Урок русского языка во 2 классе по теме "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Алексеева (Шишко) Татьяна Сергеевна

К конспекту урока прилагается презентация, самоанализ проведенного урока. Прописады ожидаемые результаты и краткие методические рекомендации для учителя. Урок проводится в технологии исследования, требует  подготовки раздаточного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска

 Амурского муниципального района Хабаровского  края

 Заочный районный конкурс молодых педагогов

 «Мой лучший урок»

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок русского языка  

2 класс

Имя существительное.

 Шишко Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов,

молодой специалист

2014 г

Пояснительная записка

Урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС и принципами системы развивающего обучения  Л.В. Занкова.  Урок проводится с применением  ЦОРа: презентация. Ведущим подходом проведения урока является деятельностный подход. Ребята работают с раздаточным материалом (шаблон письма), с учебником.

Урок актуален. Тема урока соответствует программе по русскому языку и  календарно – тематическому планированию.

Основной формой работы учащихся на уроке является индивидуальная работа, которая  является продуктивной  для достижения цели урока и  развития у учащихся универсальных учебных действий.

Конспект урока  можно использовать во вторых классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова и для проведения внеклассного мероприятия с детьми младшего школьного возраста.

Методическая разработка сопровождается презентацией и  приложениями.

Приложение 1. Фото  конверта для сбора  писем Деду Морозу.

Приложение 2. Шаблон письма.

Приложение 3. Фото. Дифференцированное домашнее задание.

Приложение 4. Фото. Детские работы.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация, шаблон письма, дифференцированное домашнее задание (снежинки).

Тема:  Имя существительное.

Цель:  знакомство  с именем существительным (общее значение, вопросы); развивать внимание, память, мышление, орфографическую зоркость, речь;

воспитывать интерес к предмету, аккуратность.

Задачи:

- сформировать представление об имени существительном;

- научить задавать вопросы к имени существительному;

- развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость.

УУД:

Личностные: Создание условий для формирования положительного отношения к школе и учебной деятельности через организацию  практической, игровой         деятельности.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока.

Познавательные: Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; воспринимать смысл предъявляемого текста.

Коммуникативные: Создание условий для формирования умения договариваться и приходить к общему мнению через организацию работы в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Учитель:  - Кто такой разведчик - следопыт? (ответы детей)

- Профессия разведчика какая?

- Какими качествами должен обладать хороший разведчик?

На доске

1. иметь зоркий глаз

2. уметь слушать и слышать

3. быть внимательным

Учитель:  -  Сегодня я предлагаю вам превратиться в следопытов. Согласны?

    II. Целеполагание.

Учитель:  - Нам пришла телеграмма от Деда Мороза. А в телеграмме  для нас секретные задания. Нам нужно расшифровать ее.  – (расшифровать письмо и выяснить, что такое имя существительное).

Учитель:  -  Кто – нибудь знает, что это такое?

Учитель:  - Что будем делать?

Дети: - Узнавать, искать.

III. Актуализация знаний.

Учитель:  - А для начала давайте проверим насколько зоркий глаз у нас и насколько мы внимательны. (На слайде слова  - коллектив, аллея, телеграмма)

Учитель:  - Во  всех этих словах спрятались разные правила. Давайте найдем их все.

 ( Коллектив – безударный гласный в слове, парный глухой звонкий согласный, двойные согласные буквы. Аллея - безударный гласный в слове, двойные согласные буквы.

Телеграмма - безударный гласный в слове, двойные согласные буквы. )

Учитель:  - Что мы знаем о словах с двойными согласными?

Дети: - При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляем на строке, а другую переносим.

Учитель:  - Запишите эти слова в тетрадь, разделив их черточками для переноса. (Один ученик выполняет задание на доске)

Учитель:  - Хорошо, молодцы!

ТЕЛЕГРАММА

Кому:  коллективу учащихся 2б класса

Куда:  г. Амурск

          Аллея Победы   д. 14а

         Школа №3 кабинет 25

От кого: Деда Мороза и Снегурочки

IV. Открытие нового знания.

Учитель:  - Качества, необходимые разведчику-следопыту у нас есть,  и мы можем смело начинать добывать  информацию. А теперь давайте попробуем расшифровать то, что написано в телеграмме. В ней слова зашифрованы вопросами и чтобы нам его прочитать и понять то, о чем нам хотели сказать Дед Мороз и Снегурочка, нам нужно с вами разобраться какими же словами заменить эти вопросы.

