КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение навыков письма отзыва по картине; развитие умений писать текст на заданную картину; развитие умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану;

Планируемые результаты:                                                                   

  • Предметные

-знать биографию В. А. Серова;

-уметь писать отзыв по картине;

-уметь составлять план;

-уметь писать текст на заданную тему.

  • Личностные

- понимать значение русского языка в жизни и деятельности человека;

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- формировать личностный смысл учения.

 

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Учебник по русскому языку УМК «Школа России»; тетрадь; презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._otzyv.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:15.04.20                                                                                                                        ФИО студента: Симовских А.

Школа: филиал МКОУ СОШ №3 Птичанская СОШ                                                                          ФИО учителя: Вострякова Л. П.

Класс:         3                                                                                                                                   ФИО методиста: Кошкарова Л. С.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение навыков письма отзыва по картине; развитие умений писать текст на заданную картину; развитие умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану;

Планируемые результаты:

  • Предметные

-знать биографию В. А. Серова;

-уметь писать отзыв по картине;

-уметь составлять план;

-уметь писать текст на заданную тему.

  • Личностные

- понимать значение русского языка в жизни и деятельности человека;

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- формировать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Учебник по русскому языку УМК «Школа России»; тетрадь; презентация.

Этап урока Методы и приёмы.

Хроно

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: учебный диалог.

1 мин

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

2. Актуализация знаний

4 мин

- Сегодня урок будет посвящен развитию речи. На последнем уроке развития речи мы изучили новый вид работы. Как он называется и в чем его особенность?

Алексей Голенищевъ (по картине Валентина Серова)

- Веруша, зайка, не крутись!

Я знаю, знаю, ты устала!

- Еще немного, продержись,

Ещё чуть-чуть осталось, мало!

- Держи вот персик так, в ладошке,

Головку к свету разверни,

Вот-вот, так посиди немножко,

Верушка, солнышко, замри! ...

А той казалось, будто в сказке,

Сама парила кисть в руках,

И роли фей, играли краски,

На сцене белого холста...

Хотя сидеть уже устала,

Позировать, который день…

Но кисть волшебная взмывала,

И светом озарялась тень…

- Что вы представили?

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

- Отзыв по картине. Он краткий и пишется по плану.

Выбирать необходимую информацию

- разговор художника и девочки; как Вера играет с персиком и позирует

К.- строить сообщения в устной и письменной форме.

П. – осуществлять логические действия: анализ, синтез, обобщение.

3. Постановка цели и задач урока.

3 мин

- Исходя из нашего разговора, как вы думаете какая тема урока?

- Да, сегодня мы будем писать отзыв по картине Серова «Девочка с персиками».

- Какие мы цели поставим на урок?

- отзыв по картине «Девочка с персиками»

Формулируют цели урока

- познакомиться с картиной Серова «Девочка с персиками»;

- составить план;

- написать отзыв по картине;

Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р: целеполагание

Р.-ориентирование в учебнике.

4. «открытие» детьми нового знания

10 мин

- Начнем с того, что ближе познакомимся с художником . В.А.Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.

- Чем же отличаются портреты от других картин?

В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената  С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.

- Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.

Беседа по содержанию картины.

- Обратимся к плану работы: рассмотрим  картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.

- Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине?

- Какой момент из жизни девочки запечатлён?

- Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту?

- Расскажите, где художник изобразил девочку?

- Что она делает?

- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его.

- Кто хочет дополнить ответ …?

- С чем можно сравнить румянец на щеках?

- Опишите, во что одета Вера?

- Что окружает девочку?

- Обратите внимание, с какой тщательностью выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица. Видимо именно на это обратил внимание Игорь Грабарь, назвав портрет «Девочка с персиками».

- Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это?

Кто еще хочет ответить на этот вопрос?

-  Какого цвета краски использует художник?

Кто хочет дополнить ответ …?

Обобщение:

- Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Портрет не может нас оставить равнодушным.

Стоит только взглянуть на портрет, как становиться радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света. Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности.

«Где просто, там и ангелов сто», - любимая поговорка художника. Он её повторял неоднократно, когда речь заходила о том, как следует писать. «Простота – естественность – правда».

Отвечают на вопросы

- Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей.

Слушать отзыв по картине «Царевна – лебедь»

Слушают биографию художника

-  Девочка – Вера Мамонтова

-  Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно

-  Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном

-  Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня

-  В тонких загорелых руках она держит золотистый персик

-  У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец

-  Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе

-  На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика

-  На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож

-  Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки

- Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р.- ориентирование в учебнике.

