русский язык 2 класс фразеологизмы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
«Значение фразеологизмов»
(урок русского языка, 2 класс)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: традиционная.
Цели урока:
образовательные: показать богатство русского языка на примере фразеологических оборотов, способствовать умению находить фразеологизмы в речи и правильно их употреблять, способствовать формированию орфографического навыка; способствовать развитию умения работать со словарями, развитию умения использовать фразеологизмы в речи, развитию интереса к русскому языку, слову; создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, творческого отношения к делу, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать умения взаимодействия со сверстниками и с учителем, способствовать воспитанию культуры речи, привитию понятия о красоте родного языка.
Задачи урока: закрепить понятие «фразеологизм», определить историю возникновения устойчивых сочетаний, источники фразеологизмов; развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности; воспитывать культуру общения; способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию с использованием здоровьесберегающей технологии по методу академика В.Ф. Базарного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение фразеологизмов»
(урок русского языка, 2 класс)
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: традиционная.
Цели урока:
образовательные: показать богатство русского языка на примере фразеологических оборотов, способствовать умению находить фразеологизмы в речи и правильно их употреблять, способствовать формированию орфографического навыка; способствовать развитию умения работать со словарями, развитию умения использовать фразеологизмы в речи, развитию интереса к русскому языку, слову; создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, творческого отношения к делу, продолжить формирование коммуникативных умений, воспитывать умения взаимодействия со сверстниками и с учителем, способствовать воспитанию культуры речи, привитию понятия о красоте родного языка.
Задачи урока: закрепить понятие «фразеологизм», определить историю возникновения устойчивых сочетаний, источники фразеологизмов; развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности; воспитывать культуру общения; способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию с использованием здоровьесберегающей технологии по методу академика В.Ф. Базарного.
Личностные УУД: развивать доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; интерес к родному языку.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; понимать цель и смысл выполняемых заданий; выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; осуществлять первоначальный контроль своих действий.
познавательные УУД: работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию урока с помощью значков; уметь выделять и формулировать познавательную цель.
коммуникативные УУД: проявлять интерес к общению и работе в группах, в парах; уважать мнение собеседников; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научатся находить фразеологизмы в речи и правильно их употреблять, овладение навыками работы со словарём.
Метапредметные:
познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока.
регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа.
Личностные: формирование позитивной самооценки.
Актуальность и значимость урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.
Оборудование: условные знаки, большой фразеологический словарь для детей, толковый словарь, условные знаки, задания для работы в группах, карточки для самооценки; рисунки обучающихся, отражающие значение фразеологизмов.
Учебник: «Русский язык» 2 класс (2 ч.), автор С.Иванов.
Ход урока:
- Организационный этап.
Психологический настрой детей на работу, формулирование темы, постановка цели урока.
1 группа «Ручеёк» (смена динамических поз: чередование положений стоя-сидя).
- Сегодняшний наш с вами урок начнём стихотворными строками. Послушайте их внимательно (читает ученик)
Не будем мы считать ворон.
Не будем в облаках витать.
Будем усердно учиться,
Засучив рукава, трудиться!
- Вы согласны так провести урок? Обратите внимание на образные выражения. Догадайтесь, какая тема нашего урока.
- Прочитайте тему в учебнике
- Как вы думаете, для чего изучаем данную тему?
- Подумайте, чему же мы можем научиться на уроке?
Пальчиковая гимнастика.
- Подготовимся к работе. Соедините руки на затылке, локти направлены вперед и потяните голову к локтям.
- Руки перед грудью, ладони под прямым углом. Изо всех сил надавливайте ладонью на ладонь.
Упражнения для глаз (руки на колени, спинка прямая).
- «Муха» - круговые вращения глаз.
- «Сова» - широко открыть глаза, зажмурить.
Оформление работы в тетради.
II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Актуализация знаний и способов действий.
- Сегодня мы продолжим открывать для себя удивительный и занимательный мир фразеологизмов. Что вы знаете о фразеологизмах?