Учитель: - Посмотрите, в тексте стоят только вопросы кто? или что? Но мы с вами уже знаем, что на вопрос кто отвечают какие предметы? (одушевленные), а на вопрос что? (неодушевленные) предметы. Давайте теперь попробуем заменить вопросы одушевленными и неодушевленными предметами и посмотрим что у нас получится. (расшифровывают текст).

Здравствуйте, кто?!

Пишут вам кто? и кто?!  Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь что? кто? внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша кто? и кто? очень рады, что все кто? были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому кто? решили поздравить вас с Новым что? и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого  в следующем что?! Под новогодней волшебной елочкой кто? найдете свой самый долгожданный что?. Надеемся, что кто? будете продолжать радовать всех своими что?! До встречи! Очень спешим к вам.

Ваши  кто? и кто?

(Дед Мороз, Снегурочка, год, мы,  ребята, подарок, учительница, вы, успех, победа, дети, вы)  

Учитель:- телеграмму мы расшифровали, а теперь давайте сделаем вывод, чем похожи слова, которые вы вставляли в текст? (отвечают на вопросы кто? И что?)

А кто – то знает, какая часть речи отвечает на эти вопросы? (ответы детей)

Загляните в учебник на стр. 86 правы ли вы? Что же  такое имя существительное?

Дети:- Имя существительное это предмет и отвечает на вопросы кто? или что?.

Учитель:  - Можно считать, что мы выполнили задание? Молодцы!

V.Физкультминутка: 

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

         И опять пешком пойдем.

Учитель: А теперь давайте потренируемся в нахождении имен существительных.

Из всех выделенных слов в тексте выпишите только имена существительные, работаете в парах, все решения должны быть совместными: падают, дети, учительница, елочка  радовать, их, тихо, снежинки, спешим.

Представьте ответы (1 ПАРА)

- Почему вы выбрали именно эти слова?

Дети: - Потому что они обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?

Учитель:- Ребята, Дед Мороз приходит к нам в новогодние праздники не с пустыми руками, а с подарками. Я предлагаю вам написать письмо Деду Морозу о том какие подарки вам хотелось бы получить в эту новогоднюю ночь. - У вас на столах лежат шаблоны, в которых вам нужно вставить слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? или что?

Здравствуй, (кто?)!

Поздравляю тебя с наступающими (что?)!

(Кто?) знаю, у тебя много (что?), поэтому напишу коротко:

(Кто?) очень рад(а) тому, что скоро наступят (что?) и (кто?) с мамой буду наряжать (что?). (Кто?) люблю (что?), (что?) и (что?). В этом году (кто?) старался(ась), хорошо учился(ась) и помогал(а) маме. Иногда у меня не очень получалось быть послушным(ой). Но (кто?) старался(ась)! Потому что очень люблю родителей. Но есть у меня настоящая (что?) : (кто?) хочу, чтобы (кто?) всегда улыбалась.

(Кто?), пожалуйста, привези (что?) родителям и мне!

        (кто?)  Спасибо!

- Давайте теперь все ваши письма завернем в наш конверт и отправим Деду Морозу и Снегурочке, которые ждут ответа от нас!

VI. Рефлексия.

Учитель:   - Кем мы сегодня на уроке были?

                  - Что узнали нового?

                  - На какие вопросы отвечает имя существительное?

                  - Что больше всего понравилось?

 VII. Домашнее задание.

Каждый ребенок выбирает для себя снежинку с отрывком из литературного произведения  по степени сложности и получает задание подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос кто, что.

Задание 2. Составить небольшой рассказ с именами существительными

Ожидаемый результат

Все содержание предмета «Русский язык» во втором классе по системе Л.В. Занкова является пропедевтическим. Оно подготавливает учащихся к осознанному усвоению материала курса  в 3-4 классах. Поэтому  знания не оцениваются, и вся работа направлена на  развитии интереса учащихся к предмету.  

