Конспект урока по программе "Основы смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине Маковского "Свидание".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Журкабаева Мадина Жумабаевна

Разработка урока по "Основам смыслового чтения" в 3 классе. Сочинение по картине "Свидание."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

3

Тема

Обучающее сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание».

Цель деятельности педагога

Познакомить с жизнью и творчеством В.Е. Маковского; учить «читать» картину; развивать умения составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями.

Организационные формы

Индивидуальные, групповые, дифференцированные, фронтальные,  парные.

Основные понятия и термины

Сочинение, передний план, дальний план, облик, тёмные тона, социальная жизнь,

Наглядно – демонстрационный материал

Мультимедийная презентация,  карточки для групповой работы.

Планируемые результаты

Предметные  умения: учатся  всматриваться в картины,  словесно описывать  то, что увидели; учатся составлять план сочинения, писать сочинение в соответствии со структурой текста.

Метапредметные универсальные учебные действия:  познавательные - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой  жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всего класса. Коммуникативные: уметь донести свою позицию до собеседника; уметь оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); уметь слушать и понимать высказывания собеседников; уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; учиться согласованно работать в группе.  Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные:  проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, в группах; воспитание интереса к предмету.

Составитель:

Журкабаева Мадина Жумабаевна, МБОУ «Первомайская СОШ Оренбургского района»

Педагогический стаж: 25 лет

Категория; высшая.

Год предстоящей аттестации: 2020

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия

1.  Организационный момент.

Эмоциональная,

 психологическая и мотивационная

 подготовка к усвоению материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-  Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Слушают учителя

Фронтальная

2.Постановка целей и задач урока.

Беседа.

- Скажите, у вас есть любимые книги?

- Что больше всего нравится в книгах? (ответы разные)

- По вашим ответам я поняла, что одним нравится  то, что написано в книгах, а других привлекает  красочность книг.

- А что если в книгах не будет ни одной иллюстрации? Интересна она будет?

- А если просто одни картинки? Это интересно?

- Кто занимается иллюстрированием книг?

- Верно, художники.

- Итак, ребята, и одни тексты неинтересны в книгах, и одни картинки тоже.

- А что если рассмотреть картину и рассказать самим  про неё?

- Сформулируйте тему урока.

- Какое это будет сочинение?

- Сочинение по картине.

Слушают учителя,

одноклассников, анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Проговаривают часть  темы урока.

1.Индивидуально – дифференцированная, фронтальная

3.Освоение новых знаний.

1.Проблемная ситуация.

Демонстрация  на слайде  репродукции  картины В.Е. Маковского «Свидание»

2.Рассказ  о  творчестве В.Е. Маковского. Демонстрация мультимедийной  презентации «Творчество В.Е. Маковского»

 3.Беседа по картине «Свидание»

4.Практическая работа с  текстом  

примерного  рассказа  к этой картине.

Задание группе.

Прочитать текст, вставить пропущенные (подходящие по смыслу) слова. Определить, соотнести с картиной – про кого написано в этом тексте.

Задание группе.

Прочитать текст, вставить пропущенные (подходящие по смыслу) слова. Определить, соотнести с картиной – про кого написано в этом тексте.

Задание группе.

Прочитать текст, вставить пропущенные (подходящие по смыслу) слова. Определить, соотнести с картиной – про что  написано в этом тексте.

5.Составление плана.

 - Скажите, пожалуйста,   в наше время дети работают?

- Чем занимаются дети 13 – 14 лет? (учатся в школе).

- Посмотрите  на репродукцию   картины.

 -  Мальчик похож на вас, современных детей? (нет)

- Почему вы так решили, что мальчик из другого  времени?

- Это картина известного русского художника В.Е. Маковского. Называется она «Свидание».

Владимир Егорович Маковский родился в Москве 26 января 1846 года. Его отцом был Е.И. Маковский, ставший одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Училища, где обучают художников. Атмосфера, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. Дом Маковских часто посещали известнейшие мастера, заводившие разговоры и споры об искусстве. Заниматься живописью Маковский начал рано. Пятнадцатилетний Маковский пишет этюд «Мальчик, продающий квас». Уже в этой картине проявляется характерное для Маковского обостренное восприятие социальных проблем.

- Социальные проблемы это жизнь детей, жизнь простых людей, у которых нет никакого богатства. Как вы увидели в других картинах автора – он очень тонко замечал вокруг социальную несправедливость.

- Посмотрите на картины художника.

- Похожи они между собой?

- Да, ребята, похожи. Потому что изображает простых людей. У людей этих очень тяжёлая жизнь.

- Рассмотрите картину внимательнее.

- Рассматривание картины, деталей картины называют «читать» картину.

- Сейчас мы попробуем «прочитать»  репродукцию к картине Маковского «Свидание».

- Как вы понимаете смысл слова «свидание»?

- О ком  рассказывает картина?

- Кто изображен на переднем плане?

- Как выглядит мама  мальчика?

- О чём она думает?

- Опишите мальчика.

