Технологическая карта изучения темы
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Балсанова Эржэна Балдановна

Тема урока: Постановка учебной задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, гербарий, здание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn.karta_urok.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Технология построения урока

Метод решения учебных задач

Тема

Постановка учебной задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, гербарий, здание

Цель

Образовательная: повторить алгоритм проверки орфограммы слабой позиции в падежном окончании; помочь обнаружить нефонемные написания в падежных окончаниях слов, называющих предметы; формировать умение находить слова-предметы с нефонемным написанием;

развивающая: совершенствовать умения строить высказывания в научном стиле; формировать универсальные учебные действия; учить работать с текстом, совершенствовать навык чтения; 

воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи

Основные термины, понятия

Закон письма; нефонемное написание; сильные и слабые позиции; наборы окончаний; слова, помощники в проверке окончаний

Планируемый результат

Предметные умения

учебно-языковые умения:

- выявлять слова, которые требуют объяснения;

- определять значение неизвестного слова по словарю;

- проверять орфограмму слабой позиции;

- знать признаки слов-нарушителей;

- находить слова нарушающие закон письма;

речевые умения:

- пользоваться научным стилем речи

 Личностные УУД:

осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; контролировать выполняемые действия; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своим действиям

 Познавательные УУД:

формулировать учебную задачу; работать с информационными источниками; проводить анализ с выделением существенных признаков; делать умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; подводить под понятие

  Коммуникативные УУД:

сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания; владеть диалогической формой речи 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная 

Книгопечатная продукция: В. В. Репкин, Е. В. Восторгова, Т. В. Некрасова «Русский язык», 3 класс (ч. 2); рабочая тетрадь

Технические средства обучения: листы и фломастеры для работы в группах, ЦОР

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация  опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций  (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные: умение мобилизовать свои силы для работы

коммуникативные:

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, следовать этим правилам

Проверяю готовность к уроку, 5 минутное чтение

Включаются в ситуацию урока, читают, настраиваются на совместную работу

Актуализация опорных знаний

Предметные:

находить слова, обозначающие предмет, признак, действие

Метапредметные (УУД):

- оценивать результаты работы (регул.);

-моделировать, классифицировать, указывая на основание классификации (познав.);

- слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами русского языка (коммуник.)

- На прошлых уроках вы работали со словами и предложениями, в которых проверяли орфограммы слабых позиций. Скажите, пожалуйста, по какому алгоритму мы проверяем такие орфограммы?

Показываю предложение с пропущенными орфограммами: В алле_ в жарк__ погоду прохладно.

- Оцените себя. Поставьте за работу «+» или «-».

Дети проговаривают алгоритм проверки орфограммы слабой позиции.

В алле_ - 1 набор окончаний, проверочное слово стена. Подставляем в предложение: в стене – в аллее.

В жарк__ - слово-признак, проверочное слово пустой, подставляем в предложение: в пустую- в жаркую.

Дети показывают «+», демонстрируя успешность выполненной работы.

Постановка учебной

проблемы

Постановка  учебной проблемы

Постановка учебной проблемы

Предметные:

находить слова, нарушающие закон письма; грамотно писать слова под диктовку; отвечать на вопросы, пользуясь научным стилем речи; находить проверочные слова для проверки орфограмм, опираясь на свой речевой опыт.

Метапредметные (УУД):

познавательные: классифицировать, указывая на основание группировки;

регулятивные: 

контролировать и оценивать свои действия;

коммуникативные:

полно и точно выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи.

(На доске ЦОР из единой коллекции образовательных ресурсов)

- Ребята, а вы знаете, что Сам Самыч читал газету и послушайте, что дальше произошло.

-  Какой вопрос возник у Сам Самыча?

- Что же не знают герои нашего учебника?

- А вы, ребята, знаете или нет? Давайте проверим. На листах предложение, в котором пропущенные орфограммы, проверьте их.

Слоны живут в жарк_х стран_х, например в Египт_, Эфиопи_, Инди_.

Дети слушают диалог героев учебника.

- Сам Самыч решил, что в газете ошибка.

- Герои учебника не знают, какие слова нарушают закон письма.

Дети работают в группах и проверяют орфограммы.

Затем при проверке выполненной работы обнаруживаются разные варианты.

Формулирование проблемы,

 планирование

Личностные: 

определять границу знания/незнания; мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, мобилизация внимания.

Метапредметные (УУД)

формулировать учебную задачу; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

- Что же мы с вами не знаем?

- Какую задачу перед собой поставим?

Почему Сам Самыч решил, что в окончании слова в России по закону письма нужно писать другую букву?