Результатом работы на уроке является продуктивная, дружная деятельность детей, заинтересованность к учебному предмету, и, в конечном итоге, к процессу учения в целом.  

Учитель должен создать комфортную обстановку, которая способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Главный результат – личная удовлетворенность и желание каждого ребенка  узнавать новое.

Методические рекомендации для проведения урока

Урок требует серьезной подготовки.

Сложность урока в большом объеме наглядного материала, учитель должен умело владеть им, чтобы  не превратить  работу в «разглядывание картинок». Нужно приготовить раздаточный материал: шаблон письма Деду Морозу, составить необходимую презентацию, приготовить снежинки для домашнего задания.

Очень важен психологический и моральный аспект проведения урока.  

Список используемой литературы:

  1. Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 2 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕЛЕГРАММА Кому: коллективу 2б класса Куда: г. Амурск Аллея Победы д. 14а Школа №3 кабинет 25 От кого: Деда Мороза и Снегурочки

Слайд 2

Телегра мм а, ко лл ектив, а лл ея

Слайд 3

Те-лег-рам-ма, кол-лек-тив, ал-лея

Слайд 4

Здравствуйте, кто? ! Пишут вам кто? и кто? ! Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь что? кто? внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша кто? и кто? очень рады, что все кто? были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому кто? решили поздравить вас с Новым что? и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого в следующем что? ! Под новогодней волшебной елочкой кто? найдете свой самый долгожданный что? . Надеемся, что кто? будете продолжать радовать всех своими что? ! До встречи! Очень спешим к вам. Ваши кто? и кто?!

Слайд 5

Здравствуйте, ребята ! Пишут вам кто? и кто? ! Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь что? кто? внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша кто? и кто? очень рады, что все кто? были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому кто? решили поздравить вас с Новым что? и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого в следующем что? ! Под новогодней волшебной елочкой кто? найдете свой самый долгожданный что? . Надеемся, что кто? будете продолжать радовать всех своими что? ! До встречи! Очень спешим к вам. Ваши кто? и кто?!

Слайд 6

Здравствуйте, ребята ! Пишут вам Дед Мороз и Снегурочка ! Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь что? кто? внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша кто? и кто? очень рады, что все кто? были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому кто? решили поздравить вас с Новым что? и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого в следующем что? ! Под новогодней волшебной елочкой кто? найдете свой самый долгожданный что? . Надеемся, что кто? будете продолжать радовать всех своими что? ! До встречи! Очень спешим к вам. Ваши кто? и кто?!

Слайд 7

Здравствуйте, ребята ! Пишут вам Дед Мороз и Снегурочка ! Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь год мы внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша кто? и кто? очень рады, что все кто? были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому кто? решили поздравить вас с Новым что? и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого в следующем что? ! Под новогодней волшебной елочкой кто? найдете свой самый долгожданный что? . Надеемся, что кто? будете продолжать радовать всех своими что? ! До встречи! Очень спешим к вам. Ваши кто? и кто?!

Слайд 8

Здравствуйте, ребята ! Пишут вам Дед Мороз и Снегурочка ! Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь год мы внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша учительница и мы очень рады, что все вы были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому кто? решили поздравить вас с Новым что? и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого в следующем что? ! Под новогодней волшебной елочкой кто? найдете свой самый долгожданный что? . Надеемся, что кто? будете продолжать радовать всех своими что? ! До встречи! Очень спешим к вам. Ваши кто? и кто?!

Слайд 9

Здравствуйте, ребята ! Пишут вам Дед Мороз и Снегурочка ! Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь год мы внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша учительница и мы очень рады, что все вы были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому мы решили поздравить вас с Новым годом и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого в следующем году ! Под новогодней волшебной елочкой кто? найдете свой самый долгожданный что? . Надеемся, что кто? будете продолжать радовать всех своими что? ! До встречи! Очень спешим к вам. Ваши кто? и кто?!

Слайд 10

Здравствуйте, ребята ! Пишут вам Дед Мороз и Снегурочка ! Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь год мы внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша учительница и мы очень рады, что все вы были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому мы решили поздравить вас с Новым годом и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого в следующем году ! Под новогодней волшебной елочкой вы найдете свой самый долгожданный подарок . Надеемся, что кто? будете продолжать радовать всех своими что? ! До встречи! Очень спешим к вам. Ваши кто? и кто?!

