Волшебница- речь
план-конспект по русскому языку на тему

Внеклассное занятие по русскому языку для начальной школы. Цель: повышение уровня языкового развития обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnitsa_rech.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«ВОЛШЕБНИЦА - РЕЧЬ»

Цель: повышение уровня языкового развития обучающихся.

Задачи:

- обобщить и расширить знания по русскому языку;

-развивать творческие способности детей, коммуникативные уме-

ния обучающихся;

-воспитывать интерес к познавательной деятельности, способство-

вать повышению  мотивации к изучению предмета, расширять

кругозор обучающихся

Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний обучающихся, развитие интереса к русскому языку,  как учебному предмету.

Оборудование:

- карточки с представлениями команд;

- листки с заданиями для конкурсов «Расставьте гласные», «Редактор», «Угадай пословицу», «Крылатые выражения»;

- ребусы;

-музыкальное сопровождение,

-портреты писателей;

- «звёзды» с высказыванием  Карамзина;

-презентация

Ход игры.

1.Организационный момент.

2.Вступительная часть.

(Звучат фанфары)

- Дорогие ребята! Наш родной язык - русский. Сколько хороших слов сказано о русском языке! (Слайд1)

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…».

Знать свой язык обязан каждый человек. «Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью» (А.И.Куприн) Как вы думаете,  чем мы с вами будем заниматься?

Прочитайте тему нашего занятия. (Слайд 2)

Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь и

как им владеете. Сегодня у нас не совсем обычная встреча, мы с вами будем участвовать в конкурсах, отвечать на вопросы по русскому языку. А итогом нашей встречи будет высказывание

Николая Ивановича Карамзина, которое мы соберём в результате одержанных побед в конкурсах.

3. Представление жюри

Перед вами серьёзное, справедливое, уважаемое жюри:

4. Представление команд.

У нас сегодня состязаются 2 команды:

Команда 1: «Умники и умницы»

                   Нет ошибкам! – наш девиз

                   Мы грамотны – и это лучший приз!

Команда 2: «Знатоки»

                   Русский язык для нас не загадка,

                   Не будем играть с ошибками в прятки.

                   Мы правила знаем и их применяем!

- Итак, предлагаю начать наше соревнование.

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнованье:

Успех решает не судьба,

А только ваши знания!

5. Разминка:

(Правила- отвечать подняли руку, с разрешения учителя ответили, за правильный ответ по 1 баллу команде. За нарушение правил снятие баллов)

Команда, выигравшая в конкурсе получает звезду

а) «Доскажи словечко»

-Жеребёнок с каждым днём подрастал и стал …(конём)

-Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно…(карандаш)

-Кругла, рассыпчата, бела, на стол с полей пришла. Ты посоли её немножко, ведь, правда, вкусная…(картошка)

-Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, если я …(капуста)

-Мчусь, как пуля, я вперёд, лишь поскрипывает лёд, да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (коньки)

-По дороге наша Машенька идёт, за верёвочку козу она ведёт. А прохожие глядят во все глаза – очень длинная у девочки…(коса)

б) «О ком или о чём говорится?»

-«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник)

-Что такое ручкохранилище? (пенал)

- Земля, которую может покрутить любой желающий. (глобус)

-Как называется школьный известняк? (мел)

- Он бываем между корнем и окончанием. (суффикс)

-Слово белый по отношению к слову черный. (антоним)

6.Конкурс: «Что это? Кто это?» (Слайд 3)

            7 «люков»                                              7 «львов»

1. – лю – к -                                                 1. – ле - - в - -

2. – люк -                                                     2.  ле – в - -

3. – лю – к -                                                 3. – лев - -  

4. – люк –                                                    4. - - лев - - - -

5. – лю -  -  - к -                                           5. – лев

6. – люк  - -                                                 6. - - лев - -

7. – лю - - к                                                 7.ле - - в - -

Вопросы:                                                                

1.Без этого не играют в хоккей                       1. Первый лев пасёт оленей.

2. Эта в руке у Бабы-Яги.                                2. Этот острый, в мыльной пене.

3. Эту пекут, как пекут пироги.                      3. Третий – корм для лошадей.

4. Эта не знает, что значит улыбка.                4. Лев – источник новостей.

5. В ту молочко наливают для кошки.           5. В пятом здесь бычок вздыхает.

6. Эту с болота приносят в лукошке.             6. Этот полю помогает

7.Это искал Карабас-Барабас.                        7. А последний очень вял.

(Награждение звездой выигравшую команду)

7. Конкурс: «Расставьте гласные» (Слайд 4)

Этот конкурс требует определённой фантазии и большого словарного запаса. Расставьте гласные в  предлагаемых конструкциях.