(Фразеологизмы - устойчивые (постоянные) сочетания слов. Смысл фразеологизма разрушится, если в устойчивое сочетание слов ввести другие слова. Фразеологические обороты не создаются в момент говорения, а существуют давно устоявшимися в русском языке. Слова, составляющие фразеологизм, теряют своё самостоятельное значение, смысл имеет всё выражение в целом)
- Как будем называть фразеологизмы, чтобы не повторяться? (н/д)
- Какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении? (На доске задание: в левом столбике (закрыты) записаны фразеологизмы, а в правом (не по порядку) их значения)
- Как догадались, что данные сочетания слов являются фразеологизмами?
- Объясните, как понимаете значение (соединить стрелочкой)
Считать ворон мечтать
Витать в облаках усердно трудиться
Засучив рукава отвлекаться
Каллиграфическая минутка
- Какой фразеологизм на ваш взгляд «лишний»? Почему? (По значению (синонимы), по количеству слов, по наличию (отсутствию) словарных слов)
- Назовите словарные слова. Соединения букв в данных словах сегодня на нашей минутке чистописания. Будем писать красиво и правильно, не как …(рисунок) курица лапой.
об оро (прописать до конца строки, чередуя соединения)
III. Изучение знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания способов действий.
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.
- Как вы понимаете выражение «белая ворона»? (Необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей). В нашем классе отличников появилась белая ворона - (учится на тройки). Если необходимо, обратимся за помощью к нашим словарям.
- Вспомним правописание словарного слова (скандирование, ударение, запись, запомню...) (запись слов «ворона», «облако»).
- Продолжите работу со словарём. Ваша задача выписать в тетрадь из предложения фразеологизм и написать его значение.
1 ряд Андрей шёл по берегу моря и вдруг замер как вкопанный (стоять неподвижно, замереть на месте).
- Словарное слово допишите в словарь.
2 ряд Бабушка так вкусно готовит блинчики, просто пальчики оближешь (о чём-либо очень вкусном).
3 ряд Папа не смог пойти с нами в театр, потому что у него забот полон рот (об очень занятом человеке).
Работа со зрительными метками.
- Продолжим работу. Встаньте, посмотрите вокруг, найдите и покажите иллюстрацию к фразеологизму (как вкопанный (1), забот полон рот (3), считать ворон (2),пальчики оближешь (4)).
- Что было нарисовано на картинке 1, 4, 2, 3?
Из истории происхождения фразеологизмов.
- Многие фразеологизмы пришли к нам из прошлого и их значение не всегда бывает понятно. Нередко взрослые говорят детям: «Перестань бить баклуши!». Что за странное обвинение? Что такое «баклуши» и кто и когда их «бьёт»? Как узнать? (из контекста или словарика).
2 группа «Ручеёк» (смена динамических поз).
- Поможет нам разобраться со значением слова.
В произведении Л.Н. Толстого «Детство» есть следующие строки: «Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить, что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться».
- Что поняли о фразеологизме «бить баклуши» из контекста? (Значение - бездельничать)
- А что представляют собой «баклуши» поняли? Хотите узнать?
- Историю происхождения фразеологизма мы можем узнать, воспользовавшись фразеологическим словарём (Большой фразеологический словарь для детей, с.13). Послушаем.
- Найдите иллюстрацию к данному фразеологизму. Можно сказать, что работник очень напряжённо работает, не жалея сил или в поте лица? Что же значит выражение?
Работа в тетради. Выборочное списывание (Упр. 1, с.106).
- Теперь вы знаете историю фразеологизма и его значение. Используя подсказку в упр. 1, назовите другие фразеологизмы со значением «бездельничать». Если будете затрудняться, как поступите? (Сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух)
- Какой ещё фразеологизм с таким же значением знаете? (Считать ворон)
Задание в тетради: упр. 1.
2 группа (1ученик работает у доски) работает с фразеологизмами со значением «бездельничать».
1 группа (1 ученик работает у доски) - «усердно, прилежно трудиться» (не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица).
Наблюдение над эмоциональной окраской фразеологизма
- Прочитайте предложение.