Слайд 11

Здравствуйте, ребята ! Пишут вам Дед Мороз и Снегурочка ! Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь год мы внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша учительница и мы очень рады, что все вы были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому мы решили поздравить вас с Новым годом и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого в следующем году ! Под новогодней волшебной елочкой вы найдете свой самый долгожданный подарок . Надеемся, что вы будете продолжать радовать всех своими успехами ! До встречи! Очень спешим к вам. Ваши кто? и кто?!

Слайд 12

Здравствуйте, ребята ! Пишут вам Дед Мороз и Снегурочка ! Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь год мы внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша учительница и мы очень рады, что все вы были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому мы решили поздравить вас с Новым годом и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого в следующем году ! Под новогодней волшебной елочкой вы найдете свой самый долгожданный подарок . Надеемся, что вы будете продолжать радовать всех своими успехами ! До встречи! Очень спешим к вам. Ваши Дед Мороз и Снегурочка !

Слайд 13

Здравствуйте, ребята ! Пишут вам Дед Мороз и Снегурочка ! Наступила зима. На улице тихо падают снежинки. Весь год мы внимательно наблюдали за вами. А еще о вас нам написала ваша учительница и мы очень рады, что все вы были в этом году послушными, умными и воспитанными детьми. Поэтому мы решили поздравить вас с Новым годом и пожелать вам самого радостного, доброго и теплого в следующем году! Под новогодней волшебной елочкой вы найдете свой самый долгожданный подарок . Надеемся, что вы будете продолжать радовать всех своими успехами ! До встречи! Очень спешим к вам. Ваши Дед Мороз и Снегурочка !



Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 3 г. Амурска

Шишко Татьяна Сергеевна

Самоанализ  урока русского языка во 2-Б классе

Урок «Имя существительное»  является первым  в данной теме.  Накануне ребята познакомились  с самостоятельными и служебными частями речи, так как  главной целью уроков  русского языка в системе Л.В. Занкова  является  изучение  и установление взаимосвязей всех компонентов русского языка, то знакомство с частью речи именем существительным является логическим продолжением  предыдущего урока.

Я поставила цель:

продолжить работу по изучению самостоятельных частей речи, а именно знакомство  с именем существительным (общее значение, вопросы); развивать внимание, память, мышление, орфографическую зоркость, речь; воспитывать интерес к предмету, аккуратность.

Для реализации цели наметила задачи:

Познавательная:

- сформировать представление об имени существительном;

- научить задавать вопросы к имени существительному.

Развивающая:

 -способствовать развитию интереса у учащихся к учебному материалу, творческого мышления, речи и др.

Воспитательная:

- создать условия для воспитания нравственных качеств личности у учащихся.

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные: Создаю условия для формирования положительного отношения к школе и учебной деятельности через организацию  практической, игровой         деятельности.

Регулятивные: Развиваю у учащихся умение принимать и сохранять учебную задачу на разных этапах урока.

Познавательные: Учу анализировать изучаемые объекты окружающего мира (внешний вид, строение, среда обитания динозавров), выделять их отличительные признаки.

Коммуникативные: Создаю условия для формирования умения договариваться и приходить к общему мнению через организацию работы в парах.

Для организации продуктивной работы мне понадобилось следующее оборудование: шаблон письма Деду Морозу, снежинки для дифференцированного домашнего задания, мультимедийный комплекс, презентация.  

Я провела урок открытия нового знания. Элементы данного типа четко выделены в уроке.  В начале урока я создаю проблемную ситуацию, которая позволяет ученикам сформулировать тему урока.  Работа в группах построена на базе изучаемого материала. Ребята расшифровывают телеграмму, что является первой встречей с объектом урока. Вся последующая работа направлена на расширение знаний по теме урока.

            Дозировка времени на каждый этап урока теоретически определена верно, но практически был затянут этап по написанию письма Деду Морозу.

          Урок я построила   в соответствии с принципами обучения системы Л.В.  Занкова: быстрый темп прохождения материала, высокий, но доступный уровень сложности, самостоятельное добывание нового знания.

