Урок литературного чтения в 1 классе Тема: «Согласные звуки [з], [з']. Буквы З, з ».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Закупра Ольга Александровна

Урок объяснения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye_zvuki_z_z._bukvy_z_z_.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: «Согласные звуки [з], [з']. Буквы З, з ».

МБОУ «Перекальская ООШ»

                                                    Учитель: Закупра О.А.


Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: «Согласные звуки [з], [з']. Буквы З з ».

Цели урока (предметные):

Образовательные

- знакомство со звуками [з], [з'] и буквой, которая их обозначает;

- вырабатывать навыки чтения слогов, слов;

Развивающие

- развитие фонематического слуха;

- развитие внимания, памяти, мышления;

-способствовать обогащению словарного запаса детей;

- развитие связной устной речи учащихся;

Воспитательные

-способствовать развитию интереса к занятиям спортом;

-воспитывать доброе отношение к животным.

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД):

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку  учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование:  наборное полотно, конверт с условными обозначениями звуков,  круги «Светофора» для этапа рефлексии, лента букв, мультимедийная установка, учебник, карточки по чтению, картинки с изображением животных, презентация, электронное приложение к учебнику.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Ход урока

1.Организационный момент.

           

Прозвенел и смолк звонок

Начинаем наш урок.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтоб чему-то научиться.

2.Актуализация знаний. Характеристика звуков. Работа по ленте букв.

Начинается урок. Урок обучения грамоте.

Давайте вспомним изученные буквы и звуки.

2 человека у доски (распределить буквы на 2 группы)

1 у ленты букв называет изученные буквы, ребята по рядам звуки (твёрдые и мягкие)

Какие гласные обозначают мягкость согласных?

А с остальными как произносятся согласные?

- Зачем нам нужно знать буквы?

(Чтобы обозначать звуки на письме, читать, писать).

               -Все ли буквы нам известны?

3. Включение в учебную деятельность. Мотивация. Пробное действие.

Слайд 1, 2      

 Отгадайте загадки:

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

         Мчится, что есть духу,

         Хвост короче уха.

        Живо угадай-ка,

         Как зверёк зовётся?

По земле ползает,

К себе не подпускает.

 (Змея)

Гуляю я и в дождь, и в зной:

Характер у меня такой.

(Зонт)

        Мчат нас без оглядки

Полосатые лошадки

(зебра)

-А что ещё может обозначать слово зебра? (пешеходный переход)

Слайд 3.  

-Что общего у этих слов?

-Какое из этих слов может быть лишним?

Зонт - неодушевлённый предмет

Змея – ядовитая

А зебра?

К этому слову мы вернёмся в конце урока.

Зайка может быть?

-А давайте вспомним зимнюю олимпиаду, которая проходила в нашей стране в городе Сочи.

Слайд 4.

- Какое отношение имеет к ней Зайка?

 -Какие ещё животные стали символами олимпиады?

-Он поможет нам сегодня провести урок. Зайка приготовил вам много интересных заданий.  Готовы к его испытаниям?

Тогда вперёд.

Он вам предлагает сегодня посетить….А что, попробуйте догадаться сами.

Слайд 5.

 -Куда же мы с вами отправимся? (в зоопарк)

-А почему здесь нет первой буквы. (мы её не знаем)

4. Определение темы и постановка целей урока.

-Значит, тема сегодняшнего урока …

- И конечно, на уроке  разговор будет о зоопарке и животных, обитающих в нём.

-А чему мы должны научиться?

Узнать характеристику  звуков [з], [з'] и букву, которая их обозначает;

Уметь отличать новые звуки и букву;  читать слоги, слова с новой буквой

5.Знакомство с новыми звуками.

Слайд 6,7.    

-Какой общий звук есть на этих картинках? (карточки)
1.
- Произнесите звук [з]  . Как работает речевой аппарат?

Звук [з]  : зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы.  Горло дрожит.

 Характеристика звука [з]  – согласный,  твёрдый, звонкий

-Приведите свои примеры слов, в которых этот звук будет мягкий.

 ( Зима, зеркало…)

-Произнесите звук [з']. Как работает речевой аппарат?

Звук [з']  : зубы сближены. Губы  растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы. Горло дрожит.

 Характеристики звука [з']  – согласный, мягкий, звонкий.

6. Знакомство с новой буквой

Звук [з] и звук [з'] на письме обозначаются буквами  З,з. (показать образец букв на таблице)

-А место буквы З на ленте букв мы определим на следующем уроке.

-На что похожа буква?