Усердно трудились ребята на пришкольном участке.
- Назовите орфограммы, спишите предложение.
- Замените подчёркнутое слово фразеологизмом.
- Если вместо «не покладая рук», «не жалея сил», «засучив рукава», «до седьмого пота», «в поте лица» можно просто сказать «усердно трудиться», зачем в языке существуют такие «странные» сочетания слов? Какое из предложений с фразеологизмом или со словами «усердно трудиться» - более яркое, выразительное? Что помогло предложению стать таким? В каких ситуациях эти фразеологизмы употребляются? (В разговорной речи с близкими знакомыми)
- Отсюда вывод: хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.
Работа с офтальмотренажёром на потолке.
Чтобы нам не уставать, нужно малость пробежать
по прямым дорожкам длинным
влево - вправо, влево - вправо, вверх - вниз, вверх - вниз.
Ох, забот у нас немало: пройдем по красному овалу,
по зелёному овалу!
Зоркость чтоб развить немножко, пройдём по синей мы дорожке,
А потом кругом, кругом, всё бегом, бегом, бегом.
1 группа «Ручеёк».
IV. Применение новых знаний. Работа в парах по учебнику.
- Прочитайте задание (упр.5).(Работа в парах)
- Прочитайте фразеологизмы парами, назовите значение.
Физкультминутка
- Трудились вы, не покладая рук, настало время отдохнуть. Поиграем.
- Я буду называть устойчивые сочетания. Если называю фразеологизмы, которые можно услышать в разговоре, вы выполняете повороты влево (вправо) (ручки на поясе), назову фразеологизмы, которые можно прочитать в книгах - руки поднимете вверх (упражнение из учебника).
- Подумайте, по какому признаку фразеологизмы объединили в пары?
- Как можно назвать эти фразеологизмы, если они близки по значению?
- Как вы думаете, можно ли к фразеологическим оборотам подобрать фразеологизмы-антонимы? Приведите примеры. Затрудняетесь? Тогда послушайте:
За домом, едва пожелтела трава, два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава, другой - засучив рукава. (В. Викторов)
- Назовите фразеологизмы.
- Что значит работать «спустя рукава», «засучив рукава»?
- Хотели бы вы узнать историю происхождения данных фразеологизмов?
- Эту информацию нашёл и подготовил к уроку.
- Выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорились, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо.
- Можем ли данные фразеологизмы назвать антонимами?
V. Первичная проверка понимания изученного .
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала.
- Знакомы ли вам выражения «Язык без костей» и «Ни в зуб ногой»?
- Подойдите к сенсорным крестам и найдите фразеологизмы - антонимы к выражениям:
1 вариант - «Язык без костей» (держать язык за зубами, прикусить язык, проглотить язык, в рот воды набрать).
2 вариант - «Ни в зуб ногой».
- Подобное задание будете выполнять дома (упр.3).
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы.
- В представлении наших предков большой лоб у человека являлся признаком его ума. Число 7 славяне считали магическим (синоним?). Поэтому всё, вызывающее восхищение или удивление, связывали с числом 7 (семь пятниц на неделе, семь раз отмерь, один - отрежь).
- А что значит слово «пядь»?
- Почему затрудняемся ответить на вопрос? Употребляется ли слово как самостоятельное в современном русском языке? Как называются такие слова? (устаревшие)
Пальчиковая гимнастика.
Закрепление знаний и способов действий. Воспроизведение информации. Упражнения по образцу в изменённой ситуации.
- Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет. А как приятно вести беседу с человеком, речь которого богата и образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
2 группа «Ручеёк»
Применение новых знаний. Работа в группах.
1 группа. Прочитайте текст, найдите и подчеркните фразеологизмы.
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай, бабушка!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал. - Я машину чиню...
А бабушка: - Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился.
Русским языком сказано: поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал: - Какая живая у нашей бабушки речь.
Что ни слово, то фразеологизм.
