разработка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Разработка урока по русскому языку для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 2 б класс

«Обобщение и систематизация знаний об имен прилагательных»

Дата: 14.03.2017г.

Место проведения: на базе МБОУ СОШ № 2 им. Т.Б. Куулар

Цель:  закрепить знания об имени прилагательном.

Задачи:

  • познакомить с ролью имен прилагательных в речи, развивать умение употреблять прилагательные в речи
  • дать первоначальное представление о согласовании прилагательного с существительным
  • формировать универсальные учебные компетенции (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные)
  •  развивать умение работать в группах

1. Вводно- мотивационный этап.

Сегодня мы продолжим путешествие в страну имён прилагательных. Вспомним о законах этой страны. О том, что имена прилагательные помогают сделать нашу речь красивой, помогают наиболее точно обрисовать предмет. Таким предметом для нас станет березка. Вы понаблюдаете за ней и в конце урока скажете, что с ней произошло.

2. Чистописание.

Но вдруг подул ветерок и принёс нам березовые листочки.

На них изображены элементы одной буквы.

  • Посмотрите на алфавит и догадайтесь, какая это буква?
  • (Вв)
  • Посмотрите, как я пишу эту букву.

На что надо обратить внимание при написании буквы?

  • Встанем, в воздухе пропишем один раз В в.
  • Сейчас пропишем в тетради три пары букв. Сели красиво, мы стройные, как березки. (Правила посадки).
  • Подчеркните лучшую букву в своей тетради. Допишите буквы аккуратно и правильно, не забывая о наклоне.

Вывод: Мы написали красивую букву, и на нашей берёзке появляется первый листик. (Вв)

3. Комплексная работа со словом.

  • Ребята, посмотрите на этот листик. Дождь смыл элементы букв. Чтобы угадать слово, вспомним, что на дворе чудесное время года. А какое?

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

  • (Весной).
  • Учитель пишет слово на доске, дети пишут в тетрадь
  • Весна — замечательное и прекрасное время года. Природа просыпается, оживает. Почки набухают. В листочки одевается березка. Все мы радуемся приходу весны, солнышку. Поэты называют весну «утром года»
  • Ученик читает стихотворение Г.Ладонщикова «Отшумела злая вьюга»
  • Составим схему слова весна. Один ученик у доски. Совпадает ли произношение с написанием? Почему? (Безударный гласный)
  • Встали.

Гласный ставь под ударение, чтоб развеять все сомненья.

  • Какие буквы можно спутать? (Под гласной Е прикрепляем красный кружок)
  • Как проверим безударный гласный?
  • Вывод. Проговариваем правило о правописании безударного гласного.

На березе появляется следующий листок со схемой слова (=о—о)

4. Словарная работа.

- Безударные гласные всегда можно проверить? Поработаем с перфокартами над непроверяемыми гласными. Старайтесь грамотно вставить буквы, чтобы солнышко вам улыбнулось. На работу у вас 1,5 минуты. (Правила посадки).

На разноцветных солнышках написаны словарные слова:

вет  р             п  года

п  года           вес  ло

обл  ко           вет  р

в  рона          обл  ко

вес  ло          в  рона

  • Самопроверка и обратная связь. На доске ответы:

е           о

о           е

а           е

о           а

е           о

Дети поднимают зеленый сигнал, если нет ошибок. У кого одна ошибка? Две? В каких словах допустили ошибку? Можно ли проверить написание этих слов?

Читаем орфографически слово и прикрепляем на стенд «Пиши грамотно»

  • Вывод. Итак, написание этих слов надо запоминать, чаще повторять.
  • На березе прикрепляем очередной лист с изображением солнышка.

5. Физминутка.

Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — качнула и присела

И к цветочку полетела.

На березе появился листик с изображением улыбающегося лица.

6. Беседа.

  • Улыбнулось из-за тучки весеннее солнце. На поляне появились первые цветы. Земля нарядилась в праздничный убор.
  • В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят.

У каждой сестрички — белые реснички.

  • Что это? (Ромашка). Символом чего является ромашка на наших уроках? (Части речи)

Прикрепляем листик с изображением ромашки на березу.