П.- осмыслено читают.

Р.- планируют свои действия в соответствие с задачей.

П.- строят речевое высказывание.

5. Первичное закрепление

9 мин

Составление плана сочинения.

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?

- Определите тип нашего текста?

- Перечислите части сочинения.

- О чем мы напишем во вступлении?

Как можно озаглавить эту часть?

- что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить в вступление?

- Обсудим, что вы напишите во вступлении.

(Передо мной картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.)

О ком и чем вы будете писать в основной части?

- Озаглавим основную часть.

Выделите микротемы в основной части:

  • Портрет девочки.
  • Комната, озаренная светом.

- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?

(На переднем плане картины я вижу девочку.)

- О чем вы напишите, описывая Веру? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить?

(Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)

(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.  Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном. В тонких загорелых руках она держит золотистый персик. У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.  Он  похож на персики, лежащие на столе. На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)

- С какого предложения мы начнем вторую микротему.

(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)

- О чем вы будете писать в этой части сочинения?

(о солнечном свете на картине, красках художника)

(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож. Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки. Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)

- Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

- Итак, у нас получился план сочинения.

План

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:

  • Портрет девочки.
  • Комната, озаренная светом.

3. Моё отношение к картине.

Анализируют картину

 Отвечают на вопросы

- Необходимо составить план сочинения

- описание

- Вступление, основная часть, заключение

- О художнике и его картине

- Художник В.А. Серов и его картина

- Мы будем описывать сюжет картины

- Описание картины

- Моё отношение к картине

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р.- планируют свое действие в соответствии с задачей.

Динамическая пауза

1 мин

-  Перед написанием вашей работы давайте немного разомнемся.

- Повторяйте движения за мной.

Повторяют упражнения за учителем

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

14 мин

- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смогла представить тот, кто с ней не знаком.

- Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

- Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

- После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Памятка

•        Проверь написанное.

•        Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.

•        Обрати внимание на «опасные места».

•        В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.

- Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану,

Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3 предложения.

Посмотрите памятку, там вы можете найти слова, которые помогут написать отзыв.

              На картине В.А. Серова я вижу портрет Веры Мамонтовой. Девочка сидит у стола в ….. денёк. На ней …. кофточка, с ….. бантом, украшенным ….. гвоздикой. Девочка прибежала из ….. В …… руках она держит …… персик. (Как?) …. глядят ….. глаза. Солнечный  свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. (Как?) изобразил художник и …. скатерть, ….. плоды и ….. нож. Мне ……

- Теперь вы можете приступать к написанию отзыва.

Отвечают на вопросы

- Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р.- планируют свое действие в соответствии с задачей.

7. Включение в систему знаний повторение

2 мин

- что же отличает отзыв от других работ по предложению?

- назовите автора картины, которую мы описывали?

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

Отвечают на вопросы

- Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя

- Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова

П.- строят речевое высказывание.

П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Р.- планируют свое действие в соответствии с задачей.

8. Рефлексия деятельности

1 мин

- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

- Домашнее задание

Страница 70, упражнение 123.

П.- строят речевое высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Отзыв по картине В.А.Серова "Девочка с персиками" (3 класс УМК "Школа России")

Ниже представлен конспект  к уроку русского языка "Отзыв по картине В.А.Серова "Девочка с персиками""Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России...

Конспект урока. Тема: "Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку.Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками" (УМК "Школа России",3 класс)

Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками"Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение навыков письма отзыва по картине; развитие...

Конспект урока русского языка отзыв по картине В.А. Серова "Девочка с персиками" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение навыков письма отзыва по картине; развитие умений писать текст на заданную картину; развитие умений соблюдать...

Конспект урока по русскому языку на тему "Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»Цели деятельности учителя: формирование знаний о творчестве и жизни В. А. Серова; освоение навыков письма отзыва по картине; развити...

Конспект урока русского языка: "Отзыв по картине В.А.Серова "Девочка с персиками"", УМК "Школа России", 3кл.

Цели деятельности учителя: формирование навыка написания отзыва по картине;  совершенствование умений соблюдать структуру текста и следовать заранее составленному плану; формирование знаний о тво...

Технологическая карта урока русского языка «Отзыв по картине В.А. Серова Девочка с персиками» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока: Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования умения составлять отзыв по картин...