                                                 

Букву О      Букву А

КН –                  БРН -

ГРХ –                ТК -

КЛКЛ –            РФ -

ТПТ –                МРК -

БЛТ  -               СТР -

Букву У      Букву И

СД –                 ПРЗ -

ШРП –              РС -

КСС –              ЛЛЯ -

КСТ –               ФЛН -БРНДК -           КТ -

  (Награждение звездой выигравшую команду)

8. Конкурс «Редактор»  (Слайд 5)

Сейчас мы проверим, в какой команде внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

Зимние каникулы я правёл у дяди Сережи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок.

    (Награждение звездой выигравшую команду)

 

9. Конкурс: « Угадай пословицу» (Слайд 6)

 В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений являются пословицы.

Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположными по смыслу: лёгкий – тяжелый, весёлый – грустный. Перед вами пословицы – перевёртыши. Кто сможет их прочитать? Подчёркнутые

слова изменять не надо, а остальные заменяем антонимами

Новый враг хуже старых двух.

Всё плохо, что плохо начинается.

(Старый друг лучше новых двух.

Всё хорошо, что хорошо кончается.)

Как вы их понимаете?

  (Награждение звездой выигравшую команду)

9.Конкурс капитанов  (Слайд 7)

Вам предстоит отгадать ребусы.  

Русский язык очень дружен с другими предметами, например, с математикой.

Он перенял у нее многое из ее словарных запасов

100 л                      100 лб

 100 рож                100 лица

 про 100 р              ли 100 к

 пис 100 лет          сви 100 к

 те 100                   ме 100

В это время остальным загадываются  «Логические загадки»

  1. Что стоит посередине земли? (Буква «М».)
  2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
  3. Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит.)
  4. В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда. (Буква «О».)
  5. Что находится в начале книги? (Буква «К».)
  6. Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)
  7. Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
  8. Что у зайца впереди, а у цапли позади? (Буква «Ц».)
  9. Чем кончается всё? (Буквой «Ё».)
  10. Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
  11. Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)
  12. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)

10. Конкурс: « Крылатые выражения» (Слайд 8)

Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка – крылатые выражения.

 Соедините  стрелкой крылатое  выражение  в левой части  с  его объяснением в правой.

1.Не ударить в грязь лицом.                         А. Занятие, которое себя не оправдывает.

2. Держать себя в руках.                               Б. Обязательно.

3. Мелькнуть, как молния.                           В. Очень быстро.

4.  Игра не стоит свеч.                                  Г. Точно в цель.

5. Стрелять без промаха.                              Д. Сохранять спокойствие, самообладание.

6. Во что бы то ни стало.                              Е. Показать себя с лучшей стороны.

7. Не находить себе места.                           Ж. Быть в состоянии большого волнения.

8. Вешать голову.                                          З. Огорчаться.

                                                                        И. Очень строго.

(Награждение звездой выигравшую команду)

11.Подведение итогов.

Соберите воедино части высказывания, прочитайте, что у вас получилось: «Богатство языка есть богатство мыслей» (Карамзин Ник. Мих.)

(На доску приклепляют звезды с высказыванием)

А сейчас наше справедливое жюри  подведёт итоги.

(Звучат фанфары)

Учитель:

Дорогие ребята! Вы настоящие знатоки русского языка. - Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!

(Слайд 8)

Мы провели удачно бой,

Чтоб находчивость и знания свои проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

Ты наш друг,

И в это все мы будем верить.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира (развития речи) в 4 классе "Пришла волшебница зима"

Урок -обобщение  по окружающему миру(развитию речи) в 4 классе по теме "Пришла волшебница зима". На данном уроке обобщаются знания учащихся о зимних месяцах, народных приметах зимы, изменениях в ...

"Волшебница - речь"

Праздник - викторина...

Конспект урока по развитию речи «В серебряном царстве волшебницы – зимы».

Цели урока: 1. Формирование речевых умений2. Развитие коммуникативных навыков учащихся3. Воспитание любви к природе.4. Привитие любви к родной речи, интереса к языку. Задачи урок...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ «ВОЛШЕБНИЦА - РЕЧЬ»

Наш родной язык - русский. «Язык – это история народа. Поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью» (А.И.Куприн) Знать свой язык обязан каждый человек. Давайте ...

Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1)       Образовательная – систематизировать знания у...

Презентация. Волшебница - речь

Презентация к внеклассному занятию по русскому языку в начальной школе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебница Речь» направление «Интеллектуальное» для 3 класса, возраст детей 9-10 лет

        Программа  кружка «Волшебница речь» имеет интеллектуальное  направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разн...