Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква У" УМК "Перспектива" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Двойнишникова Мария Аликовна

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком [у] и буквой Уу.

Планируемые результаты

 

Предметные:

       - знать признаки гласных и согласных звуков, уметь их различать;

       - знать особенности произношения звука [у] и его характеристику;

       - уметь различать звук [у] в словах в сопоставлении со звуком [о].

       

 

        Личностные:

        - осознавать личностный смысл учения;

       - проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

 

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива» Климановой. Л.Ф. Учебник «Азбука»,1 кл. Стр. 70, презентация, раздаточный материал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_8.11.docx47.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 8.11.2019г                                                                                                        ФИО учителя: Моцная Н.В.

Школа: №104                                                                                                        ФИО студента: Двойнишникова М.

Класс: 1 «Т»                                                                                                             ФИО методиста: Солопова Т. В.

Кабинет: 109

Конспект урока по обучению грамоте

Тема: «Звук и буква У»

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с гласным звуком [у] и буквой Уу.

Планируемые результаты

Предметные:

       - знать признаки гласных и согласных звуков, уметь их различать;

       - знать особенности произношения звука [у] и его характеристику;

       - уметь различать звук [у] в словах в сопоставлении со звуком [о].

       

        Личностные: 

        - осознавать личностный смысл учения;

       - проводить самооценку своих действий, поступков, а также других людей на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: УМК «Перспектива» Климановой. Л.Ф. Учебник «Азбука»,1 кл. Стр. 70, презентация, раздаточный материал.

        

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

I. Этап

самоопределения к деятельности

Словесный: 

слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Аликовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Громко прозвенел звонок – начинается урок.

Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте!

-слушают учителя

-настраиваются на урок

Р.: организовывать рабочее место. 

П.: воспринимать речь учителя.

II. Актуализация

знаний и мотивация

Практический: речевая разминка  

Словесный: 

слово учителя; ответы на вопросы.

Проблема

7 мин.

Начнём наш урок с речевой разминки.

Послушайте как прочитаю её я.

Давайте прочтем её вместе.

Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать. 
Улитки на лугу без шуток 
Учились прятаться от уток.

Молодцы, ребята, скажите, какие звуки нам встретились?

Как отличить гласный звук от согласного?

Правильно, а вы можете дать характеристику этому звуку?

В чем затруднение?

Сегодня мы узнаем, но о каком же звуке и букве мы поговорим?

-слушают учителя

-читают скороговорку

-гласные и согласные

- когда произносим этот звук воздух во рту не встречает преграду

Нет

-Мы не знает характеристику звука у.

-о букве Уу и звуке [у]

Л: самоопределение и смыслообразование

П:воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

К: аргументация своего мнения и позиции  

III. Постановка

учебной задачи

3 мин.

Правильно, значит, как будет звучать тема нашего урока?

Какие цели мы поставим пере собой?

-Тема: звук и буква у.

-Цели:  1) Узнать о звуке и букве у, 2) Научиться давать характеристику звуку [у]. 3) Научиться читать слова с буквой у.

К: аргументация своего мнения и позиции  

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Наглядный:  

работа с учебником.

10 мин.

- Откройте учебники на стр. 70. Что изображено на большом рисунке?

-Что вы знаете о волке? Как называют детенышей волка?

- Изобразите голосом, как воет волчонок?

- С каким звуком познакомил нас волчонок?

- Произнесите этот звук ещё раз все вместе, только не громко, полушепотом и охарактеризуйте его.

На письме звук у обозначается буквами Уу .

-Давайте сделаем анализ графического образа буквы У у? 

  • -Давайте сейчас разгадаем ребус. Что обозначает стоящая буква У впереди?  
  • -Что обозначает запятая, которая впереди шоколадной плитки?  –Что у нас получилось? (Улитка.)

  • - Кто изображён на «волшебном» рисунке? 
  • Какую букву она напоминает? Почему?
  • У – улитка на дорожке –
  • Смело выпустила рожки.
  • Уходите-ка с пути!
  • Не мешайте дом везти.

-Ребята, что вы знаете об улитке? Моллюсков насчитывается около 100 тысяч видов. Улитки живут в морях, пресных водоемах и на суше.

  • -Анализ слов луна, туча. –Выполним звуковой анализ этих слов с выделением каждого звука.

Где стоит звук [у] и пишется буква у.

Анализ слова ЛУНА , ударение падает на 2й слог, первый слог состоит из согласных твердых и безударных гласных второй слог из согласных твердых и ударных гласных. ТУЧА- мягкий согласный

  • -Составьте мне предложения со словами луна и туча. Ребята, подумайте над этим заданием в парах.

Проверка: какое предложение составил сосед?

-Составьте предложение по заданной схеме.

-Сколько слов должно быть в этом предложении? Какое слово должно быть первым, а какое последним?

-Посмотрите на картинку еще раз, как вы думаете, почему он закрыл глаза? 

