Урок русского языка во 2 классе.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Шамшиева Жанна Валентиновна

Тема: Слова, близкие по значению (синонимы). Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять роль синонимов в речи, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока:Слова, близкие  по значению (синонимы)

Цель урока: углубить знания детей о синонимах.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся объяснять роль синонимов в речи, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов.

личностные: находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение, анализировать делать выводы, сравнивать, воспитывать интерес к предмету, аккуратность ведения записей в тетрадях. 

Тип урока:Открытие нового знания

Оборудование:Русский язык.2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М.: Просвещение, [Перспектива]

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг.момент.

1 – 2 мин

-Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу. 
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Записываем сегодняшнее число, классная работа

Определять правила правильной посадки на уроке.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: постановка и формулирование проблемы.

2.

Актуализация знаний.

 Минутка чистописания; словарная работа

3-4 мин

- Отгадайте загадку:       В снежном поле,

На дороге,

Мчится конь мой одноногий.

И на много, много лет

Оставляет черный след (Карандаш)

- На какую букву начинается слово «Карандаш»?

Пропишем в тетради красиво и аккуратно словосочетание с буквой «К» (Кл; Кс; Ка; Ок)

- Запишем слова: карандаш, квартира, класс, капуста, коньки, прохлада.

- Выделите орфограммы в этих словах, поставьте ударение.

- Какое слово лишнее? Почему? (прохлада – это не словарное слово)

- А что означает слово прохлада? (когда ни жарко; летний холодок)

- Как по другому можно сказать об этом слове? (свежесть, холодок)

- А как можно назвать эти слова, что мы подобрали к слову прохлада?

- Кто знает как называются такие слова?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Как вы думаете о чем мы поговорим и узнаем сегодня на уроке?

- Какую цель перед собой поставим?

Отгадывать загадку

Записывать словарные слова

Отвечать на вопросы

К:участвуют в учебном диалоге; формулируютответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

3.

Работа по теме урока.

Работа в парах

Практич.: работа над упражнением

Чтение текста

20 – 25 мин

- Откроем страницу 27, прочитаем правило.

- О чем нам рассказывает это правило, что вы запомнили?

- Что значит разные по звучанию и написанию? А что такое схожие по значению?

- Сейчас мы будем работать в парах, найдите упражнение 35

- Сейчас, вам нужно будет объяснить своему соседу почему эти слова разные по написанию, но схожие по значению. Потом объяснить и доказать свое мнение.

Прочитайте предложение со слайда

«Смелые, юркие стрижи носились над водой и хлопотливо трещали.»

- Что значит слово «юркие»? Какие слова синонимы можно подобрать к этому слову?

- Запишите это предложение, заменяя слово «юркие» на другой синоним. Какие слова вы записали? Подходят ли они по смыслу?

- Найдите, упражнение 39

- Прочитайте задание к этому упражнению.

- Запишите эти слова в тетрадь, пишите аккуратно, соблюдая правила посадки.

- Какие слова вы чаще всего используете, из тех слов что записали?

- Сейчас в парах придумайте диалог, со словами что записали и мы разыграем с вами маленькие сценки, несколько из них мы посмотрим.

- Откройте страницу 31

- Прочитайте текст профессора.

- Какие слова в этом тексте часто повторяются?

- На какие слова их можно заменить? Как называются эти слова?

- Разделитесь на группы по 4 человека и замените слова что повторяются на слова синонимы. Прочитайте текст целиком с измененными словами.

- Для этого в конце текста у вас есть слова помощники, они помогут вам составить текст, грамотно и правильно.

Читать правило

Работать в парах

Записывать предложение

Работать над упражнением, записывать слова

Разыгрывание сценки

Работать с текстом, работать в группах

П:извлекают необходимую информацию из собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р:осмысляют учебный  материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

5 – 7 мин

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Что такое синонимы?

- Чем они схожи, чем отличаются?

- Приведите пример слов синонимов,  докажите.

- У кого были затруднения сегодня на уроке?

- кто был активным на уроке?

- Кто считает, что он хорошо поработал?

- Если вы хорошо усвоили эту тему, поднимите зеленый карандаш, если сомневаетесь, то желтый, если плохо усвоили эту тему то поднимите красный карандаш или ручку

Подводят итоги своей работы на уроке.

Л.: самооценка на основе критерия успешности.

П.: рефлексия. Контроль и самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...