Главные вкладки

    Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Дегтерева Ирина Алексеевна

    Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок является уроком открытия новых знаний и решает не только образовательные, воспитательные задачи, но и создает условия для введения  учащихся в творчество русского классика А. С. Пушкина.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniyaobuchenie_gramote_1_klass.docx23.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф.

    Цель, задачи: Цель урока: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности. Создать условия для введения учащихся в творчество русского классика А.С.Пушкина

    Образовательные задачи: познакомить  детей с новой буквой русского алфавита Ф и звуками, которые эта буква обозначает [ф], [ф']; научить выполнять звуковой анализ слов «фонарь», «филин», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слова, создать условия для овладения техникой чтения слов и  предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся.

    Развивающие задачи:

    - развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах,

    - развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

    Воспитательные задачи: эмоционально-положительное отношение к предмету и окружающему миру.

    Планируемые результаты:

    Личностные -проявляют  учебно – познавательный интерес к новому содержанию занятия;

    -  проявляют  любознательность к изучаемому материалу;

    - осознают  свою успешность на уроке,

    - проявляют  доброжелательность, доверие и внимательность  к окружающим

    - внутренняя позиция школьника;

     - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Метапредметные -  Регулятивные  УУД: умеют  принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие

    -   определять цель деятельности на уроке;

    -  определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

    -  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

    -  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    -  осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Познавательные УУД:

    - умеют  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

    - умеют  на основе анализа делать выводы;

    -  умеют  устанавливать аналогии;

    Коммуникативные УУД: 

    -  умеют организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

    -  умеют слушать и понимать других;

    -  умеют  строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

    -  умеют оформлять свои мысли в устной форме;

    -  умеют  совместно договариваться о правилах общения и поведения.

    Предметные - знают букву Ф, ф; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов;  умеют выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой букве на «ленте букв»;

    - читать слоги  и слова с изученными буквами;

    - читать текст вслух.

    Технология: технология проблемно-диалогического обучения,  системно-деятельностный подход.

    Тип урока: «открытие» новых знаний.

    Ход урока

    1. Психологический настрой

    -Ну, ребята, чур молчок!

    Начинается  урок!

    - Но для начала, я хотела бы знать ваше настроение. Моё настроение, например,   сегодня, соответствует данному смайлику. А ваше?  Что вы ждете сегодня от урока?

    2. Мотивация к учебной деятельности

    -Чем вы занимаетесь на уроках чтения? Для чего  это вам нужно?

    -Вы уже знаете, что  2015 год в нашей стране объявлен Годом литературы. Чтобы  читать и понимать о чем идет речь в книгах , нужно уметь хорошо читать. Поэтому примемся за дело.

    3. Актуализация знаний + Индивидуальная работа

    1) Повторение изученного (теория)

    - Я  начну, а вы кончайте,

    Хором дружно продолжайте:

    -Наша речь бывает.... (устная и письменная)

    Речь состоит из .....(предложений)

    Предложение выражает...... (законченную  мысль)

    Предложение состоит из.... (слов)

     Звуки бывают … (гласные и согласные).

    2) Повторение о звуках

    -Какая буква лишняя? (Щ, А, Ё, У, Э, Ы) Почему? Дайте характеристику звуку (щ).  Из оставшихся букв какая лишняя? Почему? Когда "хитрые" гласные обозначают 2 звука? Чем гласный отличаются от согласных?

    3) Проверка индивидуальной работы №1

    Вставь гласные: в(?)да, ст(?)на, к(?)за,  д(?)ска. Назовите проверочные. Правило.

    4) Повторение об однокоренных словах

    - Вы очень хорошо работаете, по-другому я могу сказать так: (читаем с доски слова)

     ДРУЖНО, ДРУЖБА, Дружок, дружок.

    -Что скажете об этих словах? Сравните два последних слова: в чем их различие? (написание и  значение)

    5) Проверка д/з

    - Какой рассказ из домашнего задания  вы читали на тему дружбы?

    Чтение. "Два товарища" Л. Н. Толстого

    - Чему учит рассказ?

    -Бывает ли дружба между человеком и животным? Чтение стихотворения Е. Благининой с.68

    -Стих -отгадка Б. Заходера на с.69 тоже о дружбе человека и животного. Сколько человек участвуют в разговоре? Как мы называем такую форму речи? (Диалог)

    Чтение по ролям.

    5. Физкультминутка.

    4. Целеполагание

    Отгадайте загадки:

    •Ой, заухал! Страшно мне!
    Вот так чудище на пне!
    Смотрит, даже не моргнёт!
    Он на даче не живёт!
    Иногда лишь прилетит 
    И, нахохлившись, сидит. 
    Я такого видел в фильме. 
    Эта птица — мудрый … !    филин

    Освещают ночь огнём
    Было, чтоб светло как днём,
    От зари и до зари
    Светят ярко…(
    Фонари)

    - Определили, какие одинаковые звуки есть в этих словах.

    - Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [ф], [ф’])

    - Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф],  [ф']. Буква «Ф, ф».

    - Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.

    Познакомимся с …..

    Научимся  ….

    -Мы  познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем  учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

    5. Открытие нового знания.

