Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе Тема "Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Сидорова Евгения Анатольевна

Тип урока: урок первичного представления новых знаний.

Целевое назначение: первичное усвоение новых и предметных и метапредметных знаний.

Урок обучения грамоте по  образовательной системе  УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Учащиеся знакомятся с новыми звуками и с буквами, их обозначающими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_b.docx603.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»

Спасского муниципального района РТ

Методическая разработка урока

литературного чтения

в 1 классе

 Тема  "Согласные звуки [б], [б'],

буквы Б, б"

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/krasivaya_bukva_alfavita_dlya_detey_12_06053956-e1536214025401.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-mm88Bx6Tbzw/Vqoz1vygF9I/AAAAAAAABDU/XWfF7Inx2Zw/s1600/hello_html_m68656c4.png

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0178/00077b87-ab0a7766/hello_html_4b7a74e.pngC:\Users\Школа\Desktop\hello_html_28f66d7.jpg

 

                                   с. Три Озера, 2018 г.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- способствовать развитию фонематического слуха; умению находить и выделять эти звуки в словах, давать им характеристику;

- содействовать воспитанию навыков культуры общения и развитию интереса к родному языку.

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

-развиваем умения извлекать информацию из схем, слогов, слов

-представлять информацию в виде схемы

-на основе анализа объектов делать выводы

-ориентироваться на развороте учебника

-классифицировать буквы на группы

-учиться писать новые буквы

Регулятивные УУД

-прогнозировать предстоящую работу, составлять план

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-продолжить учиться определять тему урока и ставить цель

Коммуникативные УУД

-развитие умения слушать и понимать других

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

-оформлять свои мысли в устной форме и умение работать в паре

Личностные результаты

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Оборудование: учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, карточки с буквой «Б», дидактический материал для работы в парах «поезд гласных», конверты со схемами, картинки животных, портрет А.С. Пушкина, музыкальное сопровождение, нитки.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность.

Звучит песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка енот»

В. Шаинский и М. Пляцковский.

-Улыбка-это волшебный ключик, который открывает перед нами все двери. Она может согреть и улучшить нам настроение. Улыбнёмся друг другу. Я  хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше в своих знаниях. Успеха и удачи вам! Начнём  работу.

II  Закрепление опорных знаний.

-Посмотрите на буквенный поезд (ленту букв). Почему они едут в разных по цвету вагонах?

 -Вспомним изученные буквы, которые обозначают гласные звуки. (а, о, у, ы, и, е, я)

- Что вы о них ещё знаете? (е, я – могут обозначать 2 звука, е, я, и - указывают на мягкость согласного, остальные на твёрдость)

-Назовите все изученные буквы, которые обозначают согласные звуки.

-Что вы о них знаете? (звонкие - н, м, л, р, в, д, з, глухие - п, к, т, с, имеют пары по твёрдости-мягкости, з-с, д-т – пары по глухости-звонкости)

IV. Постановка темы и цели урока.    

Отгадайте  загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. …(бабочка)

У отца был мальчик странный,

Необычный деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?..... (Буратино)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? ……(белка)

Стоят в поле сестрицы,

Платьица белены,

Шапочки зелены.

(Берёза)

2) – Что объединяет все эти слова? (похожи первыми звуками)

- Какой буквой мы обозначим эти звуки? …

- Почему у вас возникли затруднения?

- Чего мы еще не знаем?

Какова  тема  урока? ( звуки б, б' и буква , которая их обозначает)

Какую учебную задачу  поставим на уроке?

 (познакомиться со звуками ….. и буквой, которая их обозначает, научиться читать…с этой буквой

-Для чего нужно изучать буквы и уметь их писать?

(Чтобы хорошо читать, понимать прочитанное и быть грамотными.)

V. Работа над новым материалом. Знакомство с новыми звуками.

Слого - буквенный анализ.  – Работа в группах

а) 1 группа

   Вот так лошадка!

   Воскликнул Андрейка,

  Словно большая тетрадка в линейку! 

   (зебра)

 

Слого – звуковой анализ слова зебра (схема)

- Сколько слогов? Какой ударный? Из чего состоит первый слог? Второй слог? Произнесите первый слог. Какой согласный звук примкнул к слиянию? (зе) Произнесите его.[б] Какой он? Почему считаете, что он согласный? Как вы думаете, он твёрдый или мягкий?

Объясните почему.

б) 2 группа

Я со стаею летаю,

Всюду крошки подбираю,

Семечки люблю клевать

И с подружкой ворковать.

За свой нрав миролюбивый

Называюсь птицей мира.

(Голубь)

Слого – звуковой анализ слова голуби (схема).

Сколько слогов? Какой ударный? Произнесите первый слог, второй слог, третий слог. Из каких звуков состоит третий слог. Произнесите первый звук этого слога. Какой он: гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Почему?

- Произнесём эти звуки. Определим, эти звуки звонкие или глухие.

Взаимопроверка.

  1. Оба эти звука обозначаются одной и той же буквой Б, б. Почему их две? На что похожа буква Б?

(На доске картинка)

Буква Б с большим брюшком

В кепке с длинным козырьком.

