Сохранение и развитие родных языков в поликультурной образовательной среде
консультация по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Назырова  Голифар Галиулловна

Научить маленького школьника ясно и грамотно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться в полиэтнической среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_yazyka-ekologiya_kultury.docx533.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и развитие родных языков в поликультурной образовательной среде

Научить маленького школьника ясно и грамотно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться в полиэтнической среде- сложное и кропотливое дело, требующее от учителя большого труда, эффективных подходов к развитию речи, его организации и корректировке. Стараться, чтобы язык ученика начальной школы как можно реже заплетался, сделать так, чтобы его мысли соответствовали его речи, помочь ребенку насладиться красотой устного и письменного слова, помочь ему прочувствовать истинный смысл слов языка, являющегося для него неродным. Современные дети очень часто  смотрят  фильмы, не несущие в себе ничего хорошего. Мальчики увлечены боевиками, девочки фантастикой. У них появляются своеобразные кумиры и понятия, которые порождают в них агрессию, звездность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, родному языку, правильно научить своего ученика слушать, читать, говорить, сочинять и писать. Каждый ребенок по природе одаренный. Кто то любит творить, другой фантазировать, а третий-мечтатель. Следовательно, важнейшая задача учителя начальных классов- работать не только над обогащением словаря учащихся, но и  над увеличением подвижности того  активного запаса слов, которыми владеет ученик, помочь детям связать воедино грамматический и речевой аспект обучения, реализовать коммуникативный подход в обучении родному языку  и русскому языку как неродному. Тематика заданий прежде всего должна быть ориентирована на обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, на восприятие ими окружающего мира, на развитие в них способности самовыражаться. Обогащение активного словаря- верный путь к слову. Для многих учеников русский язык не является родным, поэтому, во многих случаях они сталкиваются со словами, значения которых они не знают и не понимают. А ведь им предстоит жить и общаться, и тем более учиться на русском языке. Убеждайте  своих учеников постоянно пользоваться толковыми  словарями, побуждая в них интерес к отдельно взятому слову. Изучите происхождение слова совместно, ведь именно оно  во многом объясняет правописание, состав слова, произношение и наконец, написание слова. Покажите слово в структуре словосочетаний, предложений и в небольших текстах. Знакомству со словом помогут мимика, ваши жесты, музыка, инсценирования. Познакомьте ребят со значением слов, связанных с нашей повседневной жизнью :чувство, доброта, настроение, дорога, урок и др. Каждое слово можно связать с конкретной ситуацией, ее можно обыгривать, ведь игра для младшего школьника является частью его повседневной жизни, она же должна стать частью каждого вашего занятия. Наверное, ни для кого не секрет, что игра развивает  в детях природное  языковое чутье, подготавливает их к восприятию поэтических форм, с которыми они познакомятся в старшем школьном возрасте. К примеру, игра «Составь слово»

1.Составь слова из следующих букв:

а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п, т, а

б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у

в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, с

г) т, о, р               г) б, о, н, е           г) п, о, г, и, р

д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г

е) д, м, ы              е) д, а, в, о            е)  к, о, н, о

Дети-билингвы могут рядом записать слово на своем родном языке.

2.Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить.

1) е, м, р, о                  2) к, у, а, п              3)  а, к, о, р, о, с

р, а, е, к                          з, я, а, ц                     в, л, е

ш, а, а, м, р, о, к             а, и, с, л                    щ, а, у, к

о, о, е, з, р                       х, м, а, у                    а, а, ь, с, р, к

ь, ю, т, л, н, а, п              м, й, е, в, а, у, р        т, р, г, и

ф, к, а, а, л, и                  к, в, о, л                     а, н, о, о, р, в

                                         к, ж, у                       ь, о, н, к, у

3. «Цветочек»

Составление слова из нескольких слов.

Учащимся предлагается несколько слов. Количество слов зависит, от того, сколько букв в задуманном учителем слове. Слова могут задаваться разными способами:

записаны на доске;

являться ответом на загадку;

определяться по значению слова;

определяться по картинке.

К примеру, заданы слова:

Мама

Берег

Фильтровать

С данными словами может быть проведена предварительная работа, например по значению слова. Потом учитель задает принцип отбора букв. Это может быть отбор по порядковому номеру буквы в слове, отбор по характеристике определенного звука в слове и определении соответствующему ему буквы или какой - либо другой способ отбора букв. В данном примере отбор букв идёт по порядковому номеру буквы в слове (1 - 4 - 3).Дети должны на основе заданного критерия отбора выявить буквы, входящие в состав слова и определить это слово. В примере это слово - мел. Продолжается работа с полученным словом:

 Объяснение значения слова.

 Подбор синонимов.

 Составление устных предложений.

 Фонетический разбор слова.

