Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема:"Суффикс как часть слова."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Авраменко Ольга Ивановна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века". Тема урока:"Суффикс как часть слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

 Учитель начальных классов Авраменко Ольга Ивановна.

Предмет: русский язык.

Класс: 2-в. 

Авторы учебника: С.В. Иванов, О.А. Евдокимова и др.

Тема урока: Суффикс как часть слова.

Тип урока: «открытие» нового.

Дидактическая цель урока: формировать умение находить и обозначать суффикс в словах, формировать представление о понятии: значение суффикса.

Задачи:

Образовательные:

-формировать представление о суффиксе как новой значимой  части слова, и его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем; способствовать усвоению алгоритма нахождения суффиксов. 

Развивающие:

-развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

-развивать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности.

Воспитательные:

-воспитывать ответственное отношение к оформлению своей работы,

-формировать умение работать в паре, умение договариваться о правилах поведения и общения в совместной работе, умение слушать других, признавать право товарищей на собственное мнение.

Методы обучения: системно-деятельностный метод,  метод проблемного обучения, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Средства обучения:

для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация;

для учащихся: учебники, рабочие тетради, сигналы для оценочной шкалы «Светофор».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Мотивация учебной деятельности.

А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Вы друг к другу повернитесь

И друг другу улыбнитесь!

- Я желаю сохранить хорошее настроение на весь урок.

-Сядьте прямо. Проверьте осанку.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение, умение выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: уважительное отношение друг к другу.

II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Каллиграфическая минутка.

-Запишите в тетради число, классная работа.

-Какие буквы вы видите в образцах в ваших тетрадях?

-Пропишите эти буквы. На что нужно обратить внимание?

Отгадайте загадки.

1) Дом на улице стоит,

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки.

-Запишите слово (образец учитель пишет на доске на доске)

2)Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки, книжки,

Трудятся, старательно,

Слушают внимательно.

Дети те – одна семья.

Кто они, спрошу вас я.

-Что можете сказать об этих

словах?

-Как вы можете доказать, что слова однокоренные?

Работа в парах.

-Разберите слова по составу.

-Какое возникло затруднение?

Называют буквы: Ш заглавная и ш строчная.

Отвечают: на высоту заглавной буквы, на расстояние между буквами и одинаковый наклон элементов.

Пишут буквы, сравнивают с образцом, подчёркивают наиболее удачные.

Отгадывают загадку: школа

Записывают слово школа по образцу.

Отгадывают загадку: школьники.

Записывают слово.

Дают ответы. Один из ответов – однокоренные слова.

- Найти корень.

Разбирают слова по составу.

-В слове школьники есть часть слова –ник-,которую никак не обозначили.

Регулятивные: умение корректировать деятельность, вносить изменение в процесс с учётом ошибок.

Личностные: применение правил делового сотрудничества.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

-Почему  не обозначили?

- Что же мы должны  выяснить сегодня на уроке?

-Эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием.

-Как называется и обозначается часть слова, стоящая между корнем и окончанием.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные: формулирование проблемы.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Изучение нового материала.

-Как вы можете выйти из этого затруднительного положения?

-Я предлагаю вам взглянуть на экран и назвать новую для вас часть слова.

 (Слайд №1)

-Попробуйте сформулировать, какая часть слова называется суффиксом.

-Прочитайте с экрана пары слов.

(Слайд №2)

лось-лосёнок

слон-слонёнок

орёл-орлёнок

лиса-лисёнок

-Спишите слова, обозначающие детёнышей животных.

Групповая работа

-Вы должны в этих словах обозначить суффиксы, но сначала попробуйте определить, как нужно действовать, чтобы найти суффикс.

Работа с учебником.

С. 111 учебника.

-Найдите «подсказку».

-Чья группа правильно определила порядок нахождения суффикса в слове?

 -Возвращаемся к заданию.

-Какую «работу» выполнил суффикс?

-Давайте добавим в формулировку, что называют суффиксом, для чего он служит.

Работа с учебником.

С. 108 учебника.

-Сравните с учебником свою формулировку.

Высказывают свои предложения:  (посмотреть в учебнике, спросить у взрослых или старших товарищей.)

Читают название – суффикс-

И рассматривают графическое изображение.

Формулируют: часть слова, которая стоит между корнем и окончанием.

Читают пары слов «цепочкой»

Выполняют задание

Посовещавшись в группах, дети показывают порядок нахождения суффиксов  с помощью графического обозначения, выполненного на листах фломастером.

