Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Предаль Светлана Павловна

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»

Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категории

Тема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»

Тип урока: открытие новых знаний

Дидактическая цель:

·        создать условия для знакомства учащихся с согласными звуками [ д] [д’];

·        учить акцентированному произнесению согласных звуков в звуковых моделях слов;

·        развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;

·        формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст;

·        воспитывать культуру учебного труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chtenie_sogl._d_fgos.docx40.18 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_lit._cht.ppt2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект урока литературное чтение

(обучение грамоте)

1 класс

Тема: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

                                                                                                     Учитель: Предаль Светлана Павловна

Литературное чтение 1 класс

Тема: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Тип  урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с новой буквой Д, д, обозначающей согласные звуки [ д] , [ д' ], выделять в речи согласные звуки [д], [д’]

Задачи:

Образовательные: овладение умением давать характеристику звукам, формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

  Развивающие: развивать связную устную речь, память, навыки плавного слогового чтения с переходом к чтению целыми словами.   Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:  воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительному отношению к людям труда; повышать интерес к чтению.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, формулировать и удерживать  учебную задачу, извлекать  необходимую информацию из текста и  иллюстраций. 

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение), определять последовательность действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, умение слушать и понимать других;

Предметные : дифференцировать звуки по твердости и мягкости  [д], [д’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.

Личностные: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы:

Основные

Учебник Азбука, проектор, презентация

Дополнительные

Раздаточный материал (карточки, схемы слов), карточки со словами для парной работы; буквы на магнитах, алгоритм исследования звука, алгоритм работы на уроке, листы рефлексии, иллюстрированные листы с печатной буквой Д.

Ход урока

№ п/п

Этапы  урока

Содержание

Формирование УУД

1

Организационный момент

В  школу мы  пришли учиться,
не лениться, а трудиться.
Слушаем  внимательно, 
работаем  старательно.

Личностные УУД:

самооценка готовности к уроку,

учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

2

3

4

Актуализация знаний 

Игра

Характеристика звуков

     

 Речевая разминка

подготовительная работа;

Открытие нового знания

формулирование темы и цели урока

создание проблемной ситуации

Знакомство с новыми звуками

[д], [ д/ ]  

-Ребята, обратите внимание на доску, что вы видите? (листья). 

-А это не просто листья, а они с секретом.

-Давайте посмотрим, что за секрет? (листочки переворачиваются и на них появляются буквы)

-У меня есть две корзинки, помогите мне разложить в них листочки с буквами.

- Как вы считаете, почему мы будем раскладывать эти листочки в две корзинки?

 (Потому, что в одной будут  гласные звуки, а в другой - согласные)

 Раскладывая буквы, вы должны  назвать звук, который она обозначает.

(Дети показывают букву и называют звук)

-Скажите, а листья, с какого дерева мы раскладывали в корзинки?  (с дуба) В процессе урока мы обязательно еще вернемся к такому могучему дереву.

-А сейчас, давайте вспомним, в чем отличие звуков от букв.

Ученик. Мы не можем звук увидеть,
                 И не можем в руки взять.
                 Звук мы можем только слышать,
                 А еще его сказать.

 На какие две группы делятся все звуки?

ласные и согласные).

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть, 
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

(Ударные и безударные).

-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие,  звонкие, глухие)

-Приведите примеры  с согласным звуком вначале слова и скажите, какой он твердый или мягкий.

Листок рефлексии. (Кто не ошибался и отвечал правильно, раскрасьте  листик на дубе зеленым цветом, а у кого не все получилось - желтым)

- А сейчас мы проведем с вами речевую разминку. (слайд)

-Внимательно слушаем, как я четко проговорю слова, а вы повторите за мной.

ДУ-ДО-ДА - ГУДЯТ ПРОВОДА.

ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ, ДА НЕ ДОДОЛБИЛ.

Ребята, кто был внимателен и может сказать,  какой звук часто встречался у нас в речевой разминке? (новый звук [д])

-Кто догадался, какая будет тема нашего урока?

(Знакомство  с новыми звуками и  буквой Д) 

Звуки [д], [ д/ ] и буква Д д.  (слайд)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками, будем исследовать эти звуки, охарактеризовать их.

-Скажите, а для чего нам нужны эти знания и где могут пригодиться? (мы научимся читать слова с новым звуком, узнаем, какой буквой обозначаются эти звуки). А на уроке письма научимся писать эту букву.

Алгоритм работы (на доске)

  • Знакомство с новыми  звуками
  • Знакомство с новой буквой
  • Чтение слогов и слов
  • Работа над предложением
  • Чтение текста

-Помогите мне закончить предложения.                                                        На слайде появляется картинка.

 Тут наш... (дом).

Из трубы идёт ... (дым).

У дома  растёт… (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла сидит... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

У дома стоит … (дед).

(Проговаривая каждое слово  дети дают  характеристику звуку [д], [ д/ ], используя карточки синяя - зеленая)

 (Алгоритм  определения мягкости согласного звука на доске)

Проверяем, как мы выполнили задание (слайд)

Листок рефлексии.  Оцени себя. 

 

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Личностные УУД: 

умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока

Регулятивные УУД: целеполагание,  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

5

работа  в парах

со схемами, исследование звуков

Физкультминутка

знакомство с новой буквой

- Отгадайте загадки  (слайд) 

         

   1.    Крепок, строен и силён,  

          Ведь владыка леса он.  

          Из него добротен сруб.  Угадали? Это (дуб)

-Выберите  схему соответствующую слову дуб и покажите ее.