- Вы согласны с папой мальчика? - Посчитайте, сколько фразеологизмов нашли? (10)
2 группа. Соедините фразеологизм с его значением
повесить нос быть в плохом настроении
задирать нос спать
водить за нос запомнить
клевать носом близко
остаться с носом гордиться
встретиться нос к носу потерпеть неудачу
зарубить на носу обманывать
3 группа. Составить небольшой текст (из 2-3 предложений), используя фразеологизмы
Не переливали из пустого в порожнее,
работали не покладая рук,
не вышли из себя,
взяли себя в руки.
4 группа. Вставьте пропущенное название животного, птицы или насекомого.
гнаться за двумя ____________,
голоден, как ____________,
делить шкуру неубитого ___________,
здоров, как____________,
как с___________ вода,
____________ носа не подточит,
____________ на душе скребут,
писать, как__________ лапой,
тянуть _____________за хвост.
(Слова для справок: бык, ворона, гусь, заяц, волк, комар, кот, кошки, курица, медведь) («Ловушка»: «лишнее» слово - ворона)
- Знаете ли вы значения этих фразеологических оборотов?
5 группа. Догадайтесь, о чем идет речь.
I. Его вешают, когда плохое настроение.
Его задирают, когда зазнаются.
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (о носе).
II. Её морочат, когда хотят обмануть.
Её теряют.
С неё больной перекладывают на здоровую (о голове).
III. Их уносят в случае опасности.
Под ними путаются дети и домашние животные.
На них ставят родители или врачи (о ногах).
6 группа. Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в предложении.
1. Бросились искать приезжего, а его и след ...простыл.
2. У Серёжи с Мишей дружба крепкая: их водой …не разлить.
3. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...слона.
4. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...в рот набрал.
Дополнительное задание
Прочитайте, запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.
за тридевять земель хоть пруд пруди
повесить голову рукой подать
с гулькин нос взять себя в руки
выйти из себя воспрянуть духом
VI. Обобщение и систематизация способов действий.
Формирование целостной системы знаний и способов действий.
Отгадывание устойчивых оборотов по иллюстрациям. Работа с экологическим панно.
- К уроку вы нарисовали рисунки (поместить на панно).
Работа со зрительными метками.
- Встаньте, посмотрите внимательно по классу, подберите к ним фразеологизмы (тянуть кота за хвост, как с гуся вода, корова языком слизала, как кот наплакал).
VII. Подведение итогов занятия.
- Вам понравился урок? – Какую цель ставили?
- Как добивались цели? – Достигли цели?
- Что нового узнали? – Какое задание было интересным?
- При выполнении какого задания испытывали трудности?
- Какую роль в речи играют фразеологизмы?
- Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы - это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем богаче и выразительнее станет ваша речь.
Домашнее задание: с.108, упр.3; если останется время и будет желание, узнайте значение и историю происхождения заинтересовавших вас фразеологизмов, а на следующем уроке расскажете нам.
VIII. Рефлексия.
- А сейчас оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, записанные на цветных листах. Прочитайте их внимательно, возьмите карточку нужного цвета, покажите. Как же вы трудились?
1. Я работал не покладая рук.
2. Я трудился не жалея сил.
3. Я устал, но взял себя в руки.
4. Я ждал у моря погоды.
5. Я выполнял задания спустя рукава
6. Я гонял лодыря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шаблон учебной ситуации по русскому языку: "Изучение фразеологизмов""
шаблон учебной ситуации по русскому языку и литературному чтению...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-520871-1415646207.jpg)
Презентация к уроку по русскому языку. Тема "Фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов" 4 класс
Презентация к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-368962-1415384388.jpg)
Конспект урока по русскому языку. Тема: Фразеологизмы
Конспект составлен по ФГОС, много интересных заданий. Прилагается презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-110114-1420196784.jpg)
Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/
Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1117838-1550320547.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/16/picture-1117838-1550320547.jpg)
Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"
-Сегодня мы с вами отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/08/picture-1223229-1670510215.jpg)
Технологическая карта по русскому языку "Значение фразеологизмов" (2 класс) УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: создание условий для формирования представлений значении фразеологизмов и их правильное употребление в речи.Задачи урока:Дидактические:знать и отличать фразеологизмы от других сочета...