    1)- Произнесите 1-ое слово по слогам. Назовите 1-ый слог, 1-ый звук. Какой он: гласный или согласный? Твердый или мягкий.

    (Аналогично со вторым словом)

    2)  Знакомство с буквой.

    -Эти звуки обозначаются буквами Фф.  Дадим полную характеристику звукам этой буквы.

    3) Чтение слогов с буквой ф.

    фа    фо     фу    фы  фэ

    фя     фё    фю    фи  фе

    4) Первичное закрепление

    -Пробуем  прочитать слова.

    фары    ферма   фонтан  фонарь  филин

    - Разберём, как вы понимаете значения следующих  слов.

    Флаг - символ страны.

    Флот-  все военные и торговые корабли одной страны.

    6. Применение нового знания

    -Откройте "Азбуку" на стр70. Рассмотрите рисунок. Вот как раз  здесь изображен флот: разные корабли для разных целей.

    - Прочитайте текст под картинкой. Кто автор этих строк? Знаком ли вам этот писатель?

    1) Знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

    Имя А. С. Пушкина знают огромное кол-во людей по всему миру. Каждый человек обязательно знает какое-нибудь стихотворение или отрывок  из произведения Пушкина. Но самый популярный нам прочитает   .......

    (Ученик читает отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" - "У Лукоморья дуб зеленый...")

    - Жизнь и судьба А. С. Пушкина удивительна. Послушайте сообщение  вашего одноклассника о Пушкине.

    Ученик рассказывает, учитель сопровождает рассказ показом слайдов.

     А. С. Пушкин родился  в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он  знал еще и  французский язык, много читал по-французски.

     У Пушкина была няня -  Арина Родионовна , которую он очень любил.  Няня рассказывала маленькому Саше замечательные русские народные сказки. Её песни и сказки запомнились мальчику  на всю жизнь. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.

    - Кто придумывает сказки? ( Народ или авторы)

    - На какие группы делятся сказки?  (Авторские и народные)

    - Знаете ли вы сказки Пушкина?  Давайте это проверим.

    2) Работа в парах.

    - На столе у вас карточки с названиями сказок. Вы должны распределить  эти сказки на две группы: сказки Пушкина и русские народные. Соедините карандашом.

    Проверка.

    -  Обратите внимание на выставку книг А. С. Пушкина,  со временем мы обязательно их все прочитаем и обсудим.

    Некоторые ребята нарисовали рисунки к своим любимым сказкам.  (Выставка рисунков)

    -Угадайте, из какой сказки приготовила нам отрывок Аня.

    (Ученица читает  отрывок из сказки о мертвой царевне)

    Царица:

    Свет, мой зеркальце! Скажи,  да всю правду доложи.

    Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.        

    И ей зеркальце в ответ:

    Ты прекрасна, спору нет

    Ты, царица, всех милее,

    Всех румяней и белее.

    И царица хохотать, и плечами пожимать.

    И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,

    И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.

    Ответы детей.

    3) Самостоятельное чтение.

    - На столах у вас листы с текстом еще одной сказки Пушкина. Прочитайте и  определите её название. ( "Сказка о рыбаке и рыбке")

    Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года.
    Старик ловил неводом рыбу,
    Старуха пряла свою пряжу.
    Раз он в море закинул невод, —
    Пришел невод с одною тиной.
    Он в другой раз закинул невод,
    Пришел невод с травой морскою.
    В третий раз закинул он невод, —
    Пришел невод с одною рыбкой,
    С непростою рыбкой, — золотою.
    Как взмолится золотая рыбка!
    Голосом молвит человечьим:
    «Отпусти ты, старче, меня в море,
    Дорогой за себя дам откуп:
    Откуплюсь чем только пожелаешь.»
    Удивился старик, испугался:
    Он рыбачил тридцать лет и три года
    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
    Отпустил он рыбку золотую
    И сказал ей ласковое слово:
    «Бог с тобою, золотая рыбка!
    Твоего мне откупа не надо;

    Ступай себе в синее море,
    Гуляй там себе на просторе».

    4)Чтение "цепочкой"

    8. Итог урока

    - Что нового вы сегодня открыли для себя? С какой буквой познакомились. Характеристика звуков.

    - Вспомните про парные согласные. Когда им опасно стоять в словах? Как проверить?

      (проверка  индивидуальной работы №2) Правило хором.

    - Что повторили из того, что уже знали?

    - Что было самое интересное для вас?

    9. Рефлексия

    - Наш урок заканчивается.

    - Вспомните начало урока, покажите мне, с каким настроением вы закончили урок?

    - Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.

    - Спасибо всем вам за внимание  и  за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Звук о. Буквы О,о" ПНШ

    Данный конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС, поможет провести урок даже начинающему педагогу....

    Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Буква Х, х и звуки х, х*" 1 класс

    Конспект открытого урока в 1 классе с указанием целей и задач урока, УУД по прогамме "Школа России". Урок построен с использованием презентации и иллюстративного материала....

    Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) "Знакомство с буквой Б б"

    Звуко-буквенный анализ слов со звуками [б], [б\']. Чтение слогов и слов с буквой Б б....

    Открытый урок в 1 классе по литературному чтению (обучение грамоте) по теме: «Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з»

    Открытый урок литературного чтения (обучение грамоте) построен на основе требований ФГОС по методической проблеме "Формирующее оценивание"...