Слайд  8, 9

На эту букву посмотри,

Она совсем как цифра три.                

З – не просто завитушка,

 З –пружинка, крендель, стружка.

Работа в группах. Сконструировать букву З                                            

Правила групповой работы:

  • Внимательно выслушать задание учителя.
  • Выслушать мнение каждого.
  • Уметь принять общее решение.
  • Выбрать представителя от группы для предъявления результата работы.

Представление работ.

Нахождение буквы З среди букв.

Работа по слайду 10. 

7.Работа по теме урока    « Кто живёт в зоопарке»?  (плакат)

-Итак, мы отправляемся в зоопарк.

-Как вы понимаете слово зоопарк?

 -Кто же живёт в зоопарке?              

-Каких вы животных знаете?

-А зачем создают зоопарки?

(карточка) Зоопарк – это место, где содержат диких животных в клетках, вольерах. Здесь ученые наблюдают за животными, учатся их разводить и сохраняют многих редких  животных.

Слайд 11.  

-В каком городе находится этот зоопарк?

-В этом году Московскому зоопарку исполнилось 150 лет с момента его создания.

Слайд 12.  

-Зайка предлагает вам сегодня познакомиться со зверями, в названии которых есть буква «з». Но вам надо для этого потрудиться.

Задание 1.(картинка)

Это животное любит сочинять стихи и просит подобрать рифму к слогам.

  зебра

За-за-за У Вовы карие …        

Зу-зу-зу Мы поймали…

Зе-зе-зе Травку дали мы…

Зы-зы-зы Не боимся мы …

                      карточка –текст о зебре

На самом деле, зебра — чёрная, в белую полоску.

Чёрный цвет появляется раньше, а не наоборот.

Каждая зебра имеет свой рисунок из чёрных и белых полос, подобно отпечаткам пальцев у человека.

        По рисунку детёныш зебры узнаёт свою мать

Задание 2.

Прочитать слоги и придумать слова.(эл. прилож.)

  шимпанзе

Задание 3. Составить слова.(эл. прилож.)

  бизон

8.Физминутка. Зарядка с пандой.

Задание 4.

Это животное живёт в жарких странах и не знает, что такое зима. Давайте прочитаем ему текст «Зима»

       Зима.

Наступила зима.

Стало морозно.

У Лизы санки.

Там кукла Зина.

У Никиты лопатка.

Всем весело.

К сожалению наш новый знакомый не совсем хорошо понял, что такое зима. Он хочет вам задать несколько вопросов по тексту.

Какое время наступило?

У кого санки?

Кто катается на санках?

Почему всем весело?

Почему слова Лиза и Зина пишутся с большой буквы?

  зубр

Задание 5.

-Составьте схемы слов зима, Лиза, мороз.

   замбар индийский

 

Задание 6. Научиться быстро читать слова.(на время)

фазан

Задание 7. Дождь из букв.

Слайд 14. 

   зебу                            

Дальше наше путешествие продолжиться по учебнику.

9. Работа по учебнику.

- Рассмотрите иллюстрацию в «Азбуке» с.96

1.Каких животных вы здесь видите?

2.Как называется место, где их содержат? ( террариум)

Серпентарий (от лат. serpens, родит. падеж serpentis — змея) — помещение или пространство (например, парк) для содержания змей с целью получения от них яда, шкурок, яиц; разновидность террариума. Серпентарий — это, другими словами, змеиная ферма

Террариум (от лат. terra — земля) — ёмкость, где созданы необходимые условия для содержания некоторых животных (амфибий,рептилийнасекомых и других беспозвоночных), а также растений.

10. Игра «Экскурсовод в зоопарке» (доклады детей о змеях) Слайд 15-19

         

11. Итог урока. Проверка знаний.

- Что нового узнали на уроке?

-Что должны оставить в памяти ?

(Характеристику звука [з]  – согласный,  твёрдый, звонкий)

Характеристику звука [з,]  – согласный,  мягкий, звонкий

Обозначаются на письме буквой З

Напоследок зайка хочет поиграть. Покажи синий квадрат, если услышишь звук [з],  покажи зелёный квадрат, если услышишь звук [з'].  

зубр 
резина 
золото 
звонок 
зима 
звери 
снег 
магазин 
земляника   
глаза
земля
слеза

Давайте вернёмся к нашему слайду и попробуем объяснить, почему слово «зебра» может быть здесь лишним.

Слайд 20

Молодцы ребята. Зайка вами очень доволен. Желает вам заниматься спортом и быть ловкими, умными и здоровыми.