-Что обозначается буквами по закону письма – звуки или фонемы?

Дети формулируют задачу для дальнейшей работы над темой.

Дети обнаруживают факт нарушения закона письма.

Открытие нового знания

Предметные:

умение работать с алгоритмом проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончания;

умение выявлять слова нарушители типа армия, здание, гербарий;

 умение находить сходство в словах;

грамотно трактовать признаки слов.

Метапредметные (УУД)

умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

сотрудничать с учителем и одноклассниками по решению учебной задачи; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

- преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую.

 - Может быть, и в других падежных окончаниях этого слова буквы нарушают закон письма? Проверьте это, подставив в словосочетания  (написаны на листах для групповой работы) наша Россия, из нашей России, к нашей России, нашу Россию, нашей Россией, о нашей России вместо слова Россия слово земля.

 -  Ребята, в каких окончаниях слова Россия вы обнаружили нарушение закона письма?

 - Какая буква должна писаться в них по закону письма?

 -  Какая пишется на самом деле? Нарушают ли закон письма буквы в остальных падежных окончаниях этого слова?

 -  Как уточним схему?

 - Но, может быть, слово Россия – какое-то исключение?

 - Проверьте, соответствуют ли закону письма буквы в падежных окончаниях таких слов: служить в армии, учиться в гимназии.

- Что общего между словами Россия, армия, гимназия?

-Запишите эти слова звуками, выделите в них окончания и основы.

- Нет ли какого-нибудь сходства между их основами? В чем оно состоит?

- Запишите звуками основы слов санаторий, здание.

- Есть ли в основах этих слов та же особенность, что и в основе слова Россия?

-Подумайте, нельзя ли узнать такие слова не по конечным звукам основы, а по тому, как они пишутся в именительном падеже единственного числа.

Дети работают в группах.

Наша Россия (наша земля) – ЗП;

Из нашей России (из нашей земли) – ЗП;

К нашей России ( к нашей земле) – ЗП;

Нашу Россию (нашу землю) – ЗП;

Нашей Россией (нашей землей) – ЗП;

О нашей России (о нашей земле) – ЗП.

Дети отвечают, опираясь на прочитанные сведения.

Обсуждают, как графически показать ответ на вопрос; один из учащихся вносит изменения.

Дети распределяются в группы и выполняют задание. После завершения работы дети представляют свои результаты всему классу.

Дети совместно с учителем составляют транскрипцию слов и анализируют составленные записи, выделяют основы и окончания, выделяют особенности слов, на которые они будут опираться при составлении общей модели слов-нарушителей.

Дети записывают в тетрадь открытий схему слов-нарушителей.

Применение нового

 знания

Предметные:

-  определять слова-нарушители.

Метапредметные (УУД)     умение подводить под понятие; умение классифицировать по заданному

основанию, логически рассуждать;

точно и доказательно выражать свои мысли.

- Поучимся находить слова-нарушители. Выполните упражнение 166 на стр. 12 (в упражнении предлагается выписать слова - нарушители в И.п. ед.ч.).

- Проверим работу.

Открывают учебник и читают задание, выполняют упражнение самостоятельно.

Организуется

коллективная проверка

Рефлексия учебной

 деятельности

Личностные:

умение оценивать свои достижения, удовлетворение познавательной деятельностью, качеством выполненной работы.

Метапредметные (УУД):

 полно и точно выражать свои мысли соотносить цели и результаты своей деятельности;  вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

- Подведем итоги урока.

- Сегодня на уроке вы узнали много нового. О чем бы вы хотели рассказать своим родителям

или друзьям?

- А теперь вам предстоит оценить свою работу.

Какие критерии нужны для оценки вашей работы на уроке?

- Я бы хотел рассказать своим друзьям, что я знаю о нарушителях закона Письма.

Дети совместно с учителем определяют критерии для дальнейшего оценивания своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Число 8. Цифра 8 ».

Технологическая карта по математике 2 класс...

Технологическая карта изучения темы «Луч и его обозначение»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика 2 класс» ч. Iк УМК «Начальная школа XXIвек»Автор:  Кулагина В.В. учитель начальных кла...

Технологическая карта изучения темы

Технологическая карта изучения темы. Дидактические задачи этапов урока....

Технологическая карта изучения темы «Задача»

Технологическая карта изучения темы «Задача» в 1 классе...

Технологическая карта изучения темы «Число два. Цифра 2.»

Технологическая карта составлена по теме "Число два. Цифра 2" УМК "Начальная школа 21 века". урок математики в 1 классе....

Технологическая карта изучения темы «Умножение и деление на 10»

Технологическая карта представлят рабочий материал к уроку математики 3 класс...