Игра «Волшебный мешочек». Эта игра позволяет развивать тактильные ощущения, формулировать их словами. Ребятам можно предложить озвучить слова-названия на родном языке, потом на русском языке. Введение в учебную деятельность элементов игры или развивающих игр позволяет ребёнку легче адаптироваться к учебной деятельности, развивать потребность в знаниях, способность анализировать, классифицировать, обобщать объекты, понятия и явления, развивать непроизвольное внимание, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности, развивать самоконтроль и самооценку, а главное-интерес к языку. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения. Проблема повышения интереса к русскому языку существует. Дело в том, что данный предмет не является популярным среди современных младших школьников, особого интереса  ребята к нему не проявляют, среди любимых предметов практически нет русского языка. Материал по этому предмету сложен для понимания младшими школьниками, а поэтому и не вызывает у них должного интереса. Пословицы и поговорки- традиционный набор для отработки разных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке. Их необходимо вписать в систему организации работы по развитию речи, речевого творчества. Можно, к примеру, предложить такие: Мал золотник да дорог. Ученье-свет, а неученье- тьма. Язык и хлебом кормит, и дело портит. Задания к ним могут быть такими: прочитай одно предложение (по выбору). Устно передай его смысл. Сформулируй тему. Передай свои мысли письменно и другие. В своей работе я часто использую татарские народные пословицы, загадки, сказки из сборника Наки Исанбета, так как большинство детей в нашей школе татары и русский язык для них не является родным языком.

http://kitaphane.tatarstan.ru/file/%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB.png

Наки Исанбет широко известен как ученый, исследователь татарского фольклора. Им собрано несколько сборников татарских загадок, сказок и мифов. Его неоценимым вкладом в национальную культуру было издание уникального трёхтомника «Татарские народные пословицы» (самого большого сборника на тюркских языках), книг «Татарские народные загадки» и «Детский фольклор». Его неоценимым вкладом в национальную культуру было издание уникального трёхтомника «Татарские народные пословицы» (самого большого сборника на тюркских языках), книг «Татарские народные загадки» и «Детский фольклор».

http://www.nn-port.ru/zpizifoft/428                   http://intim.lipetsk.cc/images/stories/satira/dal-poslov.jpg

Устное народное творчество поликультурной среды позволяет глубже проникнуть в  традиционную культуру изучаемого языка, в повседневную жизнь и обогащает активный словарный запас носителя языка и культуры.

Диктант, контрольная работа- традиционные формы контроля. Но можно более глубоко, творчески, , с пользой и перспективой на будущее подойти к вопросу контроля. В качестве итоговой работы по русскому языку и литературному  чтению за год предложить интересное творческое задание-исследование для всей семьи «Энциклопедия слова. Папа, мама, я-выполняет вся семья». В качестве инструкции можно записать для каждого:

-Родной язык-язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных;

-Соберитесь всей семьей и обсудите необычность и полезность творческой работы;

-Выберите слово, над которым вы будете работать;

-Найдите слово в родном языке, его культуре, духовной жизни;

-Понаблюдайте за словом в сказках, рассказах, стихотворениях, пословицах, загадках;

-Используйте все виды словарей, справочники, энциклопедии, помощь родных, знакомых, друзей;

-Вспомни, найди, придумай, сделай зарисовки;

-Красиво оформи работу.

Схема-план

1.Слово и его лексическое значение (толковый словарь).

2.История происхождения слова (этимологический словарь).

3.Слово и слова-родственники (однокоренные).

4.Слово и его синонимы (словарь синонимов).

5.слово и антонимы 9словарь антонимов).

6.Слово во фразеологических оборотах(словарь фразеологизмов).

7Слово и словосочетания-рифмы.

8.Слово в фольклоре (русском и татарском).

9.Слово в названиях произведений (русской, татарской и зарубежной литературе).

10. Слово вокруг нас (газеты, детские журналы, реклама)

11. Слово в рисунках, в твоих рисунках.

12. Слово в твоей семье.

Критерии оценивания каждый педагог может составить на свое усмотрение, учитывая то, что дети с нетерпением ждут справедливой оценки, отзыва и мнения учителя.  Главнее- по достоинству, по-доброму оценить каждую работу и совместно с детьми сделать вывод и обобщение.  Каждый народ имеет свои корни, историю, культуру, традиции, обычаи. Человек, знающий родной язык, уважающий  культуру и традиции своего народа, по достоинству может считаться ее представителем. Он будет ценить и уважать язык, культуру и традиции народа, с которым он живет в поликультурном обществе. Зажжем в каждом ребенку искорку надежды на дальнейший успех!

Ресурсы: 

1.Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.

2.Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г.

3.http://kitaphane.tatarstan.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма через знакомство с национальными традициями мордовского народа в условиях поликультурной образовательной среды.

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона"...

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)...

Сохранение и развитие родных языков в поликультурной образовательной среде

Научить маленького школьника ясно и грамотно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоци...

Смысловое чтение как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников в поликультурной образовательной среде

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение  количества  текстовой    информации, предъявление  новых  требований  к  ее  анализу, система...

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....