  • С какими частями речи мы уже знакомы?
  • Чтобы изобразить красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своем описании? (Имя прилагательное)
  • Вспомним, какие слова называются именами прилагательными? (ответ ученика)
  • Обратимся к алгоритму: (стоя повторяют)

Имя прилагательное

обозначает признак предмета

отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

связано с именем существительным

  • Приведите примеры имен прилагательных о весне. Какая весна?
  • Ответы детей.
  • Знакомимся с новым словом — ДОЛГОЖДАННАЯ (напечатано на карточке, поставлено ударение). Читаем слово по слогам, с ударением. Слово помещаю на доску под словом весна.

7. Работа с учебником. На березе появился листик со страницей и номером упражнения.

  • Прочитайте задание. Найдите в первом предложении словосочетание существительного и прилагательного. (Записываем первое словосочетание на доске — весенняя гроза).
  • Выберите из оставшихся предложений любые два подобных словосочетания. На работу вам 3 минуты. (Правила посадки вспоминаем).
  • Проверка. Какие словосочетания выписали?

Докажите, пользуясь алгоритмом, что пышный — это имя прилагательное.

8. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

  • И наша березка становится красивой и нарядной.

9. Работа по обогащению лексического запаса учащихся.

  • Посмотрите на доску, где изображены цветы. Охарактеризуйте их устно.

                  - ромашка

По цвету:  - пион

                  - роза

  • Выполним упражнение «Фотоглаз»

Дети видят слово в течение 5 секунд и пишут его по памяти. Слова: жёлтая, розовый, алая.

  • Проверим. На доску прикрепляю записанные слова напротив цветов.

Чтение прилагательных орфографически.

  • Кто не допустил ошибок, просигнальте. Работа над типичными ошибками.
  • Вывод. Повторим наш алгоритм «Имя прилагательное»

На березу вешаю лист с изображением фотоаппарата.

10. Работа с сорбонками.

  • Потренируемся в правописании безударных гласных в именах прилагательных.
  • Работа в парах в течение 2 минут. Примеры слов: р  чной, м  рской, з  лёный...
  • Просигнальте, кто не допустил ошибок. 1-2 ошибки. В каких словах были допущены ошибки. Подбор проверочных слов.
  • Вывод. Гласный ставь под ударение, чтоб развеять все сомненья.

На березе появляется листик со значком, изображающим парную работу.

11. Работа в группах.

  • Вам надо охарактеризовать предметы, изображенные на карточках, и отвечающих на вопрос какой?

Надо сравнить их, отметить, чем они отличаются. На работу у вас 3 минуты.

  • Проверка. Один ученик из каждой группы отвечает на вопросы. (Предметы отличались цветом, размером, высотой, вкусом, формой).
  • Вывод. Итак, еще  раз мы убедились, что имена прилагательные предназначены для того, чтобы охарактеризовать предмет, наиболее точно его описать.

На березе появляется очередной лист с изображением символа групповой работы.

12. Итоговая самостоятельная работа.

  • Идет наш урок, березка меняется, одеваясь в зеленый наряд.

Сейчас вы будете работать самостоятельно. Вам нужно подобрать несколько имен прилагательных к имени существительному  и записать их. У 1 варианта — березка (какая?) - ...

У 2 варианта — солнышко (какое?) - ...

На работу у вас будет 3 минуты. Вспоминаем правила посадки. Критерии оценки.

  • Проверка. Ученик читает свои прилагательные, а остальные дети добавляют.
  • Мы подобрали красивые имена прилагательные. Они помогли нам описать предметы. Что происходит с нашей речью? (Она становится образной, выразительной, яркой и запоминающейся).

На березе  - листок с изображением 1 и 2 варианта.

13. Итоги урока.

  • Какие слова называются именами прилагательными?
  • С какой частью речи они связаны?
  • Для чего служат имена прилагательные в речи?
  • Мы наблюдали за березкой. Как изменилась она с приходом весны?
  • Пришло время «весеннего лучика». Отгадаем загадки и расшифруем слово.

В итоге на доске появилось слово — МОЛОДЦЫ.

Самоанализ урока.

Общие сведения: МБОУ СОШ № 2 им.Т.Б. Куулара, класс 2 «б», тема урока «Обобщение и систематизация знаний об имен прилагательных»

Цель:  закрепить знания об имени прилагательном.

