конспект урока по русскому языку, 4 класс сочинение по картине Тропинина "Кружевница"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Радкевич Ирина Михайловна

конспект урока по русскому языку, 4 класс сочинение по картине Тропинина "Кружевница"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

УМК «Школа России» 4 класс

Тема. Сочинение по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»

Тип урока. Развитие речи, написание сочинения.

Цель урока. Создать условия для составления текста по репродукции картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; самостоятельно составлять план текста; способствовать развитию умений составлять предложения с однородными членами, совершенствовать умение ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения; редактировать текст, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты. Познакомятся с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина «Кружевница»; научатся определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам ;  анализировать иллюстрацию; составлять план текста; записывать текст по данной иллюстрации по плану.

Метапредметные УУД.  Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме .

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий  при работе с учебным материалом; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого.

Личностные результаты. Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка; проявлять уважительное отношение к иному мнению; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Оборудование:   компьютерная презентация, карточки, учебник с репродукцией

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

Мы отлично учимся! Всё у нас получится.

  1. II. Актуализация знаний. Послушайте стихотворение:               (слайд 1)  

Л. Юдников

То ли тонкий морозный узор,

То ли ветер над полем пшеницы …

Удивляют весь мир до сих пор

Рукодельем своим кружевницы.

Будто слышится пение птиц,

Тихий звон родников потаённых …

Оживает в руках мастериц

То, что каждому сердцу знакомо.

Вологодские кружева …

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.

Кружева – к узелку узелок –

Нам родные рисуют картины:

Полевой расцветает цветок,

И качает ветвями рябина.

Словно сказка, они хороши!

В них умелой работы прилежность,

Красота нашей русской души,

Терпеливая женская нежность.

Вологодские кружева …

Над коклюшками пальцы летают,

И узоры, как песни слова,

Нити тонкие выплетают.  

Вопросы:

-О ком рассказывает поэт?

-Кого называют кружевницами?

-С чем можно сравнить узоры на кружеве?

- Откройте картинную галерею учебника, попробуйте определить, какую картину мы будем сегодня описывать?

- Какие знания и умения нам понадобятся?

(Умение определять тему картины, жанр, описывать картину, раскрывать замысел художника, передавать своё отношение)

- Сегодня на уроке мы будем думать, узнавать новое, использовать знания, полученные ранее.

III. Работа по теме урока.

  1. Введение в тему. Об авторе.                                                               (слайд 2)

    Василий Андреевич Тропинин - живописец портретист, родился в селе Карповка Новгородской губернии в семье крепостных. Ещё мальчиком В.А. Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Там юноша украдкой стал посещать бесплатные классы Академии художеств. Его талант заметили. Тропинин обучался портретному искусству, и на академической выставке его картин «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» была замечена самой императрицей.

                                                                                                                             ( слайд 3,4)   Среди работ Тропинина  «Гитарист», «Портрет Пушкина», «Мальчик сажающий в

клетку щеглёнка», «Золотошвейка». Он создавал не только портреты знатных вельмож, но и простых людей. На знаменитых картинах мы видим изображения детей. Их лица — это отражение очень сложных судеб. Всю свою жизнь он изображает людей разного достатка, с разного рода занятиями: ремесленников, прачек, швей.                                                                              

                                                                                                                       (слайды 5,6)

       Портрет «Кружевница» создан Тропининым в пору расцвета его мастерства. Мотив женщины за рукоделием был широко популярен в Западной Европе того времени. Он отражал тепло и уют домашнего очага, дворянской усадьбы и патриархальной  добропорядочной  семьи.                                               (слайд 7)

                                                     

  1. Словарная работа.  

Что такое кружевоплетение?                                                                          (слайд 8)

(Кружевоплетение – один из видов женского рукоделия и очень сложное ремесло)

 - Что такое кружево?  

(Кружево  - узорчатое сетчатое изделие, сплетенное из ниток)                

- Какими приспособлениями плетутся кружева?

(Коклюшка - палочка с утолщением на одном конце и с шейкой и пуговкой на другом для плетения кружев)

  1. Цветовое решение.                                                                                (слайд 9_)

-  Краски холодных или тёплых тонов использует художник?

- Какие цвета преобладают?

(Колорит работ  Тропинина  мягкий, приглушённый – преобладают сероватые,  зелёные тона)

IV. Беседа по содержанию картины.                                                             (слайд11)

- Кто в центре картины? Чем занята девушка?

(молодая девушка, которая занята кружевоплетением)

- Какими словами можно заменить слово «девушка»?

(кружевница, мастерица, работница, труженица, девушка)

- На какие детали надо обратить своё внимание при описании девушки?

1. детали лица       (улыбающееся лицо, тёмные волосы, густые брови, румяные щёки,  выразительные глаза, загадочный взгляд)

2. руки              (изящные, обнажённые)                                                          (слайд12)

3. пальцы         (ловкие, привыкли к труду)

4. инструменты для работы        (иголки,  коклюшки, подушечка)

5. изделие            (белая ткань, почти выполненная работа, мастерство рукодельницы)

6. одежда            (светлое платье, платок)

- О чём говорит одежда девушки?           (девушка простая, возможно крестьянка)

- Что хотел сказать нам художник этой картиной?(простая девушка может быть прекрасна и внешне и душой, в работе можно найти радость)                                                                                                               (слайд ____)

- Чем завершаем описание картины?                       (своим отношением к увиденному)

ФИЗМИНУТКА

V. Составление плана.

  1. О художнике.  
  2. Образ девушки
  3. Колорит картины.
  4. Моё отношение к картине.

VI. Устное составление  рассказа по картине   (3-4 человека)

VII. Написание сочинения на черновике

VIII. Рефлексия

    (заслушать  и исправить лексику готовых работ)

IX. Подведение итогов урока

- С творчеством какого художника познакомились?

- Какие его картины запомнились?

- Что обозначают слова: портрет и живопись?           (изображение человека на картине)

- Как называют художника, работающего в жанре портрета?              (портретист)

- В чём исключительность творчества В.А. Тропинина как портретиста?  

                                                                        (сходство с реальным, выразительность)                                

X. Домашнее задание. Написать готовый вариант сочинениЯ по картине В.А. Тропинина «Кружевница»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку Обучающее сочинение «Зимние забавы» 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Обучающее сочинение «Зимние забавы»Цели урока:•  формировать умение связно излагать свои мысли на письме;•  способствовать развитию речи и мышления у...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение нав...

Конспект урока по русскому языку "Устное сочинение по картине Клода Моне "Прогулка""

Разработка урока по развитию речи в 3 классе с презентацией  и индивидуальной карточкой...