-  Рассмотрите обстановку  комнаты, в которой встретились  мать и сын.

-  В  каких тонах и красках написана картина?

- Как относится автор к героям своей картины?

- Какие трудности показал Маковский этой картиной?

4.

- Ребята, каждой группе подготовлено задание.

1.группа

Как печальна и задумчива перед нами ___! С одной стороны, она счастлива -  наконец встретилась с любимым ___. С другой же, ей невыносимо больно осознавать, что ее _____ лишен детства и вынужден работать.

____ привезла мальчишке угощение, вероятно, собственного приготовления. С грустью ____ смотрит на него.

Одежда _______ указывает на то, что живет она очень бедно. Черное пальто, надетое на цветное платье, очень скромное. Платок тоже темный. Судя по тому, как ____ одета, время года – поздняя осень или зима. Поскольку денег простые люди имели очень мало, можно предполагать, что ____ пришла из деревни пешком. Лицо ее передает усталость от дальней дороги.

(Слова – помощники: мать, она, женщина, ребёнок)

2.группа.

_________ с ранних лет вынужден обучаться ремеслу в подмастерьях*. Жизнь в городе его совсем не радует. Посмотрим на ___ внешность. Первое, что бросается в глаза, – ______ без обуви. Если судить по тому, что на улице холодное время года, то, вероятно, ______ мерзнет, но совсем этого не показывает. На мятую рубашку повязан грязный от работы фартук. Наверное, мать застала его за делом, и _____ пришлось оторваться, чтобы пообщаться с ней.

______ очень голоден. ____ жадно ест принесенный матерью гостинец. ______ живется несладко: он недостаточно накормлен, не обеспечен одеждой и обувью.

(Слова – помощники: мальчик, его, ребёнок, ему, мальчишка, он).

*подмастерья – помощник мастера – ремесленника.

3группа

Встреча ____ и _____  произошла в какой-то грязной комнате с деревянными стенами и потемневшим от времени _______ полом. Возможно, в ней отдыхают  _______. На бочке стоит кувшин, чтобы можно было пить, а из окна слева тускло струится солнечный свет. В этой комнате нет даже самой простой мебели. В картине использованы тёмные цвета. Которые помогают ________ трагичность* ситуации.

(Слова – помощники: матери, сына, земляной, рабочие, почувствовать).

трагичность* - бедственность, ужасность чего – либо.

Организует проверку результата работы в группах.

 Сначала проверка задания 1 группы. Демонстрируется слайд  с текстом, в котором пропущены слова. Выясняет смысл слова «подмастерья».

По аналогичному порядку  организует проверку выполнения  задания группы 2, группы 3.

Организует работу по составлению примерного плана.

- Сколько частей должно быть в сочинении?

- О ком напишете в первой части?

- Каким будет   название первой части сочинения.

- О ком напишете во второй части сочинения?

- Каким будет название второй части?

- О чём расскажете в третьей части?

- Предложите название третьей части.

Примерный план

1.Как художник изобразил мать.

2.Облик мальчика.

3.Комната, в которой произошло свидание.

Слушают учителя,

одноклассников, рассматривают слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы, анализируют информацию, делают выводы.

Получают карточки с текстами и заданиями  к ним.

Обсуждают текст, соотносят с картиной, анализируют информацию, вставляют пропущенные слова.

Представитель группы проговаривает слова, которые вставили. Также объясняет смысл выделенного слова.

Отвечают на вопросы учителя, вносят свои предложения по пунктам плана.

Записывают в тетрадь план текста.

Фронтальная.

Фронтальная

Групповая

Фронтальная.

Фронтальная

Индивидуальная.

IV. Творческое применение.

1.Работа над сочинением

На слайдах демонстрируются вопросы -помощники.

 Осуществляет индивидуальную помощь по написанию сочинения.

Пишут сочинение по плану.

Индивидуальная

VII. Рефлексия.

Проверка написанных сочинений, оценивание результатов работы.

Подводит итог занятия.

Организует беседу по оцениванию личных достижений учащихся.

- На нашей лестнице успеха отметьте свою ступеньку результата этого урока.

Читают свои сочинения, высказывают впечатления о работе.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. Сочинение по картине "Зимние забавы».

Цели:Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картине. Учить правильному построению предложений. Развивать речь, обогащать словарь учащихся. Развивать орфографическую зоркость....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Сочинение по картине"

Данная презентация подготовлена мной для урока развития речи в 4 классе по УМК "Школа РОссии" к сочинению по картине К.Ф. Юона "Волшебница зима"...

конспект урока по русскому языку, 4 класс сочинение по картине Тропинина "Кружевница"

конспект урока по русскому языку, 4 класс сочинение по картине Тропинина "Кружевница"...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сочинение по картине"

Класс: 3 «б»Тема урока: Сочинение по картинеЦель урока: Познакомить с творчеством К.Ф. Юона; учить «читать» картину.Планируемые результаты: Предметные: научатся составлять текст на заданную тему....

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Сочинение по картине "Грачи прилетели" 2 класс...