Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [н,], буквы Н, н» ( УМК « Школа 21века »)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Хасанова Татьяна Викторовна
«Согласные звуки [ н ], [н,], буквы Н, н»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hasanovoy_t.v._zvuki_nn_bukvy_nn.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

гимназия №1  г. Туймазы  Республика Башкортостан

Конспект урока

по обучению грамоте (чтение)

в 1 классе

по теме:

«Согласные звуки [ н ], ,], буквы Н, н»

( УМК  « Школа 21века »)

 

 Автор: Хасанова Татьяна Викторовна

 учитель начальных классов

 МБОУ гимназия  №1

 г. Туймазы

Туймазы  2016

Цель:  

Познакомить учащихся с новыми буквами, звуками; учить узнавать графический образ букв.

Задачи:  

  • Формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения, способствовать развитию литературно-грамотной и связной речи, внимания, памяти, фонематического слуха, прививать интерес и любовь к чтению.
  • Создать условия для знакомства с согласными звуками [н], [н,] и буквами Н, н, умения вычленять в речи согласные звуки [н], [н,]и давать им характеристики, обозначать их в письменной речи; читать слоги и слова с изученными буквами; составлять сюжетный рассказ по картинке;
  • Воспитать  бережное отношение  к животным.

Формируемые УУД:

  • Познавательные общеучебные: развивать познавательную инициативу (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве); развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка. Знаково-символические УУД: формировать умения создавать звуковые модели слов и преобразовывать предлагаемые модели в слова.

  • Регулятивные УУД:  развивать ориентацию на образец и правило выполнения действий,  формировать умения контролировать, корректировать, оценивать.

  •  Коммуникативные УУД: формировать умения определять цели и функции участников учебного действия; формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы; выявлять проблему и оценивать предполагаемые способы ее разрешения; контролировать, корректировать действия партнера; создавать устные высказывания в соответствии с поставленными задачами и нормами языка.

  • Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование моральной самооценки; развитие доброжелательности, доверия и готовности к сотрудничеству.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Ну-ка, быстро подтянулись

И друг   другу улыбнулись.

Улыбнитесь и гостям,

Тихо сядьте по местам.                                                                                            Слайд 1

- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы продолжаем путешествие в волшебную страну звуков и букв -  Букволандию.  Там нас ждет множество открытий.

II. Актуализация опорных знаний.

Для того, чтобы правильно произносить звуки, нужно тренировать свой артикуляционный аппарат,  поэтому начнем урок с зарядки для язычка.   Слайды 2-6

Язычок  отправился в зоопарк, а по дороге он увидел    клумбу с цветами, ему захотелось понюхать цветочки.  Предлагаю и вам вдохнуть их аромат.

Упражнение для дыхания «Вдыхаем аромат цветов»

А за воротами зоопарка – пруд.

И оттуда слышится

«Ква-а-а-а,  ква-а-а-а»

Это были….правильно -  лягушки.  Выполним упражнение

  1.  «Улыбка- лягушка»

Идет Язычок дальше, ой кто это такой с длинным носом???Да это же слон!!!
Выполним упражнение

  1. «Хоботок»

Язычку очень понравились и слоник и лягушка. И он стал играть в превращения – то в лягушку, то в слоника. Выполним упражнение

  1. «Превращение»

Покатался язычок на лодочке и увидел на берегу качели:

На качелях оказался, вверх взлетел  и вниз спускался. Весело качаться  на качелях!!!! Выполним упражнение

  1. «Качели»

-Выполним фонетическую зарядку.

- Произнесите звук, который издает:

- воющий волк;

-малыш плачет;

- у вас болит зуб.

- Какие  звуки вы произносили? (гласные)

- Докажите, что они гласные.  (Воздух  выходит   свободно,  нет преград.  Голос участвует )

- Произнесите звук, который издает:

- жук жужжит;

- змея шипит;

- тигр рычит.

- Какие  звуки вы произносили? (согласные)

- Докажите, что они согласные.  (воздух встречает преграду, мешают  воздуху зубы, губы. Участвуют голос и шум.)

III. Формулирование учащимися темы и задач урока.

Выделение звуков [н], [н’].

 - В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете.

 Загадка.

 – Кто один имеет рог ?

 Отгадайте ?................... ( Носорог )                                                                Слайд   7

 - Какой звук вы слышите в начале слова « носорог»? Он гласный или согласный ? Докажите.

-Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? Докажите.

 Загадка.

– Словно царскую корону

 Носит он свои рога.

 Ест лишайник, мох зелёный

 Любит снежные луга. ( Олень )                                                                        Слайд   8

 - Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный

 или согласный? Докажите.

-Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? Докажите.

- Кто может сказать, какая тема урока?                                                            Слайд   9         

( тема нашего урока – «Звуки [н, н,] и буква, которая их обозначает».(на доске)

IV. Усвоение новых знаний.

Работа по учебнику

Откроем учебник «Букварь» на с. 64.

  • Почему в букваре  напечатаны две буквы Н, н?                                       Слайд 10

(Большая буква пишется в названиях городов, именах, кличках, в начале предложения)

       - На что похожа   буква Н?

  • Встаньте, пожалуйста, из-за парт, возьмитесь за руки  и изобразите букву Н.
  • Выложите на парте букву Н из ниток.
  • Почему художник изобразил букву Н в виде ниток?                            Слайд  11
  • Фонетический   разбор слова нос  на интерактивной доске 1 ученик, остальные  на партах при помощи карточек.
  • Подсчитаем, сколько слогов в слове нос.  (1 слог, потому что в слове 1 гласный)
  • Подсчитаем, сколько звуков в слове нос (3)
  • Назовите первый звук, какой он? (согласный, твердый, звонкий)
  • Назовите второй звук, какой он?(гласный, ударный)
  • Назовите третий звук, какой он?  (согласный, твердый, глухой)

- Слово нос   мы иногда  используем в переносном значении. Я назову фразеологизмы со словом нос, а вы  попробуйте  заменить его одним словом.

