Урок русского языка по теме "Корень как общая часть однокоренных слов", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Программа "Начальная школа XXI века"

Тема: Корень как общая часть однокоренных слов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

 

Цель урока: создание условий для организации наблюдения за значением и звучанием родственных слов, для обучения коллективному формулированию выводов.

Задачи урока: закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть и слова, близкие по значению.

 

Планируемые результаты:

Предметные: наблюдение за значением и звучанием родственных слов, умение формулировать выводы при коллективной форме организации обучения.

Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры; владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.

Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

ФИО: Олейниченко Светлана Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 2-Б

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Тема

Корень как общая часть однокоренных слов

Цель

Создание условий: для организации наблюдения за значением и звучанием родственных слов;  для обучения коллективному формулированию выводов.

Задачи

Закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть и слова, близкие по значению)

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать 2 признака родственных слов;
  • уметь строить наблюдение за значением и звучанием родственных слов, формулировать выводы при коллективной форме организации обучения.

Личностные:

  • владеть коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в группах, парах;
  • воспринимать русский язык как явление национальной культуры.

Метапредметные:

  •  использовать русский язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Основные понятия

Корень слова, родственные слова.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные
  • Учебник, автор С.В. Иванов, программа «Начальная школа XXI века».
  • Дидактические материалы, ЦОРы.

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, информационно-коммуникационные.

Дидактическая структура урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные.

Оргмомент.

Организация рабочего места.

Мотивация на деятельность.

Контроль за  организацией рабочего места учащихся.

Умение организовать рабочее место.

Принятие образа «хорошего ученика». Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний:

чистописание,

словарная работа.

Моделирование.: использование модели для анализа слова.

Работа по подбору родственных слов.

Организация  подводящего диалога. Осуществление корректировки действий учащихся.

Конструирование букв из элементов.

Работа с моделью слова.

Работа с родственными словами.

Повторение словарных слов. Формирование умения работать с моделью слова, лексическим значением слов.

Р. Умение преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

К. Умение аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

Постановка проблемы.

Анализ группы родственных слов с опорой на ранее изученный материал.

Выявление слова, не соответствующего данной группе, формулирование первого признака родственных слов.

Организация работы в группах.

Работа с  однокоренными словами.

Умение анализиро-

вать признаки родственных слов.

Р. Умение понимать, принимать и сохранять учебную задачу.

П. Осознание познавательной задачи.

К. Умение участвовать в диалоге.

Формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль.

Решение проблемной ситуации.

Анализ группы родственных слов с опорой на ранее изученный материал.

Выявление слова, не соответствующего данной группе, формулирование  второго  признака родственных слов.

Организация работы в группах.

Работа с однокоренными словами.

Умение определять главные признаки родственных слов.

Р. Осознание трудностей, стремление их преодолеть, умение пользоваться различными видами помощи.

П. Умение устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать.

К. Умение вступать в сотрудничество с одноклассниками.

Умение анализиро-

вать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.

Этап физической разрядки.

Смена динамических поз.

Организация данного этапа.

Готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения.

Первичное закрепление

Выбор определения понятия «корень слова» из предложенных вариантов.  Формирование групп однокоренных слов по заданным признакам.

Организация фронтальной работы с применением ЦОРов.

Сопровождение учащихся при работе в парах.

Работа с правилом «Как правильно выделить корень».

Игра «Рассели жильцов».

Формирование умения осуществ-

лять подбор однокоренных слов.

Р. Умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

П. Умение извлекать информацию, критически её оценивать.

К. Умение допускать возможность различных точек зрения, высказывать и аргументировать своё мнение.

Умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Применение полученных

знаний в новой ситуации.

Выполнение теста.

Организация тестирования.

Электронный мониторинг.

Представление результата своей работы.

Р. Умеине использовать установленные правила в выборе способа решения.

П. Умение использовать общие приёмы решения задач.

К. Стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Развитие самостоятельности.

Рефлексия  деятельности на уроке.

Оценивание собственной деятельности на уроке. Фиксирование неразрешённых затруднений как направление будущей учебной деятельности.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников .

Р. Умение устанавливать соответствие полученного результата поставлен-ной цели.

П. Рефлексия способов и условий действий.

К. Умение формулировать собственное мнение и позицию.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельно

сти.



Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

Московская область, Раменский район

учитель начальных классов

Олейниченко С.Н.

2015-2016 уч.г.

Русский язык.

2 класс

Тема: Корень как общая часть однокоренных слов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: создание условий для организации наблюдения за значением и звучанием родственных слов, для обучения коллективному формулированию выводов.

Задачи урока: закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть и слова, близкие по значению.

Планируемые результаты:

Предметные: наблюдение за значением и звучанием родственных слов, умение формулировать выводы при коллективной форме организации обучения.

Личностные: восприятие русского языка как явления национальной культуры; владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.

Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Оборудование:

1. Интерактивная доска (презентация, ЦОРы).

2. Ноутбук учителя.

3. Единая коллекция образовательных ресурсов ( конструктор правила

«Корень — общая часть родственных слов», игра «Рассели жильцов»)

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим.

И тихонечко сидим.

  1. Чистописание.

- Ребята, к нам на урок очень спешили две буквы. Они так торопились, что споткнулись, упали и рассыпались. От них остались вот только эти элементы (2 овала, 2 длинные наклонные с петлёй).

- Соберите буквы, запишите их в  тетради.

- Повторите написание букв три раза.

  1. Актуализация знаний (словарная работа).

. . д / в . д .

- Посмотрите, наши буквы уже освоились и заняли свои места в каком-то слове.

- Что вы можете рассказать об этом слове? (2 слога, 1 слог безударный, 2 слог ударный, 7 букв, 2 гласные...)

- Вы догадались, какое это слово?

- В случае затруднения загадать загадку:

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза спрятав нос. (медведь)

  • Почему медведь получил такое название? (ведает, где мёд)
  • Какую гласную напишем в первом слоге? (е)
  • Запишите к слову медведь 2-3 родственных слова (медведица, медвежонок, медвежий).
  • Как вы думаете, что означает выражение «медвежий угол»? (отдалённое, малонаселённое, глухое место)
  • Посмотрите, как выглядит настоящий медвежий угол (демонстрация на интерактивной доске)
  • Докажите, что вы правильно подобрали родственные слова.
  • Выделите корень в словах. (медвед-, медвеж-)

        4. Проблемная ситуация.

  • Соседи медведя ежонок, волчонок и лисёнок тоже составляли группы однокоренных слов. (ёж — левый, левша, лев; лиса — водитель, вода, водный; волк — дело, делить, деловой).

        5. Решение проблемной ситуации.

         а)работа в группах, обсуждение, выступление представителей групп).

  • О каком признаке родственных слов забыли животные, когда составляли эти группы слов? (Общность в значении однокоренных слов. Если учитывать только звуковое и буквенное совпадение, то возможно появление ошибки).

        б) учебник, стр.92 упр.3 (работа в группах)

  • Чтение задания.
  • Обсуждение в группах.
  • Выступление представителей групп.
  • Отсутствие какого признака не позволяет называть слова родственными? (отсутствие общего корня)
  • Обратите внимание: нельзя путать родственные слова и синонимы (слова, близкие по смыслу, но не имеющие общего корня).
  • Подведите итог: как же правильно подбирать родственные слова, сколько признаков необходимо учитывать?

        6. Первичное закрепление.

        а) Единая коллекция образовательных ресурсов:

  • Игра «Кто прав?»
  • Игра «Рассели жильцов».

        б) Работа в парах (в тетрадях, 1 пара у интерактивной доски).

  • Распределите слова на 2 группы родственных слов: дорога, дорожка, часы, дорожный, часики, часовщик, бездорожье, часовой, дорогая, будильник.
  • Фронтальная проверка.
  • Все ли слова выписали?
  • Почему? Докажите своё мнение.

        7. Рефлексия (самостоятельная работа).

            Использование системы электронного мониторинга (тест).

  • В какой группе записаны однокоренные слова?

А. дорога, путь

В. снег, снеговик

С. вода, водитель

  • Отметьте неоднокоренное слово:

А. гора

В. горе

С. горка

  • Подберите родственное слово к слову храбрость:

А. храбрый

В. смелый

С. мужественный

  • Отметьте слово, родственное слову роза:

А. розочка

В. розовый

С. розги

        8. Итог урока (на интерактивной доске)        

  • Мы с вами узнали...
  • Мы с вами научились...
  • Нам было интересно...
  • Мне было трудно...
  • С каким настроением вы сегодня уходите с урока? (оставить цветок в вазе)

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Тема: Корень как общая часть однокоренных слов 2 класс учитель начальных классов Олейниченко С.Н. Удельнинская гимназия 2012-2013уч.г.

Слайд 3

1 группа левый левша лев

Слайд 4

2 группа водитель вода водный

Слайд 5

3 группа дело делить деловой

Слайд 6

Распределите слова на 2 группы однокоренных слов: дорога, дорожка, часы, дорожный, часики, часовщик, бездорожье, часовой, дорогая, будильник

Слайд 7

Мы с вами узнали... Мы с вами научились... Нам было интересно... Мне было трудно...

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Подбор и написание однокоренных слов" (3 класс)

Приложеный материал содержит конспект и презентацию, соответствующие типу урока:  урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий (УУД)....

Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи", 3 класс

Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация...

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи" (4 класс, "Школа России")

Представлена разработка урока русского языка "Наречие как часть речи" для 4 класса по программе "Школа России". Урок проведен в технологии деятельностного метода. Показана мет...

Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....