(схема прикрепляется на доске) 

- Проведем исследование нового звука.

-Что нам  для этого понадобится? (алгоритм изучения звука - на доске)

2.       Долго дерево долбил

Всех букашек истребил

Зря он времени не тратил

Длинноклювый пестрый …(дятел)

-Выберите схему соответствующую слову дятел и покажите ее.

(схема прикрепляется на доске)

-Проведем исследование нового звука.

(При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Звук [д]  может быть твердый или мягкий.)

 Листок рефлексии.  Оцени себя. 

Следим только глазками.

Выполняется упражнение для глаз.

- На что похожа буква  Д ? (слайд)

(карточка на доске)

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной

Вот стоит дымок пуская,

Буква Д труба печная

(Указать на план работы: знакомство с новой буквой )

Звуки [д], [д’]  обозначаются буквой Д.

-С какими буквами рядом стоит буква  Д  в алфавите?

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

Предметные УУД: знакомство с  алгоритмом исследования звуков.

 

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков,

привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям. 

6

Обводка по шаблону

самостоятельная работа

Обвести по шаблону букву  Д  печатную

Образец на доске (схема буквы)

Сначала, посмотрите, как правильно нужно выполнить задание.

(Учитель показывает на доске)

Правила просадки при письме (напомнить)

  1. Обвести по воздуху
  2. Обвести пальцем
  3. Обвести по шаблону по направлению стрелок.

- Сравните, какая из букв написана правильно в соответствии с образцом?

Листок рефлексии.  Оцени себя.

Регулятивные УУД: 

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей,

анализировать свою работу, находить ошибки

 

7

Первичное закрепление

Работа с учебником

Азбукой  

   

  1. рассматривание иллюстрации

  1. составление рассказа

  1. словарная работа

(ключевые слова на доске)

  1. чтение, анализ текста

  1. озаглавливание

Работа в парах

Потренируемся читать слоги и слова с буквой  Д

(чтение по одному, хором)  с.105

Рассматривание иллюстрации «Клад найден»  с.104

Кто хочет рассказать по иллюстрации? (выслушиваются несколько вариантов)

Чтение слов, записанных на доске.  Анализ слов  (водолазы, подводные, клад, морские, обитатели)

По иллюстрации и  ключевым словам давайте попробуем определить

-О чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов -  предположения)

-Давайте проверим предположение, прочитав  текст  с.105

-Чьи предположения подтвердились?

Повторное чтение текста с анализом.

-Где работают водолазы?

-Кем работают папы Нади и Димы?

-Что они делали на дне реки?

Листок рефлексии.  Оцени себя.

А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем

 -  От чего зависит мягкость и твердость звуков  [д], [д’]

 

Продолжим работу в парах.

Правила работы в парах (назвать).

Послушайте внимательно задание, обсудите и договоритесь, как вы будете работать. Обязательно выслушайте друг друга.

Задание: - Посчитайте, сколько слов написано на карточке, прочитайте слова на карточках, которые  у вас лежат на партах.

Проанализируйте внимательно слова, обозначьте в каких словах звук  Д – твердый, в каких – мягкий  

 (дети, Дима, дело, кактус, домик, дым)

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков [д], [д’]?  

(От того,  какая гласная  буква стоит после  них. Схема.)

Слова, в которых, звук д – твёрдый, обведите синим цветом, а слова, в которых  звук д’ – мягкий, зеленым цветом

 Проверка.  Чтение слов  (слайд)

Кто догадался, какое слово лишнее, почему?

- Поднимите руку у кого так же, как на слайде. Молодцы! Вы сделали задание правильно.

-Кто допустил ошибки?

 

Листок рефлексии.  Оцени себя.

- Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли?

Мягкость и твердость согласных звуков [д], [д’]   зависит   от того,  какая гласная буква стоит после них.

Личностные УУД:

нравственно-этическое  оценивание  (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и речи  (на уровне одного предложения)

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок,

анализировать свою работу

8

Итог  урока

-Наш урок подходит к завершению.

- Какая была тема урока?

-Какие цели ставили? Чему научились?

-Кто достиг поставленных целей?

-Посмотрите на ваш листок.

-Каких листочков у вас больше?

Молодцы!  (слайд)

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» Тема: «Согласные звуки [ д ] , [ д’ ] . Буквы Д, д» Учитель: Предаль С.П.

Слайд 2

РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА ДУ-ДО-ДА - ГУДЯТ ПРОВОДА ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ, ДА НЕ ДОДОЛБИЛ

Слайд 4

Д ОМ Д ЫМ Д ЕРЕВО Д УПЛО Д ЯТЕЛ Д ОРОЖКА Д ЕД

Слайд 5

[ д ] [ д '] согл., тв. мяг., звон., парн. Д УБ Д ЯТЕЛ

Слайд 7

Этот домик – буква Д В домике – окошко. Из трубы идёт дымок А в окошке - кошка.

Слайд 9

д е ти Д и ма д е ло к актус д о мик д ы м

Слайд 10

Если вам всё удалось и вы довольны собой, со всеми заданиями справились покажите лучик Если у вас не всё получилось, но вы старались покажите лучик Если было очень трудно и вам нужна помощь покажите лучик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: "Согласные звуки б,б. Буквы Б, б.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п....

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д".

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"....

Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе Тема "Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б"

Тип урока: урок первичного представления новых знаний.Целевое назначение: первичное усвоение новых и предметных и метапредметных знаний.Урок обучения грамоте по  образовательной системе...