделительный твёрдый знак" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся знаний о твёрдом знаке и совершенствование  навыков правописания слов с разделительным твёрдым знаком.Планируемые результатыПредметные: Знать...

Технологическая карта урока русского языка «Буква мягкий знак» (УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока: «Буква мягкий знак»Тип урока: закрепление.Цель урока: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.Задачи урокаДидактические:1.познакомить учащихся с...