  • -Почему волчонку грустно? 
  • -Ребята, кто поможет мне прочитать предложение? Передайте его грустное настроение голосом. (У-у-у…)

--Посчитайте вместе с соседом по парте, сколько раз встретились в словах этого текста буквы о и у. Кто знает, как можно посчитать быстрее?

-Давайте проверим, чья пара справилась быстрее, поднимите руку?

-Почему же так много букв о и у с словах этого текста? 

-Потому что не только коротенькие звукоподражательное слово «у» , но и другие слова при чтении помогают озвучивать описываемую картину , передавая её настроение.

Повторите все вместе еще раз этот текст, выделяя протяжным  произношением в словах ударные звуки [о] и [у].  

Что общего между звуками [о] [у]?

 

 Волк воет на луну.

Волчонок.

У-у-у-у

Со звуком [у]

(Звук [у] гласный, потому что при его произнесении воздух изо рта выходит свободно.)

(Форма букв одинаковая, но прописная буква больше.)

Первая буква У остается в слове, она не убирается. Запятая обозначает, что нужно убрать первую букву в слове плитка.

 (Медленно передвигающийся моллюск, любит жить во влажных местах.)

Составляют предложения в парах.

4 слова.

Первое слово Волк, а последнее луна.

(Ему грустно.)

(Он один.)

Читают на стр. 70

Один читает первую строчку, другой вторую.

Волчооонок воооет на лунууу, волчоооонку грууустно одномууу.

Они гласные

К.: - договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

Динамическая пауза

Практический:выполнение двигательных упражнений

1 мин.

Что бы быть здоровыми мы должны соблюдать режим дня. Выполним физкультурную минутку.
Буратино потянулся.

Раз - нагнулся
Два - нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Видно, градусник нашёл.

Повернулся вправо, влево,

И опять он сел за дело.

Выполняют двигательные упражнения.

Личностные -установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с карточками.

5 мин.

-Работа со стихотворением Агнии Барто на страниц 71

-Для этого прочитаем строчки из стихотворения знакомой нам писательницы Агнии Барто.

-Кто сумеет прочитать название этого стихотворения? («Кто как кри- чит».)

- Озвучьте схему, обозначающую крик петуха.

Определите, где в схеме стоит звук [y]. Как вы считаете, о чём кричит петушок?

-А как считает Агния Барто?

-Прочитайте об этом.

-В каком из этих слов слышится петушиное «ку»?

Перечитаем ещё раз все вместе слова петушка выразительно.

Модель, какого слова дана на странице «Азбуки»?

Почему это слово «куры», а не «курицы»? Докажите?

На что, указывает звуковая схема этого слова?

Выделите ударный слог в этом слове, назовите ударный гласный звук.

 -Озвучивание звуковой схемы её «мычания», выразительное чтение стихотворных строчек «Му-у, му-у! Молока кому?»

с протяжным выделением последнего слога мууу.)

 — Как вы считаете, удалось ли вам создать при чтении звуковые картинки?

Читают («Кто как кри- чит».)

(Ку-ка-ре-ку.)

(Просыпайтесь!)

(«Кур стерегу!»)

(В слове «кур».)

Куры.

(В слове два слога, а не три.)

(Звук [у].) 

Выразительно читают

Высказывают свое мнение

К: при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П: высказывать предположения;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практический 

работа с карточками.

5 мин

Ребята, сейчас вам необходимо будет ответить на наш проблемный вопрос. Дать характеристику звуку У. Письменно, закрасив букву У.

-Кто, верно, выполнил самостоятельную работу, поставьте +.

- выполняют самостоятельную работу.

П.: - устанавливать причинно-следственные связи;

- строить логической цепи рассуждения

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя;

обобщение.

5 мин.

  • Рассмотрите задание внизу страницы. -Как вы думаете, что нужно сделать? 
  • Какая картинка лишняя? 

  • — Назовите этих птиц.  
    (Звуко-буквенный анализ слов жуки, голуби, журавли.)

  • (Найти лишнюю картинку.)
  • (Та, на которой изображены жуки, так как на остальных картинках нарисованы птицы.)

(Голуби, журавли.)

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

VIII. Рефлексия

Словесный:

самоанализ.

3 мин.

С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на уроке?

- Какие знания приобрели?

-Дайте характеристику звуку [у]

- Что особенно понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Спасибо за урок!

- Оценивают свои достижения.

-Дают характеристику

Р: анализировать проделанную

работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

План-конспект урока по обучению грамоте "Строчная буква д" программа 2100 1 класс

Урок по обучению грамоте в 1 классе по программе 2100. Включает в себя презентацию....

Конспект урока по "Обучению грамоте" в 1-м классе. Тема: "Знакомство с согласными звуками [г], [г’]. Буквы Гг"

урок обучения грамоте 1 класс сотавитель учитель начальных классов Хрущева Наталья Николаевна...

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"

Конспект урока по обучению грамоте в 1"в" классе по теме: "Заглавная буква И. Большая буква в именах и географических названиях. Упражнение в чтении и письме"...