Зарубить   на носу –запомнить.

Задирать нос – зазнаваться.

Вешать нос –унывать.

-Прочитаем следующую загадку (читает ученик)

Может влезть иголке в  ушко

Тонкая   её подружка.

Вместе шов проложат прытко.

Как зовут подружку?     (нитка)

Фонетический разбор слова нитки

  • Подсчитаем, сколько слогов в слове нитки.  (2 слога, потому что в слове 2 гласных)
  • Подсчитаем, сколько звуков в слове нос (5)
  • Назовите первый звук, какой он? (согласный, мягкий, звонкий)
  • Назовите второй звук, какой он?(гласный, ударный)
  • Назовите третий звук, какой он?  (согласный, твердый, глухой)
  • Назовите четвертый звук, какой он? (гласный, безударный)
  • Назовите пятый звук, какой он?( согласный, твердый, звонкий)

Оценивание .

-Если вы  верно выполнили звуковой разбор, то  поднимите красную карточку.

-Если допустили ошибку, то  поднимите зеленую карточку.

Физминутка

- Если услышите звук [н], то приседайте. Если - нет, то стойте.

- Хлопните, если услышите  [н,].

V. Закрепление новых знаний.

Чтение слогов

Читаем с пчелкой                                                                                          Слайды  15-21

VI.Повторение.

Работа в парах.

- Найдите  в конверте    листочек с четверостишием.

НАСМОРК БУКВУ эН ЗАМУЧИЛ,

ХОДИТ ХМУРАЯ, КАК ТУЧА,

НОСОВОЙ ЕЁ ПЛАТОК

ВЕСЬ ДО НИТОЧКИ ПРОМОК.

- Читающие дети, готовятся к выразительному чтению. Остальные находят в стихотворении новую букву и обводят её простым карандашом.

- Сколько букв вы обвели? (4)

- Прочитайте слова с этой буквой? (насморк, носовой, ниточки)

- Ребята, что нужно делать, чтобы не заболеть?

 Оценивание .

- Если вы выполнили задание верно, поднимите красную карточку. Если вам было трудно, поднимите зеленую карточку.

Физминутка для глаз «Клен»                                                                   Слайд  22

VII. Закрепление изученного

    Работа по учебнику

    Чтение местоимений

- Откроем учебник «Букварь» на с. 65.

- Что нарисовано на странице?

- Прочитайте слова .

- Эти слова  называются местоимениями. Они используются вместо имени или названия предмета.

- Какое задание вы бы предложили?

- Соедините картинку и подходящее к ней слово, работайте в парах           Слайд   23                   

Он, она, оно, они (бант, лестница, коньки, небо, незабудки)

Проверка на интерактивной доске. Дети выходят по одному и соединяют картинки и слова.

- В названии каких картинок есть   звук  [н]?  [н,] ?

-В каких словах   звуки  [н],  [н,] вначале, в каких в середине?

- Какое слово здесь лишнее?  Почему?

Оценивание.

-Если вы соотнесли слова и картинки верно, то    поднимите красную карточку.

-Если допустили ошибку, то    поднимите зеленую карточку.

Чтение  предложений  с.65      

 У Нины няня.
Имя няни Аня.
Няня у Нины умная

-Прочитайте  про себя  предложения    на с .65                  Слайд 24        

1 ученик читает вслух.

- Что вы прочитали? (предложения)

-Назовите признаки предложения.(Начало – с заглавной буквы, в конце-точка, слова связаны по смыслу )

-Прочитаем предложения хором.

- Сколько предложений в тексте?

- Как  можно озаглавить текст?

-Какое слово повторяется в каждом предложении? (няня)

-Каким местоимением можно его заменить?

Подведение итогов урока                                                                         Слайд 26

-  С какими   звуками познакомились на уроке?

-  Какой буквой  они обозначаются?

ТЕСТ

Проверим, что вы узнали и запомнили на уроке при помощи теста

- Если вы согласны с утверждением поднимайте зеленую карточку, если не согласны, то красную.

вуки [н], [н,]    гласные.

-  Звуки [н], [н,] согласные.

-  звуки [н], [н,]   глухие

-  звуки [н], [н,]   звонкие

- звук  [н,]   согласный мягкий

- звук  [н]   согласный твердый

- звуки [н], [н,]   обозначаются буквой н.

Рефлексия

- На следующем уроке продолжим работу над чтением слов, предложений и текстов  с этой буквой.

- А сейчас, с помощью  карточек  оцените свою работу на уроке.                      Слайд 27

Красная  карточка- я все понял, верно выполнил все задания.

Зеленая  карточка- я не все понял,  выполнял  задания с ошибками.

Синяя  карточка- я ничего не  понял, неверно выполнил все задания.

- Спасибо за урок! Вы старались быть активными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема: Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р.

Разработка урока предназначена для учителей 1 класса, соответствует возрасту учащихся....

Конспект урока по обучению грамоте "Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н н." (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема: Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н нЦели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[н] и мягком [н,] и букве Н...

Конспект урока по обучению грамоте : Закрепление знания учащихся о согласных звуках [р], [р′], букве Р р;

Закрепить знания учащихся о согласных звуках {р} {р"} букве Р р; развивать речь, память, логическое мышление....

Методическая разработка урока Обучения грамоте (чтение+письмо) на тему: "Согласный звук [ч’] Буквы Ч ч."

ull;познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч; • учить распознавать звук в словах; • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч; • совершенствов...