урок русского языка во 2 классе .Тема: «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Букина Лариса Юрьевна

урок русского языка во 2 классе .Тема: «Имя существительное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyk1.docx87.36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

 Тема: «Имя существительное»

Класс: 2

Раздел: «Части речи (морфология) »

Тема: «Имя    существительное. Введение понятия»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Цели урока:  

  1. познакомить учащихся с понятиями «Части речи», «Имя существительное», научить соотносить вопросы КТО? И ЧТО? и слово-название предмета,
  2. развивать речь учащихся, интерес к изучению русского языка,
  3. воспитывать культуру общения, умение работать самостоятельно и коллективно.

Оборудование: 

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
  • иллюстрации с изображением предметов
  • учебник
  • капельки у учащихся

Ожидаемые результаты: реализация поставленных задач

Способ контроля:

  • фронтальный опрос
  • устные ответы учащихся

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Минутка чистописания._

ь ь ь ь ь ь

речь   капель   часть   капелька

-Поставьте вопрос к словам.

-Что объединяет все эти слова?   /отвечают на вопрос ЧТО?, обозначают неживые предметы, т. е. неодушевленные, относятся к одной группе слов - предметы/

  1. Введение в тему.

- Как назвать одним словом все, что мы с вами сейчас говорили?  /речь/

-А что такое речь?  /ответы учащихся/

-Речь – это поток слов, который можно сравнить с рекой.     ( слайд №2)

-Из чего состоит река?   /из капель/

- Все слова, которые мы произносим, относятся к определенной группе-капле. Слова объединяют в группы по определенным критериям, а именно:

  • Значение слова;
  • Вопрос, на который отвечает слово;
  • Роль слова в предложении.

-Каждая такая группа отвечает на свои вопросы, имеет свои значения. С  одной такой группой слов мы сегодня познакомимся на уроке.

-Посмотрите, одна такая капля попала к нам на экран. ( слайд №3)

  1. Работа над темой.

- Чтообозначают эти слова? Какова их роль в речи?    /они называют предметы, явления природы, состояния  человека/

-Эти слова называют то, что существует в мире, вокруг нас, внутри нас. Такие слова объединили в одну группу и назвали существительными.  Карточка на доске

- Задайте вопрос к этим словам. (устно)

Что? дождь

Кто? девочка

Что? грусть

Что? цветок

Что? утро


-На основании ваших ответов мы можем сделать вывод о том, что  такое имя существительное. Имя существительное - часть речи, которая называет предмет, явление природы, состояние человека и отвечает на вопросы кто? или что?

  1. Работа с учебником (работа над умением узнавать имена сущ., задавать вопросы)

-Откройте учебники на с. 4, упр.2. ( слайд №4)  Прочитайте задание. Объясните  попущенные орфограммы.

(упражнение выполняется по заданию с последующей проверкой  (по щелчку).

-Запишите слова в 2 столбика:     Карточки на доске

                                       

    пчела        собака

корова

заяц

-Что вы записали? /имена существительные/

-Что они обозначают? /предмет/

-На какие вопросы отвечают эти имена существительные? /кто?/

-Составьте словосочетания со словами.  /собака лает, корова мычит,…/

  1. Физминутка.

- Если на экране появляется слово, которое является именем существительным, то вы приседаете. Если появляется слово другой части речи, то вы поднимаете руки вверх. ( слайд №5)

Облака

Пробежал

Дерево

Удивительные

По

Волшебник

Великолепно

Звезда

Сияющие

ах

  1. Работа с учебником (работа над умением узнавать имена сущ., задавать вопросы)

-Откройте учебники на с. 5, упр.5. ( слайд №6)  Прочитайте задание. Объясните  попущенные орфограммы.

(упражнение выполняется по заданию с последующей проверкой –

 по щелчку).

-Что вы записали? /имена существительные/

-Что они обозначают? /предмет/

-На какие вопросы отвечают эти имена существительные? /что?/

  1. Гимнастика для глаз.

- Следите глазами за пушистой точкой ( слайд №7); теперь за указкой (учитель ведет по экрану указкой по часовой стрелке, против часовой стрелки несколько раз).

- Следите глазами за пушистой точкой ( слайд №8); теперь за указкой

(учитель описывает на экране  указкой 2 восьмерки).

- Следите глазами за пушистой точкой ( слайд №9)- снежинка.

-Посмотрите на экран. ( слайд №10)-  Прочитайте. Это предложения?  /нет/

-Докажите.

-Составьте предложения со словами:

Белые, на, тарелки, столе, стояли.              По щелчку слова                                переставляются в предложения

новое, Катя, платье, надела.

-Подчеркните грамматическую основу.      На интерактивной доске

  1. Проблемный вопрос.

-Давайте вместе сформулируем определение имени существительного.

( слайд №11)

  1. Рефлексия. ( слайд №12)

-Какое явление природы вы видите на экране? /дождь/.

-Какие еще явления природы вы знаете?

-Из чего состоит дождь? /из капелек/.

-На капельках на ваших столах напишите любое имя существительное.

 - Назовите его, задав к нему вопрос. Прикрепите свою капельку на доску.

- Что обозначает твое существительное? /предмет…, явление природы…, состояние человека/.

-Вот и на нашей доске пошел дождь, дождь из имен существительных.

-А какой это дождь, радостный или грустный?

-Радостный, т.к. узнали много нового на уроке. А что нового узнали на уроке?

  1. Домашнее задание. ( слайд №13)

-Написать 10 существительных, начинающихся с первой буквы твоего имени.

-Спасибо за работу! ( слайд №14)                 смайл1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Имя существительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: систематиззация знаний об имени существительном; знакомство с правилом определения имени существительного; развитие умения учащихся определять имена существительные.Планируе...

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное.

Презентация к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Имя существительное....