12. Рефлексия урока.   «Светофор»

-Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

Кобры живут в Азии и Африке. Индийскую кобру называют очковой змеёй. При опасности поднимает переднюю часть тела и  образует как бы широкий капюшон с рисунком, напоминающим очки. Она убивает жертву, впрыскивая в нее зубами яд. ИНДИЙСКАЯ КОБРА достигает в длину почти 2 метра. Длина тела королевской кобры достигает 6 м. Продолжительность жизни приблизительно 30 лет. Кобра живёт в одиночку. Она охотится  в сумерках или ночью. 
Кобра питается 
змеями, ящерицами, лягушками, мелкими млекопитающими и птицами. Она может много дней оставаться без пищи. Только мангустам и птицам-секретарям удаётся убить кобру. Мангусты любят еще разорять гнезда кобры.

Зеленый или древесный питон— это очень яркая и красивая змея. Она встречается в тропических дождевых лесах Новой Гвинеи.

Охотится он днем, а ночью отдыхает среди камней. Поедает ящериц, насекомых, птиц.

В возрасте примерно 1 год змея меняет свою окраску и переходит жить в лес. Тело становится ярко-зеленым и покрывается небольшими белыми и желтыми пятнами.

Почти все время они проводят на деревьях, свисая с ветки.

 Продолжительность жизни этих питонов около 15-20 лет.

Местные жители  часто держат зеленых питонов в качестве домашних питомцев, так как они истребляют мышей и крыс.

Гадюка обыкновенная — ядовитая змея, встреча с которой может произойти не только в лесу или на поле, но даже на собственном участке или на крыльце дома. Эту ядовитую змею,  часто путают с безобидным ужом.

Гадюка обыкновенная обычно имеет длину тела 60 — 80 см. Окраска туловища бывает самой разной. Это всевозможные оттенки коричневого, бурого, оранжевого, желтого, фиолетового, синего, зеленого, розового и даже красного цвета. Чаще встречаются серые и бурые гадюки с зигзагообразной полоской по спине.

Черная полоса, которая тянется по спине гадюки, является «визитной карточкой» змеи.

Обыкновенные гадюки охотятся не днем, а ночью. Днем же они греются на солнце. 
Гадюки живут долго, 15 лет.. Старые змеи самые длинные, так как рост туловища змеи продолжается всю жизнь.

Потревоженная гадюка шипит. Она мгновенно впадает в состояние ярости и набрасывается даже на неподвижные предметы: ветки, палки, стекло и др.

Кроме того, гадюк (особенно их детенышей) охотно едят барсуки, лисы, волки и куницы. Злейшими врагами гадюк являются ежи. Птицы тоже уничтожают большое количество гадюк. Цапли, аисты, вороны, совы и даже утки лакомятся ими. Умеют плавать.

Она пользуется своим умением, чтобы перебраться на другую сторону реки или озера в поисках подходящих для жизни мест. Зимуют гадюки (часто группами) в норах некрупных животных, под корнями старых трухлявых пней.  В этот холодный период они впадают в состояние оцепенения.

КАК ОТЛИЧИТЬ УЖА ОТ ГАДЮКИ?

Глаза. Зрачки у ужей круглые, а у гадюк имеют форму поперечной «палочки». Характерной особенностью большинства ужей являются хорошо развитые глаза:

Итак: зрачки у ужей круглые, а у гадюк — в форме палочки, которая расположена поперек туловища.

Отличить ужа от гадюки было довольно просто: у ужа на голове резко выделяются желтые или красные пятнышки, похожие на ушки, а туловище у него однотонное — темно-серое или черное. У гадюк «ушек» на голове нет, туловище серое или рыжее, и на спине резко выделяется зигзагообразная полоса (А Недялков. Натуралист в поиске»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения /обучение грамоте/. Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з.

   На уроке литературного чтения в 1 классе по теме «Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з» была использована проблемно-диалогическая технология. Цель её применения &ndash...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква с."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Согласные звуки [c], [c\'], буква с"....

Конспект урока литературного чтения по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д».

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа", по теме «Согласные  звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»...

Урок по литературному чтению по теме: « Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья.» УМК Школа России

Тема урока: Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. Цель урока: знакомство со звуками [в], [в’], буквой в....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "«Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б»

Материал предназначен для учителей 1 класса УМК "Школа России" при изучении темы "Соглагные звуки   [б], [б'], буквы Б,б....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Закрепление". ("Школа России)

Целью данного урока литературного чтения является создание условий для закрепления знаний учащихся о согласных буквах Х, х; развития речи, памяти, логического мышления....