Дети сравнивают свои выводы с образцом в учебнике. На доске остаётся правильная схема.

Дети повторяют задание: в  выписанных словах обозначить суффикс.

Выполняют задание с комментированием.

-При помощи суффикса образовались новые слова.

-Служит для образования новых слов.

Читают материал рубрики «Тайны языка».

Высказывают свои предположения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, построение цепи рассуждений.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации.

Личностные: готовность к преодолению трудностей в освоении новых знаний.

Физкультминутка.

Личностные: умение проявлять эмоциональную реакцию на произносимый текст.

Коммуникативные: умение проявлять активность в коллективной деятельности.

V. Первичное закрепление.

Работа с учебником.

С. 108, №2

-Прочитайте задание.

-Прочитайте вопрос  к упражнению.

-При помощи каких суффиксов вы сможете образовать новые слова?

-Как вы понимаете высказывание: суффикс имеет значение?

Устная фронтальная  работа по учебнику.

С. 108-109, №3.

-На что указывают суффиксы -ан -, -ян-, -анин-, -янин-?

Читают задание и вопрос.

 Отвечают на вопрос и выполняют упражнение с взаимопроверкой.

Пробуют дать ответ: -онок,-

-ёок- образуют слова, обозначающие детёнышей животных,-иц,-их- --слова, обозначающие животных-мам.

Отвечают: на место жительства.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение проявлять внимание к суждениям товарищей, умение оценивать работу одноклассников.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

VI. Введение нового материала в систему знаний.

Словарная работа

-Прочитайте загадку с экрана. (Слайд №3)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

(Слайд№4) Фотография собаки.

-Прочитайте слово сначала орфографически, затем орфоэпически. (Слайд №5)

-Назовите орфограмму.

-Как можно выяснить, есть ли в этом слове суффикс?

-Образуйте слово с суффиксом, которое имеет ласкательно-уменьшительное значение.

(Слайд №6) Фотография маленькой собачки.

Работа с учебником.

С. 110.

-Какие ещё суффиксы имеют ласкательно-уменьшительное значение?

Групповая работа.

Задание: со словами собака и котёнок составить предложение.

-Есть ли в предложении слова с суффиксом?

Ученик читает загадку.

Дети отгадывают загадку: собака.

Читают слово.

Называют орфограмму, доказывают, что она непроверяемая.

Повторяют алгоритм, разбирают слово по составу, записав его в тетради.

Вывод: в слове нет суффикса.

Предлагают варианты: собачка, собачонка.

Записывают слова, разбирают по составу самостоятельно.

Один ученик работает за скрытой доской, дети

сверяют свою работу с работой ученика, предварительно проверенной учителем.

Находят в учебнике «подсказки», называют суффиксы.

Дети предлагают свои варианты предложений, после обсуждения записывают лучший вариант.

Дают ответы, обозначают суффикс в слове котёнок.

Личностные: уважительное и бережное отношение к животным.

Познавательные: преобразовывать объект.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные: корректировать деятельность.

VII.Рекомендации по выполнению домашнего задания.

-Дома вы ещё раз поработаете с такими суффиксами.

Рассмотрите  упражнение №4 и №5. Одно из них более сложное. Выберите для себя упражнение, которое, как вы считаете, вам по силам  и запишите в дневник.

Рассматривают упражнения.

№4-выписать выделенные слова, содержащие ласкательно-уменьшительные суффиксы, в №5- слова с такими суффиксами нужно найти самим.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: планирование.

VIII.Рефлексия деятельности. Итог урока.

-Закончите предложения.

(Слайд №7)

Я – узнал …

   - попробовал …

   - научился …

   - смог …

   - удивился

Выставление оценок с комментированием.

Оценивают свою работу с помощью оценочной шкалы

«Светофор».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.

Тема урока: РОЛЬ СЛОВ В РЕЧИ.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Познакомить с ролью слов в речи;Формировать умение вычленять слова из предложения;Способствовать развитию  н...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".

Технологическая карта урока, карточки с заданиями....

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Предлог как часть речи. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуникативных и прогностических умений.Планируемые результаты:Предметные:знать: ...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Наши проекты. В словари - за частями речи". УМК «Школа России»

Тип урока: рефлексияЦель урока: совершенствование навыков работы со словарями; развитие орфографической зоркости.Задачи урокаДидактические:учить определять  и  сохранять  в  памяти...