Задачи:

  • познакомить с ролью имен прилагательных в речи, развивать умение употреблять прилагательные в речи
  • дать первоначальное представление о согласовании прилагательного с существительным
  • формировать УУД
  • развивать умение работать в группах  

Оборудование урока:

  •  были использованы такие средства обучения как учебники, наглядные плоскостные и мультимедийные;  
  •  классная доска к уроку была оформлена (разнообразные записи, план урока, схемы);

Содержание урока:

  • содержание урока соответствует  программе, задачам урока;
  • он способствует формированию  универсальных учебных компетенций (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные);
  • учащиеся работали впервые с согласованием прилагательного и существительного. На уроке формировались и закреплялись навыки употребления прилагательных в речи, отрабатывалась орфограмма «Безударный гласный в корне слова проверяемый и непроверяемый ударением»;
  • словарная работа, выразительное чтение стихотворения, лексическая работа способствовали развитию творческих сил и способностей учащихся;
  • развивались  общеучебные и специальные умения и навыки — каллиграфические, работа по алгоритму и т.д.;
  • межпредметные связи осуществлялись при анализе стихотворения, во время наблюдения за березой;
  • соблюдались  внутрипредметные связи  - комплексная работа со словом, сравнение частей речи и их взаимодействие;
  • содержание урока  способствовало развитию интереса к учению.

Тип и структура урока:

  • был выбран комбинированный тип урока;
  • это пятый урок по теме;
  • осуществлялась связь урока с предыдущими уроками — повторение правил, словарных слов, правило о прилагательном;
  • этапы урока были логически взаимосвязаны, подводились итоги каждого этапа;
  • наблюдалось соответствие структуры урока данному типу;
  • целостность и завершенность урока обеспечивалась особым планом (на березе), игровым моментом.

Реализация принципов обучения:

  • принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
  • научность обучения выражалось в опережающем теоретическом материале, связь с жизнью — наблюдения за цветами, деревом; с практикой — работа с сорбонками;
  • принцип доступности обучения реализовывался при работе в группах, в парах, с перфокартами;
  • каждый вид наглядности использовался для создания игровой ситуации на уроке, усиления интереса к изучаемому материалу;
  • соблюдался принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков;
  • достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся, руководство учением школьников осуществлялось через формирование УУД;
  • в полной мере осуществлялось развитие учащихся на уроке;
  • преобладал поисковый, творческий характер познавательной деятельности ;
  • реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения;
  • стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

Методы обучения:

  • применяемые методы соответствовали задачам урока;
  • методы коллективной работы способствовали активизации учения школьников;
  • самостоятельная работа  обеспечивала  развитие познавательной самостоятельности учащихся.
  • эффективность использованных методов и приемов обучения высокая.

Организация учебной работы на уроке:

  • постановка учебных задач осуществлялась на каждом этапе;
  • умело сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная;
  • осуществлялось   чередование разных видов деятельности учащихся;
  • был организовывался контроль за деятельностью учащихся (самопроверка, взаимопроверка, коллективное обсуждение);
  • правильно  оценивались знания и умения учащихся;
  • осуществлялось развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы;
  • был использован прием создания проблемной ситуации;
  • подводились  итоги этапов и всего урока.

Система работы учителя:

  • правильно было распределено время на уроке, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
  • учащимся показаны рациональные способы учебной работы;
  • правильно определен объем учебного материала на урок;
  • поведение учителя на уроке: спокойный, доброжелательный тон, такт, грамотная речь, эмоциональность, характер общения демократичный, объективность;
  • учитель создавал нужный психологический микроклимат.

Система работы учащихся:

  • организованность и активность на разных этапах урока;
  • адекватность эмоционального отклика;
  • учащиеся умеют работать в парах, группах, владеют навыками самостоятельной работы;
  • доброжелательное отношение к учителю, предмету, уроку;
  • уровень усвоения основных знаний и умений средний;
  • наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

  • план урока выполнен в полном объеме;
  • задачи урока   решены.

МБОУ СОШ № 1 пгт.Каа-Хем

Открытый урок

по русскому языку

«Обобщение и систематизация знаний об имен прилагательных»

2 «б» класс

Дата проведения: 14.03.2017

Место проведения: на базе МБОУ СОШ № 2 им.Т.Б. Куулар.

                                                                               

Провела учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1

Салчак А.Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...