Рабочая программа по русскому языку с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Шефер Татьяна Николаевна

Рабочая программа по русскому языку с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_v_klass_8-go_vida.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«Утверждаю»                                                                                                        

Директор школы                                                                                        

_______С.С. Сидоренко

 «___»  ______2017г.                                                                      

Рабочая программа

по предмету:   «Русский язык»

для  ученика 4 в  класса МБОУ «Луговской СОШ»

(с интеллектуальными нарушениями)

учителя:   Шефет Татьяны Николаевны

2017-2018  учебный год

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса школы VIII вида

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида под редакцией В.В. Воронковой – Москва; Просвещение, 2010 г.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова « Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М.: Просвещение, 2011.

Целью программы является:

- приобретение практических навыков устной и письменной речи;

- формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;

- воспитание интереса к родному языку

Задачи

Образовательные:

- выработать элементарные навыки грамотного письма;

- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;

- осмысленно воспринимать прочитанное;

- формировать навык читательской самостоятельности, читательской культуры.

Коррекционные:

- формирование познавательной деятельности школьников, коррекция ВПФ (речи, внимания, памяти, логического мышления).

Воспитательные:

- воспитание положительной мотивации к обучению;

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание личностных качеств обучающихся воспитанников.

Пояснительная записка

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и

речевой практикой учащихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников. Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу. Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др. Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучен на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень. Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов. В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей). Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю. Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью.

Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.

Место курса в учебном плане:

5 часов в неделю. Курс рассчитан на 170 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4 класс

ПОВТОРЕНИЕ

Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

ЗВУКИ И БУКВЫ

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

СЛОВО

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими славами. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте. ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ

Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв: 1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е,

Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.

УСТНАЯ РЕЧЬ

Правильное составление простых распространенных предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя). Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Повторение пройденного.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения; анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове); списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

Учащиеся должны знать:

алфавит; расположение

Тематическое планирование


Наименование разделов

Краткое содержание раздела

Контрольные и диагностические мероприятия

Всего часов

1

Повторение. Предложение.

Предложение.

Выражение в предложении определенной и законченной мысли.

Упражнение в правильном произношении и написании предложений разных по интонации.

Связь слов в предложении.

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам.

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Текущий контроль.

Проверочная работа.

Работа по развитию речи.

10

2

Звуки и буквы

Звуки и буквы.

Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке.

Мягкий знак на конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного.

Разделительный мягкий знак.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Упражнения в написании слов с глухими звонкими согласными на конце и в середине.

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударных гласных.

Непроверяемые безударные гласные.

Текущий контроль.

Контрольная работа (диктант).

Работа по развитию речи.

67

3

СЛОВО

Названия предметов, действий и признаков.

Имена собственные

Предлоги.

Разделительный твёрдый знак.

Родственные слова.

Текущий контроль.

Контрольная работа (диктант).

Работа по развитию речи.

44

4

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

Текущий контроль.

Контрольная работа (диктант).

Работа по развитию речи.

37

 

Повторение

 

Алфавит.

Правописание парных согласных на конце и в середине слова.

Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых.

Повторение. Родственные слова.

Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения.

Работа с деформированным текстом.

Написание письма об итогах года.

                                .

12

Учебно-методический комплект курса

1. Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VII вида под редакцией В.В. Воронковой – Москва; Просвещение, 2010 г.

2. Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова « Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» М.: Просвещение, 2011.

3. Рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Москва, «Просвещение» - 2012 г.

слов в алфавитном порядке в словаре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...