- Найдём в алфавите букву Б. Назовите её соседей. (1 ученик у доски)

Физминутка  игра «поймай звук» Б, - встают девочки, б- мальчики (булка, белка,  бобры, бинт, банан, баран, бегемот)

Знакомство с буквой Б.  Найдите букву, которая  обозначает звуки б, б.  Кто из вас покажет эту букву? Как она называется?

На что похожа буква Б?        

 Буква Б проснётся рано                         Буква Б с большим брюшком,

Буква Б – бочонок с краном                  В кепке с длинным козырьком.

Задание: изобразите букву Б  с помощью нитки

VI. Чтение слогов – слияний. Работа в парах.

- Что обозначает эта схема?

(Учитель показывает учащимся схему-слияние твёрдого согласного звука с гласным.)

- Что обозначает эта схема?

(Учитель показывает учащимся схему-слияние мягкого согласного звука с гласным.)

Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука?

Какие гласные обозначают мягкость согласного звука?

«Покатайте» букву Б на поезде с Незнайкой и прочитайте слоги друг другу по очереди.

(Дети читают слоги: БА, БО, БУ, БЫ, БЕ, БИ, БЯ)

- А затем читают слоги в азбуке хором  (стр.101)

- Прочитайте слоги, которые соответствуют схеме. (показываю поочерёдно)

3) Выделение звука. Игра «Хлопки»

 Все ладошки приготовьте

и дружно хлопайте тогда,

если звук согласный новый

вы услышите в словах.

(Сразу определяем, где звук [б] в начале, в середине, в конце слова?)

Кабан, баран, бурундук, сундук, белка, пчела, бычок, паучок, дуб, дубы. (затруднение: звук в слове дуб не слышим, в слове дубы он есть!!! Сделайте вывод.  Определите место буквы Б в ленте букв)

VII. Чтение слов.

На доске слова. Прочитайте их.

Игра «Буквы потерялись»

Зе…ра, зу…ры, …елка, ко…ра, …арсук.

Назовите общим словом эти слова. Дополните эту группу слов.

 (Бегемот, верблюд, кабан, собака, баран, барс…).

Отгадайте ребус

БА + (картинка «бочка») =?

Многозначное слово: бабочка – насекомое, бабочка – галстук.

Что общего? (пишутся одинаково)

Что различного? (разное значение, одушевлённое и неодушевлённое)

VIII.  Упражнение в чтении текста. Работа с учебником. Стр. 97.

Сегодня на уроке мы прочитаем о белке рассказ. (стр. 97) После чтения ответим на вопросы.

Чтение слов с доски:

С КА - К А Л А        Б Р А Л А          БА-РАН – КИ

Эти слова нам встретятся в тексте.

Чтение рассказа учителем (стр.101)

К счастью, белку можно увидеть не только в зоопарке, но и на воле. Кто видел белку в лесу или в парке? Расскажи о ней.

Проверка восприятия.

- Где были дети?    Какие деревья растут в парке?   Кто скакал с ветки на ветку?

- Что вас удивило в тексте?    Чем ребята угощали белку?

- Что значит « белка была не в клетке , а на воле»

- Как думаете, где белка живет лучше: в неволе или в лесу?

Повторное чтение. Чтение рассказа по предложениям детьми.

- Как бы вы озаглавили текст?

- Как надо относиться к животным, которые живут на воле?

Вывод:  Природу надо любить и беречь.

ИЛИ 4.Чтение текста учебника (страница 99)

Но сначала я вам загадаю загадку:

Они речные жители –

Отличные строители.

У них работа спорится –

В реке плотина строится.

- О каких животных идёт речь? (Бобры)

Чтение текста «бобры» цепочкой.

ПЛОТИНА – найти значение слова в словаре

Анализ прочитанного

- Где живут бобры? Как их называют? Что они строят?

X. Работа по развитию речи с. 96

В вашем учебнике есть иллюстрация. Рассмотрите её внимательно. Кто знает, как называется эта сказка?  Кто написал сказку?    Расскажите, что изобразил художник? (Кто живет под елью? Что делает белка? Какие орешки она грызет?)

- Чтение отрывка стихотворения.

X. Подведение итога урока

 - Какую учебную задачу ставили на уроке?

- С какой буквой познакомились на уроке?

-Какие звуки она обозначает?

- Чему научились?

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  1. Кто доволен своей работой на уроке? (светофор)
  2. (если кто-то выбирает жёлтый или красный цвет, спрашиваю: что пока не получилось, в чём были трудности?)
  3. Взаимооценка. Кому бы вы отдали смайлики за хорошую работу на уроке? (кто получит от одноклассников больше смайликов, тот отлично поработал.)

Д/З (по желанию): нарисуйте предмет, в названии которого спрятались новые звуки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внимание, н...

Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н

Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внимание, н...

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Методическая разработка урока по развитию речи "Звуки д, д", буквы Д, д.

Методическая разработка урока по развитию речи "Звуки д, д", буквы Д, д. 1 класс....

открытый урок в 1 классе по литературному чтению тема: "Согласные звуки [ф], [ф\'], буквы «Ф», «ф».

Открытый урок по литературному чтению по теме:"Согласные звуки |Ф|, |ф`|, буквы "Ф", "ф". Изучение нового материала....