           Дети в течение всего урока работали активно, заинтересовано. Этому способствовали: мотивационное начало, игровая деятельность,  работа в парах.

          На уроке уделено достаточно времени для первичного закрепления нового материала: организация работы по материалу учебника,  работа со слайдовой презентацией (расшифровать телеграмму),  работа с текстом учебника (поиск нужной информации).

            Я использовала разные формы проверки знаний: фронтальную (расшифровывание телеграссы), парную (найти в тексте имя существительное), индивидуальную (написание письма).

          В целях развития творческого мышления  детям рекомендовано домашнее задание разного уровня. Ребенок имеет право выбора задания по степени сложности.

           Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Телеграмма от Деда Мороза и Снегурочки помогла активизировать учащихся на работу, создать проблемную ситуацию и сформулировать тему урока.  Созданная мною презентация  способствовала активизации познавательной активности учащихся. Презентация помогла мне провести работу по закреплению полученного знания, вывести на новый, для меня и моих учеников, уровень сравнения и анализа объектов.

         Методы обучения, которые я применила на уроке,  способствовали достижению поставленной цели. Широко использовала наглядный метод, как самый продуктивный для изучения данной темы. Исследовательский метод был не так четко выражен, но дети на протяжении всего урока занимались исследованием, сравнением, сопоставлением и совершали свои маленькие открытия.  

           Материал по данной теме является очень интересным для детей младшего школьного возраста. Поэтому воспитательный эффект получился высоким. Ребята с удовольствием работали, слушали друг друга, помогали, и конечно, убеждались в том, что учиться – очень интересно.  Моей главной целью было -  формирование стремления познавать новое.

        Я считаю, что контакт с классом у меня получился хороший. Я старалась строить работу так, что бы ребята сумели сделать открытие и поделиться  им с одноклассниками. А я только направляла эту деятельность.

      Активность на уроке была высокой, особенно на этапе закрепления полученного знания и рефлексии.

      В моем уроке имелись недостатки.

        Была затянута практическая работа по написанию письма Деду Морозу. Я сделала вывод, что мне нужно чаще применять такую форму работы.

        Дисциплина учащихся не всегда соответствовала требованиям урока. Это можно объяснить высокой эмоциональностью как детей, так и  учебного материала. Но я считаю, что мне нужно работать над дисциплиной и четче продумывать инструкции для учащихся.

       



Предварительный просмотр:

Здравствуй, ____________________!

Поздравляю тебя с наступающими ___________________!

____ знаю, у тебя много ____________, поэтому напишу коротко:

____  очень рад(а) тому, что скоро наступят _________________ и ___ с мамой буду наряжать _______. _____ люблю ________________, _______________ и _______________. В этом году _____ старался(ась), хорошо учился(ась) и помогал(а) маме. Иногда у меня не очень получалось быть послушным(ой). Но ___ старался(ась)! Потому что очень люблю родителей. Но есть у меня настоящая __________: _____ хочу, чтобы __________ всегда улыбалась.

_____________________, пожалуйста, привези ______________ родителям и мне!

                                                                          ____________________!  Спасибо!

Здравствуй, ____________________!

Поздравляю тебя с наступающими ___________________!

____ знаю, у тебя много ____________, поэтому напишу коротко:

____  очень рад(а) тому, что скоро наступят _________________ и ___ с мамой буду наряжать _______. _____ люблю ________________, _______________ и _______________. В этом году _____ старался(ась), хорошо учился(ась) и помогал(а) маме. Иногда у меня не очень получалось быть послушным(ой). Но ___ старался(ась)! Потому что очень люблю родителей. Но есть у меня настоящая __________: _____ хочу, чтобы __________ всегда улыбалась.

_____________________, пожалуйста, привези ______________ родителям и мне!

                                                                          ____________________!  Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Род имён существительных и мён прилагательных"

Урок изучения нового материала. К данному уроку есть презентация....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов"

Представляю презентацию к уроку русского языка 4 класс "Безударное окончание существительных, прилагательных, глаголов."  Урок обобщения.Работа на уроке строится следующим образом. Дети определяю...

Конспект урока русского языка, 3 класс " Род имён существительных"

Урок посвящён 90-летию Кировского района Санкт-Петербурга....

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных

Урок русского языка (3 класс). Склонение имён существительных...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...